Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, К.В. Змиевской - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ГБУ "МОССПОРТОБЪЕКТ": Северина А.Н. (доверенность N 1567 от 29.12.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ИП Власенко Т.Л.: Дроздов Р.В (доверенность N 1 от 30.01.2024), рассмотрев обращение ГБУ "МОССПОРТОБЪЕКТ" о включении сведений об ИП Власенко Т.Л. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБУ "МОССПОРТОБЪЕКТ" (далее - Заказчик) о включении сведений 2024-34652 2 об ИП Власенко Т.Л. (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку почвогрунта для нужд ГБУ "МосСпортОбъект" (реестровый N 0373200068624000109). 15.04.2024 между Заказчиком и Поставщиком заключен государственный контракт (реестровый N 2770205931124000172) на поставку почвогрунта для нужд ГБУ "МосСпортОбъект" (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 09.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения ИП Власенко Т.Л. существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 09.07.2024 размещено в единой информационной системе Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика 2024-34652 3 об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3.1 Контракта Начало срока поставки: 1 рабочий день c даты заключения контракта.
Согласно п. 3.2 Контракта Окончание срока поставки: 20 рабочих дней с даты заключения контракта. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что 15.04.2024 Заказчиком в адрес Поставщика было направлено письмо с разбивкой по адресам. 26.04.2024 Поставщик осуществил поставку товара (134 мешка (6,7 м*3)), не соответствующего требованиям, установленным в Техническом задании, Заказчиком был сформирован мотивированный отказ. 24.05.2024 Поставщик осуществил повторную поставку товара (27 мешков (1,35 м*3), не соответствующего требованиям, установленным в Техническом задании, Заказчиком был сформирован мотивированный отказ. 30.05.2024 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена претензия N 6373 от 30.05.2024. 20.06.2024 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена повторная претензия N 7354 от 20.06.2024. 26.06.2024 Поставщик осуществил третью поставку товара (1 мешок (0,05 м*3)), не соответствующего требованиям, установленным в Техническом задании. Представитель Поставщика на заседании Комиссии Управления пояснил, что 24 апреля 2024 года представитель Заказчика связался с представителем Поставщика с просьбой в срочном порядке произвести поставку товара. В тот же день Поставщик Уведомлением о поставке от 24 апреля 2024 уведомляет Заказчика о поставке товара 26 апреля 2024 года в период с 09:00 до 11:00, а также Уведомлением о поставке от 13 мая 2024 Поставщик уведомляет о поставке товара 17 мая 2024 года в период с 09:00 до 11:00. 26 апреля 2024 года и 17 мая 2024 года Поставщиком осуществлялись поставки товаров по устной просьбе представителя Заказчика, ввиду срочной необходимости, что подтверждается представленными Поставщиком документами о приемке (Счет- фактура N 186 от 17.05.2024, Счет-фактура N 186 от 24.05.2024, Исправление N 1 от 27.05.2024).
Согласно п. 2.5 приложения N 1 к Контракту, Поставка товара осуществляется: партиями по заявкам Заказчика, составленным по форме, установленной Приложением 4 "Форма заявки" к настоящему Техническому заданию.
Согласно п. 2.6 приложения N 1 к Контракту, Заявка направляется Поставщику посредством электронной почты не менее чем за 3 (три) рабочих дня до даты начала поставки товара, указанной в заявке. Поставка товара осуществляется 2024-34652 4 Поставщиком по адресам, в срок, в количестве и ассортименте, указанными Заказчиком в заявке.
Согласно п. 2.9 Контракта, в соответствии с требованиями Контракта Поставщик предоставляет Заказчику отчетную документацию и электронный структурированный Документ о приемке. Комплект отчетной документации должен включать:
- оригиналы документов, подтверждающих гарантийные обязательства Поставщика и производителя товара;
- заявка на поставку товара;
- оригиналы сертификатов соответствия (для продукции, включенной в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации);
- оригиналы декларации о соответствии (для продукции, включенной в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии);
- иные документы, подтверждающие качество товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с требованиями актов, указанных в разделе 6 настоящего Технического задания.
Таким образом, у Поставщика отсутствовали сведения об объеме необходимого для поставки товара по каждому конкретному адресу из указанных в Контракте, поскольку по состоянию на 21 июня 2024 года в соответствии с положениями Контракта Заказчиком не были представлены Заявки на поставку товаров. Кроме того, Поставщиком в адрес Заказчика были направлены следующие письма: Ответ от 31 мая 2024 года на претензию от 30 мая 2024 года N 6373; Возражение от 31 мая 2024 года на мотивированный отказ от приемки товара от 31 мая 2024 года N 6429; Ответ от 21 июня 2024 года на претензию (повторную) N 7354 от 20.06.24 г. По мнению Комиссии Управления, Поставщиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение Контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в Контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Поставщиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего 2024-34652 5 реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр включается, в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении Поставщика отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С учетом вышеизложенного считаем, что Поставщик не допустил нарушений норм действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе. В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Поставщика направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта. По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-34652 6
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГБУ "МОССПОРТОБЪЕКТ" во включении сведений в отношении ИП Власенко Т.Л. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комис А.С. Алексеева Управления Члены Комиссии Управления: С.Р. Гаришин К.В. Змиевская Исп.Змиевская К.В. 2024-34652
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 июля 2024 г. N 077/10/104-9804/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024