Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела контроля Комиссии: закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), провела внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт главного корпуса (плит перекрытия) ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" (извещение N 0869200000224006295) при участии в заседании Комиссии: 2024-12378 2 - представителей ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" (далее - заказчик) Галиуллина И.И. (исполняющий обязанности главного врача согласно выписки из ЕГРЮЛ), Мацковской К.А., Соловьевой О.Е., действующих на основании доверенностей от 22.07.2024;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченный орган) Обвинцевой Н.С., Захарченко К.Е., действующих на основании доверенностей от 19.01.2024 N 01, от 10.10.2023 N 18,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 16.07.2024 поступила жалоба ООО "Стратегия" на положения извещения при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт главного корпуса (плит перекрытия) ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш" (извещение N 0869200000224006295) (далее - аукцион, закупка). Решением 074/06/105-1591/2024 (N 288-ж/2024) от 22.07.2024 отказано в рассмотрении по существу жалобы ООО "Стратегия", в связи с нахождением сведений об учредителе общества в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с тем, на основании подпункта "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзаца 3 подпункта "а" пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576) Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком 04.07.2024, изменения извещения - 10.07.2024, 11.07.2024, 12.07.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 195 590,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 17.07.2024 08:00.
Итоги аукциона подведены 17.07.2024.
По состоянию на 25.07.2024 контракт по итогу закупки не заключен, в связи с отсутствием заявок аукцион признан несостоявшимся. Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, В силу пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; 2024-12378 3 - проект контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки. Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика. Наименованием объекта закупки является "Капитальный ремонт главного корпуса (Архитектурные решения. Перегородки) ГБУЗ "Городская больница г. Карабаш". Приложением N 1 к извещению является описание объекта закупки в виде Технического задания. Пунктами 3, 5 Технического задания предусмотрено, что: "3.
Заказчик для контроля за производством работ и соблюдения требований строительных норм и правил, стандартов, технических условий и других действующих нормативных документов, привлекает организации осуществляющие: строительный надзор.
5. Заказчик вправе привлекать независимых экспертов. До момента направления с использованием единой информационной системы документа о приемке, Подрядчику необходимо направить документ о приемке на проверку технического надзора, после устранения замечаний технического надзора документ о приемке размещается в единой информационной системе. Исполнительная документация на бумажном носителе подписывается представителями Подрядчика, Заказчика и организации осуществляющей технический 2024-12378 4 надзор".
Согласно статье 749 ГК РФ заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика. Обязанность по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ предусмотрена статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК рФ).
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. В свою очередь, в соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком. Возможна передача функций строительного контроля третьему лицу на основании заключенного с ним договора.
В соответствии с пунктом 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство;
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации). При этом в силу части 1 статьи 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется:
1) при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса;
2) при реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, за исключением случая, предусмотренного частью 3.3 статьи 49 настоящего Кодекса.
Таким образом, градостроительное законодательство четко разделяет такие понятия, как строительный контроль и строительный надзор. В рассматриваемом случае, исходя из условий проекта контракта, обстоятельств дела, пояснений заказчика и уполномоченного учреждения, по смыслу и содержанию Технического задания имеет место быть в ходе исполнения обязательств по контракту строительный контроль. Относительно примененного заказчиком при описании объекта закупки понятия "технический надзор" Комиссия Челябинского УФАС России отмечает неактуальность 2024-12378 5 данного понятия, поскольку Постановление Госстроя СССР от 02.02.1988 N 16 "Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.06.2020 N 857.
В связи с отсутствием в настоящее время законодательного регулирования технического надзора, из описания объекта закупки невозможно сделать однозначный вывод об организации, которой до момента направления с использованием единой информационной системы документа о приемке, подрядчику необходимо направить документ о приемке на проверку. С учетом изложенного, описание объекта закупки сформировано заказчиком в нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ. С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения подрядчика.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-12378
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 30 июля 2024 г. N 074/06/99-1620/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.07.2024