Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Мамонтов А.Д. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Бояркин Д.В. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - муниципального казенного учреждения Новосибирского района Новосибирской области "Управляющая компания единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства и строительства" (далее - МКУ Новосибирского района НСО "УК ЕЗ ЖКХС"): Фэна Александра Алексеевича (по доверенности), Головко Владимира Дмитриевича (по доверенности),
в присутствии представителя подрядчика - ООО Строительная компания "РИО" (далее - ООО СК "РИО"): Шарипова Виктора Рашидовича (директор),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение МКУ Новосибирского района НСО "УК ЕЗ ЖКХС" о включении сведений об ООО СК "РИО" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом МКУ Новосибирского района НСО "УК ЕЗ ЖКХС" от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту универсальной спортивной площадки МБОУ Новосибирского района Новосибирской области "Криводановская средняя школа N22" (извещение N 0351300298324000050),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение МКУ Новосибирского района НСО "УК ЕЗ ЖКХС" о включении сведений об ООО СК "РИО" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом МКУ Новосибирского района НСО "УК ЕЗ ЖКХС" от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту универсальной спортивной площадки МБОУ Новосибирского района Новосибирской области "Криводановская средняя школа N22" (извещение N 0351300298324000050).
11.03.2024 г. заказчиком с ООО СК "РИО" был заключен контракт на выполнение работ по ремонту универсальной спортивной площадки МБОУ Новосибирского района Новосибирской области "Криводановская средняя школа N22".
В соответствии с п. 3.3 контракта срок выполнения работ подрядчиком в течение 40 календарных дней с 13.05.2024 г.
11.03.2024 г. подрядчик направил в адрес заказчика письмо N 52 с приложением графика работ на объекте, акта освидетельствования скрытых работ на объекте и приказом о назначении ответственных лиц за производство работ.
20.03.2024 г. заказчик в ответном письме N 485 согласовал направленные подрядчиком график выполнения работ и акт освидетельствования скрытых работ. В данном же письме заказчик сообщил подрядчику, что топографическая основа для предоставления ее подрядчику не требуется поскольку контрактом предусмотрено исключительно изменение профиля покрытия спортивной площадки с добавлением нового материала.
13.06.2024 г. заказчиком направлена в адрес подрядчика претензия N 1101, в данной претензии заказчик сообщил, что им 11.06.2024 г. была осуществлена проверка объекта с целью контроля выполнения работ, в ходе данного мероприятия заказчик указал следующее: подрядчиком осуществлён демонтаж тротуарной плитки и был начат демонтаж резинового покрытия спортивной площадки, однако на момент присутствия представителей заказчика на объекте работы не выполнялись.
21.06.2024 г. последний день для сдачи выполненных работ подрядчиком по контракту.
15.07.2024 г. заказчик осуществил проверку выполненных работ по контракту, так согласно данному акту:
1) работы по покрытию спортивной площадки из резиновой крошки не выполнены;
2) не установлены баскетбольные щиты;
3) отсутствует дорожка к спортивной площадке;
4) не завершен ремонт ограждения;
5) отсутствует запорная арматура на калитке;
6) не произведена отсыпка отсева с последующим уплотнением;
7) присутствуют остатки бетона вокруг спортивной площадки (строительный мусор не убран).
17.07.2024 г. заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данное решение 17.07.2024 г. было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 17.07.2024 г., следовательно, 17.07.2024 г. поставщик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 30.07.2024 г.
В соответствии с ч.14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
31.07.2024 г. Новосибирским УФАС России в адрес ООО СК "РИО" было направлено уведомление с требованием о представлении письменных объяснений по факту неисполнения обязательств по контракту.
В адрес Новосибирского УФАС России поступили пояснения от ООО СК "РИО" следующего содержания.
13.06.2024 г. заказчиком была направлена претензия о нарушении сроков и информация о том, что работы 11.06.2024 г. не велись. Подрядчик в своих пояснениях указал, что заказчиком не посещался объект в указанную дату и работы велись в соответствии с контрактом.
02.07.2024 г. подрядчиком от заказчика получена претензия с расчётом неустойки.
Подрядчик сообщил, что устно в разговоре с заказчиком он не возражает о выплате неустойки и готов продолжить работы.
17.07.2024 г. подрядчиком получено уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке со стороны заказчика.
25.07.2024 г. подрядчиком направлено письмо N 69 в адрес заказчика, согласно данному письму невыполнение работ в сроки, установленные контрактом, произошли из-за недобросовестных действий субподрядных организаций.
На данном основании подрядчик просил заказчика рассмотреть возможность продления сроков выполнения работ до 30.08.2024 г.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.п. "в" п.15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ N1078 от 30.06.2021 г. (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, а именно, принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно абзацу 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что сам факт выполнения какой-либо части работ не освобождает от обязанностей выполнить весь объем работ и не освобождает от ответственности за невыполнение работ, предусмотренных условиями контракта. По утверждению подрядчика, неисполнение контракта произошло в следствие недобросовестных действий субподрядчиков, указано в письме подрядчика N 69, однако данное обстоятельство, как указано в п. 3 ст. 401 ГК РФ, не является обстоятельством, которое освобождает подрядчика от ответственности за ненадлежащее исполнение контракта, таким образом, подрядчик несет ответственность за допущенные нарушения своих контрагентов. Доказательств устранения нарушений в десятидневный срок с момента надлежащего уведомления о расторжении контракта в одностороннем порядке подрядчиком не предоставлено.
Таким образом, заказчик правомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика в судебном порядке не обжаловано.
Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие добросовестного поведения в действиях организации, выраженное в непринятии мер к исполнению контракта.
Доказательств наличия объективных препятствий организации исполнить контракт в установленный срок не представлено.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Организацией не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, в связи с чем включение сведений о ней в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В силу положений абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, организация несет самостоятельные риски ведения ей предпринимательской деятельности и должна прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.
Нарушений со стороны заказчика антимонопольным органом не установлено.
Включение сведений в РНП не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 N ВАС-5621/12).
Таким образом, поскольку ООО СК "РИО" не были исполнены обязательства по контракту, у Комиссии Новосибирского УФАС России нет правовых оснований для невключения сведений об ООО СК "РИО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО СК "РИО" (ИНН 5402056891, 630047, г. Новосибирск, ул. Новая, д. 28, офис 405), о директоре и участнике ООО СК "РИО" - Шарипове Викторе Рашидовиче (ИНН 540201643272) сроком на 2 (два) года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.Д. Мамонтов
Д.В. Бояркин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 6 августа 2024 г. N 054/06/104-1995/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024