Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя Управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
с участием представителей заказчика - Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области: - (по доверенности), - (по доверенности), - (по доверенности),
с участием представителя подрядчика - ООО "Регион": - (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области о включении сведений об ООО "Регион" (ИНН 5406627881, 630112, г. Новосибирск, ул. Красина, зд. 54) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика - Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Нежилое помещение, площадью 3549,2 кв.м, расположенное по адресу: 630082 Новосибирская область, г. Новосибирск, р-н Заельцовский, ул. Дачная, д. 60 (комплексный ремонт)" (извещение N 0151100009623000035),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области о включении сведений об ООО "Регион" (ИНН 5406627881, 630112, г. Новосибирск, ул. Красина, зд. 54) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика - Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Нежилое помещение, площадью 3549,2 кв.м, расположенное по адресу: 630082 Новосибирская область, г. Новосибирск, р-н Заельцовский, ул. Дачная, д. 60 (комплексный ремонт)" (извещение N 0151100009623000035).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
11.05.2023 г. заказчиком с ООО "Регион" был заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Нежилое помещение, площадью 3549,2 кв.м, расположенное по адресу: 630082 Новосибирская область, г. Новосибирск, р-н Заельцовский, ул. Дачная, д. 60 (комплексный ремонт)".
В соответствии с п. 3.3 контракта срок выполнения работ по контракту в полном объеме: 1 этап - с даты заключения контракта по 30.11.2024 г., 2 этап - с 01.12.2024 г. по 30.11.2025 г.
При этом, сроки выполнения отдельных видов работ по контракту установлены в календарном плане (графике) выполнения работ (подлежит предоставлению подрядчиком на согласование заказчику в течение 5 рабочих дней после заключение контракта).
Вместе с тем, подрядчик не представил календарный план (график) в регламентированный контрактом срок. Более того, подрядчик длительное время не приступал к выполнению работ, систематически не вел журнал производства работ, а также несколько раз полностью приостанавливал работы на объекте.
14.02.2024 г., 20.02.2024 г., 19.03.2024 г. 28.05.2024 г. и 03.06.2024 г. заказчик направлял в адрес подрядчика претензии, в которых требовал представить вышеуказанные документы и приступить к выполнению работ до 29.02.2024 г., 22.03.2024 г. и 24.06.2024 г., соответственно.
28.02.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика письмо, в котором гарантировал представить актуальный план (график) выполнения работ, приказ на ответственных лиц, а также приступить к выполнению работ не позднее 01.03.2024 г.
29.05.2024 г. состоялось рабочее совещание с участием представителей заказчика, подрядчика и строительного контроля, по результатам которого был составлен протокол, соглано которому подрядчику было предписано завершить в полном объеме работы на разобранном участке по установлению кровли в срок до 20.06.2024 г.
Вместе с тем, подрядчик указанные работы в срок до 20.06.2024 г. не завершил, в связи с чем, объекту, расположенному по адресу: 630082, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Дачная, д. 60, был нанесен материальный ущерб, а именно: из-из обильных осадков произошло намокание теплоизоляционного слоя чердачного помещения, в результате чего он пришел в негодность, произошло затопление помещения актового зала и кабинетов второго этажа.
08.07.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика претензионное письмо, в котором изложил вышеописанные обстоятельства, а также требовал в кратчайший срок завершить работы по ремонту кровли участка и возместить порчу имущества.
По состоянию на 18.07.2024 г. работы по ремонту участка кровли подрядчик не завершил.
Отделочные работы по внутренним помещениям подрядчиком не ведутся. За время работы с начала действия контракта подрядчик выполнил только демонтажные работы, составляющие около 5 % предмета контракта. К остальным работам по контракту подрядчик не приступал.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются предписаниями, выданными заказчику организацией ООО "Стройкомплект", осуществляющей функции строительного контроля, об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства от 03.05.2024 г., 29.06.2024 г., 09.07.2024 г., письмом от 11.07.2024 г., а также фотографиями, представленными в акте о нарушении условий контракта от 18.07.2024 г.
18.07.2024 г. заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 18.07.2024 г. было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 18.07.2024 г., следовательно, 18.07.2024 г. подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 30.07.2024 г.
ООО "Регион" направило в адрес Новосибирского УФАС России пояснения следующего содержания.
Подрядчик сообщил, что в период с 01.01.2024 г. по 23.07.2024 г. ООО "Регион" выполнило работы на общую сумму 1 147 732,76 руб. Подрядчиком был закуплен товар для выполнения работ по контракту.
Кроме того, задержка выполнения работ по контракту была вызвана тем, что в процессе выполнения работ подрядчиком были выявлены неучтенные проектно-сметной документацией виды работ, без выполнения которых невозможно было предложить выполнение работ по контракту, о чём заказчик был уведомлен письмом от 31.05.2024 г.
05.06.2024 г. заказчиком было подписано дополнительное соглашение N 261с о внесении изменений в локальные сметные расчёты.
Таким образом, по мнению ООО "Регион", вышеизложенное подтверждает тот факт, что подрядчик добросовестно исполняет обязанности по контракту.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "а" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" п. 13 данных Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссии Новосибирского УФАС России и заказчику от ООО "Регион" не были представлены какие-либо документы и информация, достоверно подтверждающие невозможность выполнения работ по контракту.
В силу абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
При этом, согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях ООО "Регион", выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, подрядчиком было допущено существенное затягивание сроков выполнения работ по контракту, а также игнорирование писем (претензий) заказчика, а также предписаний строительного контроля, что не может свидетельствовать о добросовестности подрядчика. Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Кроме того, в соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России подрядчиком не были устранены нарушения условий контракта, послужившее основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Более того, подрядчиком не было обеспечено надлежащее исполнение обязательств по контракту, что повлекло причинение материального ущерба заказчику, выразившегося в затоплении помещений, расположенных по адресу: г. Новосибирск, р-н Заельцовский, ул. Дачная, д. 60. Кроме того, подрядчиком не было предпринято действий, направленных на устранение последствий данного ущерба, что не может свидетельствовать о добросовестности организации.
Довод подрядчика о наличии обстоятельств, которые стали причиной задержки выполнения работ по контракту (выявление неучтенных проектной документацией видов работ), не может быть принят Комиссией Новосибирского УФАС как обоснованный, поскольку указанные обстоятельства были урегулированы заказчиком в кратчайшие сроки - в течение 5 календарных дней, с момента уведомления заказчика о таких обстоятельствах.
Таким образом, в данном случае, а также с учетом обстоятельств, изложенных в хронологии действий сторон, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не подлежало отмене, а действия подрядчика не могут быть квалифицированы Комиссией Новосибирского УФАС России как действия, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о ней в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения ею предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО "Регион" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО "Регион" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Регион (ИНН 5406627881, 630112, г. Новосибирск, ул. Красина, зд. 54), о директоре и участнике ООО "Регион" - Тимошенко Владимире Викторовиче (ИНН 421101475101) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 августа 2024 г. N 054/06/104-1991/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024