Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
Председатель Комиссии: заместитель руководителя управления Верзун Ю.Д., Члены комиссии: Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Назаров И.Г., Специалист-эксперт отдела контроля закупок Романенко В.В., с участием представителя заказчика: ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России (г. Тюмень) (далее также - заказчик), Чусовитина Д.Н. по доверенности N 3-21/24 от 09.01.2024 в отсутствие заявителя: ООО "Триумф" (далее также - Общество, участник закупки), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, рассмотрев в дистанционном режиме, посредством плагина True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу ООО "Триумф" на действия заказчика ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России (г. Тюмень) при проведении электронного аукциона на поставку товара (реестровый номер закупки 0367100000824000292),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "Триумф" на действия заказчика ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России (г. Тюмень) при проведении электронного аукциона на поставку товара. Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, дате и времени её рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает, что заказчик закупает коврик антибактериальный, который не является дезинфицирующим средством, и не включен в реестр Минпромторга России, в свою очередь на коврик дезинфекционный существует позиция КТРУ 20.20.14.000-00000012, однако в ответе на запрос разъяснений положения извещения о закупке заказчик указал на невозможность применения указанной позиции КТРУ, что по мнению заявителя является неправомерным. Заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела. Заказчик просит Комиссию Тюменского УФАС России признать жалобу заявителя необоснованной. Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам. Из материалов дела усматривается, что ФГБУ "Федеральный центр нейрохирургии" Минздрава России (г. Тюмень) являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку товара, с начальной (максимальной) ценой контракта 5 920 211,05 рублей, в интересах заказчика Управления делами Правительства Тюменской области. Информация об электронном аукционе была размещена 17.07.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru , с реестровым номером закупки 0367100000824000292 Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://roseltorg.ru Пунктом 3 статьи 3 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ. Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Пунктом 12 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Объект рассматриваемой закупки отнесен заказчиком к позициям КТРУ: 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000006, 20.20.14.000-00000007, при этом, по позиции коврик антибактериальный применен код ОКПД2 20.20.14.000 позиция КТРУ на коврик антибактериальный не применялась. Указанные позиции КТРУ не содержали информацию о характеристиках товара, кроме единственной - форма выпуска (жидкость, порошок, салфетка) и количество штук в упаковке. Дополнительная информация включена в описание объекта закупки исключительно с целью точного отражения функциональных качественных и иных характеристиках объекта закупки характеристик товара, при этом заказчиком приведено достаточно подробное обоснование необходимости применения указанных дополнительных характеристик непосредственно в описании объекта закупки. Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки применительно к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги). Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код ОКПД 2, по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения закупаемого товара. Закон о контрактной системе не предусматривает такого нарушения, как неправильно выбранный заказчиком код ОКПД 2, вместе с тем, правильное соотнесение закупаемого товара (работы, услуги) применительно к конкретному коду ОКПД 2 влияет на правильный способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:
- на решение вопроса о необходимости предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также организациям инвалидов;
- необходимость учитывать условия, запреты и ограничения допуска товаров происходящих из иностранных государств (статья 14 Закона о контрактной системе);
- соблюдение правил описания товара по КТРУ. Действительно, Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство не содержат положений, ограничивающих возможность заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД2 проводимых закупок. Более того, Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода ОКПД2, к выбору кода ОКПД2 Законом о контрактной системе также не установлено каких-либо императивных требований. При этом, не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода. Код позиции КТРУ представляет собой уникальный цифровой код, основанный на кодах ОКПД2.
В отличие от ОКПД2, КТРУ содержит описание товарной позиции, включающее как обязательные, так и не обязательные для применения заказчиком характеристики закупаемого товара. Процентное содержание концентрации по бактериям в запрашиваемых средствах, обеспечивает для Заказчика соблюдение требований санитарного законодательства по предупреждению и распространению инфекцией, связанной с оказанием медицинской помощи (ИСМП) и обеспечение проведения всех манипуляций с позиций эпидемиологической безопасности с учетом результатов исследования чувствительности средств к эпидемиологически значимой микрофлоре учреждения и результатов производственного контроля (пп. 3429, 3577 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"). В своем учреждении заказчик применяет средства в указанных режимах, так как это отвечает его запросам (экономичность использования, минимизация времени при разведении и обработки объектов), изменение данных характеристик может привести к поставке в учреждение средств, обладающих невыгодными с экономической и практической точки зрения параметрами. Предъявляемые требования к характеристикам не противоречат действующему законодательству.
Согласно пункту 4 технического задания, требуется средство, в том числе, совместимое с системой "Мельсептомат Джи". На рынке представлено несколько средств, подходящих под указанные требования: "Гексакварт форте" (Bbraun, Швейцария), Абсолюпол (ЗАО "Химический завод "АЛ-ДЕЗ", Россия), Картекс плюс (ООО "Ленбытхим", Россия).
Согласно инструкции производителя на дозатор Мельсептомат Джи, система тестирована и сертифицирована на полную совместимость с дезинфицирующими и моющими средствами Б.Браун. Однако не указано, что система не может использоваться с другими дезинфицирующими средствами. Из чего следует, что другие дезинфицирующие средства, отвечающие требованиям заказчика в отношении состава, режимов и антимикробной активности, могут быть использованы с указанной системой автоматического приготовления и выдачи готовых к использованию дезинфицирующих и моющих растворов. В инструкции для таких случаев прописана возможность калибровки системы: "..положение " " позволяет уполномоченному и обученному специалисту калибровать концентрации рабочего раствора посредством объемного измерения и устанавливать автоматическое распределение требуемого количества раствора заданной концентрации. Калибровка концентраций готового раствора от 0,25% до 4,0% (шкала отображена на передней панели системы)".
Таким образом, объект закупки, сформированный исходя из целей осуществления закупки и потребностей Заказчика, не ограничивает конкуренцию. Приложение к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.05.2019 N 78, включая изменения, вносимые в раздел 20 главы II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), раздел 20. Требования к дезинфекционным средствам содержит следующие определения: "дезинфекционные средства" - средства, предназначенные для проведения дезинфекции (дезинфицирующие средства), предстерилизационной очистки, стерилизации (стерилизующие средства), дезинсекции (инсектицидные, педикулицидные, акарицидные средства), дератизации (дератизационные средства), а также репеллентные средства; "дезинфицирующее средство" - средство, применяемое для уничтожения микроорганизмов в объектах (на объектах) окружающей среды; "стерилизующее средство" - средство, предназначенное для уничтожения микроорганизмов всех видов (в том числе бактерий, вирусов, грибов) на всех стадиях их развития; "средство предстерилизационной очистки" - средство, предназначенное для удаления с медицинских изделий белковых, жировых и других загрязнений, препятствующих стерилизации или снижающих его эффективность. Заказчику требуются коврики, которые будут задерживать с помощью клейких слоев, покрытых нетоксичным напылением, рост грамположительных и грамотрицательных бактерий (исключая туберкулез), грибов рода Кандида и Трихофитон, на поверхности обуви при контакте. Это помогает предотвратить распространение инфекций в помещениях заказчика.
Таким образом, коврик является дезинфекционным средством. В каталог КТРУ включена позиция N 20.20.14.000-00000012 "Коврик дезинфекционный", имеющая обязательные для применения характеристики, одной из которых является "Объем", исчисляемый в литрах; ^кубических дециметрах. Данная характеристика не может быть применима к требуемому заказчику товару, поскольку необходим полимерный коврик с клейкими слоями, покрытыми нетоксичным напылением. Поэтому по данной позиции заказчиком был применен код ОКПД2 20.20.14.000 "Средства дезинфекционные". В государственном реестре российской продукции Минпромторга России включены дезинфицирующие средства для поверхностей с кодом ОКПД2: 20.20.14.000, при формировании лота заказчик обязан применить ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, что и было выполнено заказчиком. Какие-либо иные нарушения законодательства о контрактной системе в ходе проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя Комиссией Тюменского УФАС России не установлено. Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым признать жалобу заявителя необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Триумф" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии: Ю.Д. Верзун Члены комиссии: И.Г. Назаров В.В. Романенко
2024-6087
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 августа 2024 г. N 072/06/44/131/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2024