Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ФГБУ "НМИЦ ГЕМАТОЛОГИИ" МИНЗДРАВА РОССИИ: О.Г. Шмигельский (доверенность N 55 от 08.02.2024), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "КОМПАНИЯ ХЕЛИКОН": М.А. Николаева (доверенность б/н от 25.07.2024), рассмотрев обращение ФГБУ "НМИЦ ГЕМАТОЛОГИИ" МИНЗДРАВА РОССИИ о включении сведений об ООО "КОМПАНИЯ ХЕЛИКОН" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для 2024-34843 2 обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБУ "НМИЦ ГЕМАТОЛОГИИ" МИНЗДРАВА РОССИИ (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "КОМПАНИЯ ХЕЛИКОН" (далее - Исполнитель, Поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам запроса котировок в электронной форме на поставку анализаторов иммуноферментных (ИФА) ИВД, автоматических (реестровый N 0373100056624000346). 17.05.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 0373100056624000346 46047 (реестровый N1771406175624000362) на поставку анализаторов иммуноферментных (ИФА) ИВД, автоматических (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 10.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ООО "КОМПАНИЯ ХЕЛИКОН" существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе 2024-34843 3 в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 10.07.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5.1 Контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта. Товар должен быть поставлен в рабочее время Заказчика (Пн-Чт с 9-00 до 15.00; Пт с 9-00 до 14-30).
В случае доставки Товара вне установленного времени Заказчик вправе отказать Поставщику в приемке Товаров. Поставщик за 1 (один) рабочий день до осуществления поставки Оборудования направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что в 04.06.2024 Поставщик поставил товар на общую сумму 7 455 000, 00 руб., что подтверждается товарно-транспортной накладной от 04.06.2024 NЦБ-221. 04.06.2024 Заказчик направил Поставщику мотивированный отказ N3305-20 по поставленному товару с отраженными недостатками, который не соответствовал требованиям Технического задания к контракту. Было выявлено несоответствие года выпуска товара в соответствие с Техническим заданием к контракту, а именно в п.2 2024-34843 4 Технического задания к контракту установлен год выпуска не ранее 2024 года. Однако, при поставке товара на транспортировочной коробке, а также в гарантийных талонах производителя указана дата выпуска - 23.10.2023 года, что не соответствует условиям заключенного между сторонами контракта - дата выпуска - не ранее 2024 года. По состоянию на 04.07.2024 Поставщик поставку товара на общую сумму 7 455 000, 00 руб. не осуществил, в связи с чем 08.07.2024 Поставщику была направлена претензия о нарушении договорных обязательств N3913-27 от 08.07.2024 с расчетом неустойки на сумму 135 184, 00 руб., с требованием в течение 1 (одного) рабочего дня с момента получения Поставщиком настоящей претензии поставить товар, а также в течение 7 (семи) рабочих дней со дня получения настоящего требования (претензии) оплатить неустойку (пени) за несвоевременное исполнение обязательств по контракту. Представитель Исполнителя на заседании Комиссии Управления пояснил, что перед подачей заявки на участие в закупке сотрудники Общества связались с производителем Yantai Addcare Bio-Tech Co., Ltd с целью уточнения наличия готовых к отгрузке Анализаторов автоматического иммуноферментного ADC ELISA 200, с датой производства - 2024 год. Производитель со своей стороны подтвердил готовность отгрузить приборы Анализаторы автоматического иммуноферментного ADC ELISA 200, с датой производства - 2024 год, в короткие сроки после получения аванса. Сразу после заключения Контракта Поставщик обратился с запросом к держателю регистрационного удостоверения на товар - ООО "КДЛ - Центр" - с запросом на приобретение товара 2024 года выпуска, однако получил ответ, что предусмотренного Контрактом товара нет в наличии на территории Российской Федерации, срок поставки Товара составляет не менее 120 дней с даты оплаты производителю. Аналогичный ответ предоставил другой дистрибьютор производителя - ГК Вектор. 30.05.2024 Общество обратилось в Yantai Addcare Bio- Tech Co., Ltd с запросом о наличии расхождений между приборами 2023 и 2024 года выпуска. 03.06.2024 производитель сообщил, что гарантирует, что качество и технические параметры приборов, произведенных в 2023 году, имеют те же качественные и технические параметры, что и приборы, произведенные в 2024 году. 06.06.2024 Поставщик обратился к Заказчику с предложением рассмотреть возможность приемки товара с годом выпуска "не ранее октября 2023 года" со ссылкой на письмо производителя товара. Однако предложения Поставщика о поставке товара с датой производства раньше на 2 месяца неоднократно отвергались Заказчиком без обоснования необходимости поставки товара именно 2024 года выпуска.
Согласно Заключению эксперта, оборудование, в отношении которого Заказчиком было установлено несоответствие его характеристик условиям Контракта, по своим функциональным и техническим характеристикам является 2024-34843 5 улучшенным, а именно: Параметр Значение параметра в соответствии Характеристи ки со предлагаемог Спецификацией о на замену прибора (приложение N 1 к Контракту) Пипеточный канал для 1 2 Увеличенное количество одноразовых каналов позволяет увеличить наконечников скорость дозирования проб и реактивов и сократить время анализа Количество наконечников 384 960 Большее количество на борту анализатора наконечников позволяет проводить большее количество исследований без проведения очистки, и позволяет сократить время анализа (при количестве образцов более 384). Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы и портала поставщиков Исполнителем заключено и исполнено более 5 400 государственных контрактов.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Общество ранее выполняло аналогичные контракты (предмет поставки), то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. 2024-34843 6 Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр включается, в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении Исполнителя отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С учетом вышеизложенного считаем, что Общество не допустило нарушений норм действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по 2024-34843 7 существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
Р Е Ш И Л А
: Отказать ФГБУ "НМИЦ ГЕМАТОЛОГИИ" МИНЗДРАВА РОССИИ во включении сведений в отношении ООО "КОМПАНИЯ ХЕЛИКОН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: С.Р. Гаришин Н.А. Гришина Исп.Алексеева А.С. 2024-34843
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 июля 2024 г. N 077/10/104-9889/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2024