Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, Заместителя Руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной ГВ. Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш. специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В. В присутствии представителей:
1. от заказчика - Зинченко Д.О., от ООО "КИЦ" - поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя,
УСТАНОВИЛА:
2024-11363 В Ставропольское УФАС России из Администрации Нефтекумского муниципального округа Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "КИЦ" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121600009424000057 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения Нефтекумского муниципального округа Ставропольского края г. Нефтекумск ул. Комарова, протяженностью 1440 м (1,440 км) для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского муниципального округа Ставропольского края". Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке. В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении - ООО "КИЦ" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления с указание о дате и времени рассмотрения дела - 30.07.2024 г. 30.07.2024 г. на рассмотрение дела были установлены следующие обстоятельства: 09.04.2024 г. заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0121600009424000057 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения Нефтекумского муниципального округа Ставропольского края г. Нефтекумск ул. Комарова, протяженностью 1440 м (1,440 км) для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского муниципального округа Ставропольского края". НМЦК 18 403 620,00 \x{20bd} По итогам проведенной закупки победителем был признан участник - ООО "КИЦ". 02.05.2024 г. между заказчиком и ООО "КИЦ" был заключен контракт N 3261402154224000042 на "выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения Нефтекумского муниципального округа Ставропольского края г. Нефтекумск ул. Комарова, протяженностью 1440 м (1,440 км) для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского муниципального округа Ставропольского края". Цена заключенного контракта - 16 839 312,30 \x{20bd} Вместе с тем, 12.07.2024 г. заказчик принимает решение о расторжении контакта в одностороннем порядке, причиной которого послужило следующее: "... привлечение к административной ответственности ООО "КИЦ" согласно Постановления от 24.11.2023 г. по делу N5-459-53-33-544/2023, дата вступления в законную силу 13.03.2024 г. ...".
На рассмотрение дела, представитель ООО "КИЦ" не прибыл, в адрес Управления от Общества поступили письменные пояснения, в которых отражено следующее: 2024-11363 2 "...
Пунктом 2.12 Извещения были установлены требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона 44- ФЗ, которые включают в себя, в том числе требование о том, что: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. ООО "КИЦ" направило заявку на участие в электронном аукционе 12.04.2024 г. На дату подачи заявки общество было привлечено к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Советского района Ставропольского края (далее - Постановление), однако данное Постановление суда было обжаловано обществом в кассационном порядке. Информация о привлечении лица к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ формируется в единой информационной системе автоматически на основании сведений, передаваемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации Федеральному казначейству.Указанная информация отражается в Едином реестре участников закупок (https://zakupki.gov.ru) и является доступной для широкого круга лиц. На дату подачи заявки, информация о привлечении общества к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ в реестре отсутствовала. Возможно, причина отсутствия данной информации в ЕИС заключалась в обжаловании Постановления, и в связи этим общество не уведомило Заказчика о факте привлечения к административной ответственности по вышеуказанной статье ... ... расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п.п. "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии установленным извещением требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта ..." Проанализировав представленные в материалы дела документы Комиссией было установлено: Администрацией Нефеткумского муниципального округа Ставрпрольского края 09 июля 2024 года при обстоятельствах проверки на основании поступившего в адрес администрации, вх. N 6702 от 04.07.2024 г. искового заявления Прокуратуры Ставропольского края от 28 июня 2024 г. N Исорг-7/2- 8258-24/-20070001 в порядке ч. 1 ст. 52 АПК РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью "КАЦ", поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с которыми администрацией заключены муниципальные контракты стало известно о включении общества с ограниченной ответственностью "КИЦ" (далее - ООО "КИЦ", Подрядчик) в Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за 2024-11363 3 незаконное вознаграждение на основании статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Реестр).
Согласно Реестру: Дата вынесения постановления Мировым судьей судебного участка N 4 Советского района Ставропольского края 24.11.2023 г.; Номер дела 5-459-33-544/2023; Дата вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания 13.03.2024 г. Извещение о проведении электронного аукциона N 0121600009424000057 "Выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги общего на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения Нефтекумского муниципального округа Ставропольского края г. Нефтекумск ул. Комарова, протяженностью 1440 м (1,440 км) для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского муниципального округа Ставропольского края" было размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 09 апреля 2024 года. Окончание подачи заявок участниками закупок 17 апреля 2024 года. В соответствие с частью 1 статьи 31 Федерального от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) пунктом 2.12. Извещения об осуществлении закупки Заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, которые включают в себя, в том числе требование о том, что: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Единые требования к участникам закупки установлены в извещении о проведении электронного аукциона N 0121600009424000057 в Разделе "Требования к участникам": "Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ".
Заявка ООО "КИЦ" на участие в электронном аукционе поступила в 14:00:51.
На дату и время подачи заявки участнику закупки было известно о том, что постановление суда о привлечении к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ вступило в законную силу. Вместе с тем, в составе заявки ООО "КИЦ" предоставляет декларацию о своем соответствие единым требованиям, в том числе о том, что: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно отчету о проверке участников электронной процедуры N 2024-11363 4 0121600009424000057, формируемому оператором электронной площадки АО "Сбербанк - АСТ" "Наличие информация о привлечении участника к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ (в соответствии с данными из ЕРУЗ) в отношении общества с ограниченной ответственностью "КИЦ" ИНН: 2614021285 КПП: 201301001 ОКАТО: 07241802001 - Нет", Таким образом, при рассмотрении комиссией по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Нефтекумского муниципального округа Ставропольского края заявки ООО "КИЦ" члены комиссии не располагали информацией о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, в Реестре сведения об участнике закупки отсутствовали. В соответствие с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2024 г. заявка ООО "КИЦ" признана соответствующей требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона и требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, участник закупки признан победителем электронного аукциона. На стадии исполнения контракта Прокуратурой Российской Федерации (Ставропольского края) ООО "КИЦ" было занесено в Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение на основании статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заказчик не располагает данными о дате включения юридического лица в Реестр, так как они отсутствуют в свободном доступе. Вместе с тем, ООО "КИЦ" не поставило Заказчика в известность о наличии обстоятельств, имеющих правовое значение, не предприняло никаких действий к такому уведомлению, заявку на участие в электронном аукционе не отозвало, Заказчика о факте привлечения юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в известность не поставило. В целях принятия Заказчиком законного решения в адрес ООО "КИЦ" направлено письмо N 5533 от 10.07.2024 г. с просьбой незамедлительно направить в адрес Заказчика пояснения в обоснование действий/бездействий по изложенному вопросу с приложением подтверждающих документов, в ответ на которое по письму N 41 от 12.07.2024 г., вх. N 7028 от 12.07.2024 г. Подрядчик сообщает, что на дату формирования заявки на участие в электронном аукционе N 0121600009424000057 общество с ограниченной ответственностью имело намерение обжаловать вступившее в законную силу Решение Советского районного суда от 13.03.2024 г. по делу N 12-6/2023, оставившее постановление Мирового судьи судебного участка N 4 Советского района Ставропольского края: от 24.11.2023 г. по делу N 5-459-33-544/2023 без изменения. Жалоба, поданная 12.06.2024 г. в Пятый кассационный суд общей юрисдикции на Решение Советского районного суда от 13.03.2024 г. по делу N 12- 6/2023 до настоящего времени не рассмотрена судом. 2024-11363 5 Таким образом, на дату принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "КИЦ" является юридическим лицом, привлеченным к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.
На основании подпункта б) пункта 1) части 15 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, подпункта 2) пункта 17.4 контракта, в связи с тем, что ООО "КИЦ" представило недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ), что позволило участнику закупки стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Заказчиком 12 июля 2024 года принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. По состоянию на 12 июля 2024 года, документы, подтверждающие исполнение Подрядчиком обязательств по контракту в адрес Заказчика не поступали, документ о приемке выполненных работ с приложением к нему документов, подтверждающих исполнение обязательств по контракту, не были сформированы и направлены с использованием единой информационной системы. В соответствие с требованиями части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ 12 июля 2024 г. Заказчиком с использованием единой информационной системы было сформировано, подписано и размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 3) части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2) указанной части считается надлежащим уведомлением ООО "КИЦ" об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Подрядчика Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта - а именно 23 июля 2024 года. В соответствие с подпунктом а) пункта 13 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 г. N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в реестр контрактов единой информационной системы подлежат включению информация и документы о расторжении контракта, в том числе вступившее в силу решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую 2024-11363 6 деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ГК РФ предусмотрена персональная ответственность лица, ведущего финансово-хозяйственную деятельность, за результаты осуществления этой деятельности, последствий принимаемых им решений. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 и п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации размещенная заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, то есть предложением, содержащим все существенные условия заключения и исполнения государственного или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовется. Общество был заранее ознакомлен с требованиями и условиями извещения , в том числе и о п. 2.12.
Извещения об осуществлении закупки, где Заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, которые включают в себя, в том числе требование о том, что: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принимая участие в аукционах на право заключения государственных или муниципальных контрактов участник закупки должен знать и соблюдать действующее законодательство и осознавать меру и степень ответственности наступления для него неблагоприятных последствий. Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера 2024-11363 7 совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. При указанных обстоятельствах - предоставление недостоверных сведений в части 2.12 извещения свидетельствует о наличии вины заявителя. Ссылки заявителя на отсутствие законодательных оснований включения в Реестр в случае одностороннего расторжения контракта на основании части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку в указанной норме указано, что в случае предоставления недостоверных сведений заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Принятие одностороннего отказа от исполнения контракта является основанием для обращения заказчика о включении такого лица в Реестр. Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015, оценивая действия сторон как 5 добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1).
Таким образом, доказательств совершения Заявителем действий, направленных на исполнение государственного контракта, а также доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в подтверждение своей добросовестности Заявителем не представлено. В то же время, Заявитель принял на себя все риски, связанные с неисполнением им этого контракта.
На основании изложенного, учитывая доказанный факт представления недостоверных сведений Обществом в целях заключения Контракта в нарушение прямой нормы закона, а именно, подпункт "б" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что Заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении Контракта, отсутствие со стороны Заявителя безусловных и убедительных доказательств отсутствия вины, антимонопольный орган пришел к выводу о допущенной Заявителем недобросовестности, а потому посчитал в настоящем случае целесообразным применение к Обществу мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в Реестр.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Исходя из требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, 2024-11363 8 включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежит информация, в том числе о лицах, с которыми расторгнуты государственные контракты вследствие их недобросовестного поведения в ходе их исполнения. При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения, что и было сделано административным органом в настоящем случае. В этой связи в целях разрешения вопроса о включении либо невключении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган оценивает действия исполнителя с точки зрения их добросовестности. В настоящем случае заявителем были представлены недостоверные сведения о факте привлечения к административной ответственности , в связи с чем включение заявителя в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков. В этой связи, существенность допущенных заявителем нарушений, а также учитывая факт вступления в силу решения Третьего лица об одностороннем отказе от исполнения Контракта, комиссия пришла к выводу, что заявитель не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при заключении государственного контракта, что в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности. При этом Обществом не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие его вины. Данная позиция антимонопольного органа согласуется с Постановлением Арбитражного суда Московской области от 24.11.2023 N А40- 81279/23.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "КИЦ" (ИНН 2614021285, адрес: 356883, Ставропольский край, Нефтекумский район, г. Нефтекумск, ул. Шоссейная, д. 9 В, ИНН 261404658672 Генерального директора Тлекова Алия Алимханова) сроком на 2 года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля. 2024-11363 9 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Г.В. Золина Члены комиссии: Б.Ш. Карпель П.В.Попова Исп.Карпель Б.Ш. тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285 2024-11363 10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 30 июля 2024 г. N 026/10/104-1752/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024