Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела контроля Комиссии: закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), провела внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при 2024-12345 2 проведении электронного аукциона на капитальный ремонт главного корпуса (Архитектурные решения. Перегородки.) ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" (извещение N 0869200000224006294) при участии в заседании Комиссии:
- представителей ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" (далее - заказчик) Галиуллина И.И. (исполняющий обязанности главного врача согласно выписки из ЕГРЮЛ), Мацковской К.А., Соловьевой О.Е., действующих на основании доверенностей от 22.07.2024;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченный орган) Обвинцевой Н.С., Захарченко К.Е., действующих на основании доверенностей от 19.01.2024 N 01, от 10.10.2023 N 18,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 16.07.2024 поступила жалоба ООО "Стратегия" на положения извещения при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт главного корпуса (Архитектурные решения. Перегородки.) ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" (извещение N 0869200000224006294) (далее - аукцион, закупка). Решением N 074/06/105-1592/2024 (N 289-ж/2024) от 22.07.2024 отказано в рассмотрении по существу жалобы ООО "Стратегия", в связи с нахождением сведений об учредителе общества в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с тем, на основании подпункта "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзаца 3 подпункта "а" пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576) Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком 04.07.2024, изменения извещения - 10.07.2024, 11.07.2024, 12.07.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 418 950,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 17.07.2024 08:00.
Итоги аукциона подведены 17.07.2024.
По состоянию на 25.07.2024 контракт по итогу закупки не заключен. Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, 1.
В силу пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, 2024-12345 3 должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- проект контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки. Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика. Наименованием объекта закупки является "Капитальный ремонт главного корпуса (Архитектурные решения. Перегородки) ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш". Приложением N 1 к извещению является описание объекта закупки в виде Технического задания. Пунктами 3, 5 Технического задания предусмотрено, что: "3.
Заказчик для контроля за производством работ и соблюдения требований строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других действующих нормативных документов, привлекает организации осуществляющие: строительный надзор.
5. Заказчик вправе привлекать независимых экспертов. До момента направления с использованием единой информационной системы документа о приемке, Подрядчику необходимо направить документ о приемке на проверку технического надзора, после устранения замечаний технического надзора документ о 2024-12345 4 приемке размещается в единой информационной системе. Исполнительная документация на бумажном носителе подписывается представителями Подрядчика, Заказчика и организации осуществляющей технический надзор".
Согласно статье 749 ГК РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика. Обязанность по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ предусмотрена статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК рФ).
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. В свою очередь, в соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком. Возможна передача функций строительного контроля третьему лицу на основании заключенного с ним договора.
В соответствии с пунктом 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство;
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации). При этом в силу части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
Таким образом, градостроительное законодательство четко разделяет такие понятия, как строительный контроль и строительный надзор. В рассматриваемом случае, исходя из условий проекта контракта, обстоятельств дела, пояснений заказчика и уполномоченного учреждения, по смыслу и содержанию Технического задания имеет место быть в ходе 2024-12345 5 исполнения обязательств по контракту строительный контроль. Относительно примененного заказчиком при описании объекта закупки понятия "технический надзор" Комиссия Челябинского УФАС России отмечает неактуальность данного понятия, поскольку Постановление Госстроя СССР от 02.02.1988 N 16 "Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.06.2020 N 857.
В связи с отсутствием в настоящее время законодательного регулирования технического надзора, из описания объекта закупки невозможно сделать однозначный вывод об организации, которой до момента направления с использованием единой информационной системы документа о приемке, подрядчику необходимо направить документ о приемке на проверку. С учетом изложенного, описание объекта закупки сформировано заказчиком в нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 8 Технического задания установлено, что при производстве работ подрядчик ежедневно, после завершения работ, должен производить полную уборку мест производства работ и подготовку к вывозу строительного мусора. При этом представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что видами работ в локальной смете предусмотрены кладка кирпича на раствор, армирование, обрамление проемов, что подразумевает неотъемлемо остатки строительных материалов (бой кирпича, остатки строительного раствора, обрезки арматурной сетки, обрезки прокатной стали, обрезки арматурной стали). При этом представители заказчика отметили, что подготовка к вывозу строительного мусора не подразумевает его фактический вывоз и дальнейшую утилизацию. Вместе с тем, необходимо отметить, что приложение N 1 к контракту (Техническое задание) в пункте 6 обязывает подрядчика иметь в наличии "Договор с полигоном или справки на вывоз мусора (при вывозе мусора)" для целей приемки, принятия и оплаты выполненных работ заказчиком. Представители заказчика на заседании Комиссии указали на ошибочность положений пункта 6 приложения N 1 к контракту в части требования о наличии у подрядчика договора с полигоном или справки на вывоз мусора (при вывозе мусора) и пояснили, что данное положение исключено из описания объекта закупки путем внесения изменений в приложение N 1 к извещению (Техническое задание).
Таким образом, на дату проведения внеплановой проверки выявлена противоречивость условий приложения N 1 к извещению и приложения N 1 к контракту, которая в совокупности с положениями пункта 3.4.10. проекта контракта может свидетельствовать о неправомерном требовании к подрядчику в части транспортирования и передачи отходов организациям, осуществляющим их размещение, утилизацию, в отсутствие в локально-сметных расчетах информации об объеме вывоза отходов. С учетом изложенного, условия исполнения контракта не соответствуют описанию объекта закупки, что нарушает пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и может привести к заключению контракта в нарушение объявленных условий, потребности заказчика, выраженной в том числе в разъяснениях положений извещения об осуществлении закупки. В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица 2024-12345 6 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-12345
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июля 2024 г. N 074/06/99-1620/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024