Резолютивная часть решения объявлена 31.07.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31.07.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителей Комитета городского обустройства Администрации города Иркутска (далее - Заказчик) <_>, <_>, <_>;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз и контроля" (далее - ООО "ЦНЭК", Общество) <_>,
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз и контроля" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр в связи с принятием решения об одностороннем отказе по результатам проведения открытого конкурса ""Оказание услуг строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске", извещение N0134300097522000572, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года
N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 24 июля 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "ЦНЭК" допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту на оказание услуг строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске от 09 августа 2022 года, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "ЦНЭК" представлены письменные объяснения, в которых указано, что Обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению Общества, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Комитетом по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска на основании заявки Заказчикам 08 июля 2022 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N0134300097522000572 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске" (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 492 433 рублей 80 копеек.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.07.2022 NИЭОК1 победителем данной закупки признано ООО "ЦНЭК".
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ 09 августа 2022 года между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт на оказание услуг строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске (далее - Контракт).
В пункте 1.1 Контракта установлено, что Исполнитель обязуется оказывать услуги строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске (далее - Объект) в соответствии с муниципальным контрактом, заключенным между Заказчиком и Подрядчиком (далее - Подрядчик), согласно Приложениям NN 1, 2,3 к настоящему Контракту (далее - услуги) и сдавать результат оказанных услуг Заказчику, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать его в порядке и на условиях, определенных настоящим Контрактом.
Пунктом 3.1 Контракта установлены, следующие сроки оказания услуг: Начальный срок оказания услуг по настоящему Контракту - с даты заключения настоящего Контракта. Конечный срок оказания услуг по настоящему Контракту - не позднее 30.07.2023 (но не ранее фактического ввода Объекта в эксплуатацию).
Сроки оказания Услуг по этапам (отчетным периодам) отражены в графике оказания Услуг (Приложение 2 к Контракту).
Согласно Приложению N2 к Контракту "График оказания и оплаты услуг" установлены, следующие сроки оказания услуг:
1 этап: с даты заключения контракта по 20 декабря 2022 года;
2 этап: с 20 декабря 2022 года по 30 июля 2023 года.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу необходимо было оказать предусмотренные Контрактом услуги строительного контроля не позднее 30.07.2023 (но не ранее фактического ввода Объекта в эксплуатацию).
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
09.02.2023 года Заказчик в адрес Общества направляет письмо исх. 430-74-47/23 в котором указывает, что у подрядной организации ООО "СПБ "Союз Строй", выполняющей работы по капитальному ремонту путепровода через железную дорогу на станции Батарейная, неоднократно выявляются ошибки, в строительно-монтажных работах, которые необходимо инструментально зафиксировать с привлечением геодезической службы. В настоящее время оформление документов, и проверка исполнительной документации требует оснащённости, оперативного реагирования специалиста с представителями Комитета. При осмотрах объекта со стороны Федерального агентства, ОАО "РЖД", Авторского надзора были замечания об отсутствии на объекте журнала СК, специальной одежды, элементов индивидуальной защиты. В связи с чем Заказчик просит Общество устранить слабую оснащенность специалиста Общества необходимым оборудованием на объекте стратегического значения.
09.02.2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх. 44 в котором сообщает, что в настоящее время проверяется исполнительная документация, представленная подрядчиком, поскольку в работе подрядчика выявлены ошибки, исполнительная документация не принимается, замечания подрядчиком устраняются. Ошибки в строительно-монтажных работах фиксируются инженером строительного контроля на объекте с привлечением геодезической службы, которая, в частности, работала на объекте вчера. Измерительный инструмент на объекте имеется в достаточном количестве для выполнения необходимых работ.
13.02.2023 года Заказчик направляет Обществу письмо исх. 430-74-50/24 в котором указывает, что 13 февраля 2023 года при проведении совещания в Департаменте специалист ООО "ЦНЭК" отсутствовал на совещании, затребованные документы не были предоставлены, что привело к невозможности принятия технического решения и отодвинуло выполнение работ по объекту. Просим принять меры к недопущению подобного случая, а также в случае болезни специалиста ООО "ЦНЭК", делегировать его полномочия другому представителю.
24 мая 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет запрос исх. 430-74-200/23 на предоставление отчета о проделанной работе за период с момента заключения контракта до настоящего времени; на предоставление результатов входного контроля всех поступивших на объект строительных материалов; результаты лабораторных испытаний в 100% объеме. Согласно указанному письму Обществу вышеуказанные документы необходимо предоставить в срок до 29 мая 2023 года.
29 мая 2023 года Общество направляет в адрес Заказчика письмо исх.143 в котором сообщает промежуточные результаты о проделанной работе.
13 июля 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет запрос исх. 430-74-329/23 на предоставление отчета о проделанной работе в срок до 25 июля 2023 года.
24 июля 2023 года Общество в письме исх. 201 сообщает Заказчику, что в соответствии с муниципальным контрактом N10-64-1271/22 от 09.08.2022 г. отчёты о своей деятельности в рамках оказания услуг строительного контроля на объекте: "Капитальный ремонт путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске" направлены Заказчику нарочно сотрудником Общества, 25 июля 2023 года Обществом будет направлен итоговый отчет по результатам строительного контроля на объекте.
21 июля 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет письмо исх. 405-71д-5156/23 в котором указывает, что рассмотрев отчеты строительного контроля, предоставленные в Комитет городского обустройства администрации города Иркутска письмом от 18 июля 2023 года N 403-58-1224/23 в рамках выполнения муниципального контракта 9 августа 2021 года 010-64-1271/22 на оказание услуг строительного контроля при проведении работ по капитальному ремонту путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске сообщаю о необходимости устранения следующих замечаний: откорректировать титульные листы, согласно периодам отчетов и номеру муниципального контракта; - раздел 3 - во всех предоставленных отчетах не указано выполнение работ по контракту, отставание в финансовом отношении; не предоставлены исполнительные геодезические схемы с планововысотными отметками в каждом отчёте. В отчетах отсутствуют протоколы испытания бетона на 7 и 28 сутки; протоколы испытания применяемого грунта; протоколы испытания щебня; акты отбора проб на все лабораторные испытания. В связи с изложенным, Заказчик просит Общество исправить все отмеченные замечания и повторно предоставить отчеты по строительному контролю в срок до 25 июля 2023 года.
25 июля 2023 года Общество в письме исх. 203 направляет в адрес Заказчика Отчет по осуществлению строительного контроля на объекте "Капитальный ремонт путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в г. Иркутске" с 05.05.22г. по 30.06.23г, на 210 л.
24 августа 2023 года Обществом были сданы в адрес Заказчика итоговые отчеты по строительному контролю на объекте "Капитальный ремонт путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в г. Иркутске", о чем был составлен акт приема-передачи документов.
14 февраля 2024 года Заказчик в адрес Общества направляет письмо исх. 405-71р-792/24 в котором Заказчик указывает, что Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контакт от 9 августа 2022 года N010-64-1271/22 на оказание услуг строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске.
В соответствии с пунктом 3.1. Начальный срок оказания услуг по настоящему Контракту - с даты заключения настоящего Контракта. Конечный срок оказания услуг по настоящему Контракту - не позднее 30.07,2023 (но не ранее фактического ввода Объекта в эксплуатацию).
Комитет городского обустройства администрации города Иркутска (далее - Комитет, Заказчик) являлся Заказчиком по муниципальному контракту от 22 декабря 2021 года N 010-64-1961/21 на выполнение работ по капитальному ремонту путепровода на ст. Батарейная в городе Иркутске (далее - МК N 010-64-1961/21) заключенному с подрядной организацией ООО СПБ "Союз-Строй".
ООО "СПБ Союз-Строй" производились работы с нарушением графика производства работ являющимся приложением к МК N 010-64-1961/21, в том числе нарушена последовательность выполнения работ в соответствии с графиком производства работ. В связи с неисполнением ООО "СПБ Союз-Строй" обязательств по выполнению работ по капитальному ремонту путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске в полном объеме в сроки, предусмотренные МК N 010-64-1961/21, Заказчик 30 июня 2023 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В настоящее время Комитетом Заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту путепровода на ст. Батарейная в городе Иркутске с МУП "СЭМ". МК 010-64-1961/21 заключенный с ООО СПБ "Союз-Строй" фактически не завершен, следовательно, объект не введен в эксплуатацию. Работы по МК N010-64-1961/21 на момент расторжения контракта выполнены на 16 % от общего объёма. Расчет стоимости выполнения работ на оказание услуг строительного контроля при выполнении работ по капитальному ремонту путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске производится в процентном соотношении от работ, выполненных подрядчиком на объекте в соответствии с МК N 010-64-1961/21, следовательно, работы по МК N010-64-1271/22 выполнены на 16%. Стоимость выполненных работ составила 688 968,64 руб.
23 апреля 2024 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх.68 в котором сообщаем, что все обязательства по муниципальному контракту N010-64-1271/22 от 09.08.22 исполнены нами в полном объеме в установленные сроки.
Согласно актам составленными Заказчиком от 08 апреля 2024 года N1, от 15 апреля 2024 года N2, от 22 апреля 2024 года N 3 от 3 мая 2024 года N 4, от 13 мая 2024 года N5, от 20 мая 2024 года N 6, от 3 июня 2024 года N8, от 10 июня 2024 года N9, от 17 июня 2024 года N10, от 24 июня 2024 года N11 специалисты строительного контроля на объекте капитального ремонта путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске отсутствовали, не осуществлялись мероприятия по определению объема выполненных работ.
12 июля 2024 года Заказчиком составлен мотивированный отказ от приемки в котором Заказчик указывает, что отказывается от подписания акта о приемке выполненных работ N 37 от 28 июля 2023 года и от акта о приемке выполненных работ N 42 от 15 сентября 2023 года.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствие с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Под неисполнением обязательств понимается, например, отказ от выполнения контракта, выполнение его условий не в полном объеме, нарушение сроков выполнения контракта и другие обстоятельства.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеназванного 12 июля 2024 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с ненадлежащим исполнением ООО "ЦНЭК", обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 12 июля 2024 года, что считается надлежащим уведомлением, о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 23 июля 2024 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 23 июля 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС исследовав представленные Заказчиком и Обществом документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения Общества, пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Общества не было.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное. Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Из представленных сторонами пояснений и документов следует, что Обществом предпринимались действия, направленные на исполнение контракта, о чем свидетельствует представленная переписка между сторонами.
Представителем Заказчика не опровергнут факт частичного исполнения ООО "ЦНЭК" обязательств по Контракту.
Однако, в связи с тем, что по состоянию на 12 июля 2024 года Обществом не осуществлялись работы по строительному контролю при выполнении работ по капитальному ремонту путепровода через железную дорогу на станции Батарейная в городе Иркутске Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
При этом, исходя из представленных материалов Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что согласно пункту 4.6 Контракта в течение 3 (трёх) рабочих дней следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе, пунктом 4.3 Контракта Заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке либо формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
28 июля 2023 года ООО "ЦНЭК" в единой информационной системе сайта https://zakupki.gov.ru размещены документы о приемки.
Комиссией в ходе рассмотрения обращения установлено, что Заказчиком 05 сентября 2023 года произведена приемка выполненных работ и подписан усиленной электронной подписью документ о приемке в единой информационной системе.
Вместе с тем, 12 июля 2024 года Заказчиком составлен мотивированный отказ от приемки в котором Заказчик указывает, объем оказанных услуг, указанных в направленном Обществе акте о приемке выполненных работ не соответствуют объемам услуг, фактически оказанных ООО "ЦНЭК".
Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчиком допущено нарушение условий Контракта, а именно пункта 4.3.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Общества отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "ЦНЭК".
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО "ЦНЭК", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссий не установлено.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в статье 104 Федерального закона N44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N1078) определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Федеральный закон N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позволяют продлевать сроки рассмотрения таких обращений.
Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
По смыслу статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом, ни Федеральный закон N44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ N1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Как указывает Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 08.06.2017 NФ05-4878/2017 по делу NА40-157217/2016 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Аналогичные признаки недобросовестности отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 г. по делу NА40-6025/11-147-67, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 г. по делу NА40-174348/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 г. по делу NА49-6535/2015, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 г. по делу NА40-228354/15, Постановлении Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 г. по делу NА58-8083/2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, Определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В частности, на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных подрядчиков ООО "ЦНЭК" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "ЦНЭК", а также в связи с исполнением Обществом части обязательств по Контракту, объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "ЦНЭК", а также сведений в отношении учредителя, единоличного исполнительного органа ООО "ЦНЭК" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз и контроля" (355000, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, д.156 - 73, ИНН: 2634092774), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Центр независимых экспертиз и контроля" (<_>), в лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Председатель комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 31 июля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.07.2024