рассмотрев поступившее 26.07.2024 обращение государственного заказчика - Государственное автономное учреждение здравоохранения "Шилкинская центральная районная больница" о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Могойтуйская строительная компания" (ИНН 8003040165, ЕРУЗ 19313442) в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 26.02.2024 N2024.1 на выполнение работ выполнение работ по благоустройству территории детского отделения ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ" (ИКЗ 242752700222175270100100010014299226, реестровый номер 2752700222124000001), при участии посредством ВКС представителя заказчика - Ледневой Е.В. (доверенность от 19.07.2024 N16), представителя подрядчика - Ванюрского Д.О. (доверенность от 25.01.2024), Скубьева М.А. (доверенность от 01.08.2024),
УСТАНОВИЛА:
26.07.2024 в адрес Забайкальского УФАС России поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 26.02.2024 N2024.1 на выполнение работ выполнение работ по благоустройству территории детского отделения ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ". (ИКЗ 242752700222175270100100010014299226, реестровый номер 2752700222124000001) .
Обращение направлено по форме, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Заказчиком указано следующее. 26 февраля 2024 года между ООО "Могойтуйская строительная компания" и ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ" заключен государственный контракт "Выполнение работ по благоустройству территории детского отделения ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ"" N 2024.1 на сумму: 24 298 899,00 рублей, по условиям которого Подрядчик обязался выполнить работы по благоустройству территории. Начало работ по благоустройству - не позднее 1 мая 2024 года. Окончание не позднее 01 сентября 2024 года. Этапов по контракту не предусмотрено. Локально-сметным расчетом (Приложение N2 к контракту) предусмотрены следующие работы:
1. Ограждение территории / 2. Освещение территории 3. Устройство площадки для ТКО 4.
Отмостка по периметру детского отделения 5. Пешеходные дорожки, озеленение территории 6. Асфальтобетонное покрытие 7. Подпорная стена 8. Устройство отвода дождевых вод 9. Устройство детской площадки 10. Устройство колясочной 11. Укрепление откосов В период с мая по 15 июля 2024 года подрядчиком выполнены работы по отмостке по периметру детского отделения и установке подпорной стены, ведется работа по установке фундамента для ограждения территории - все работы выполнены с замечаниями:
1. Применяются материалы отличные от материалов предусмотренные локально-сметным расчетом (использование композитной арматуры вместо металлической для устройства подпорной стены, отмостки и заливки столбов под ограждение);
2. Нарушены своды правил и технологии при производстве работ. 25 июня 2024 года при проведении строительного контроля представителем фирмы ЗАОР "НП Читагражданпроект" в журнале "Описание работ, выявленные нарушения требований нормативной документации, указание об устранении выявленных нарушений" произведены записи о выявленных нарушениях в ходе производства работ. Срок для устранения замечаний установлен до 01.07.2024. 04.07.2024 при повторном осмотре представителем строительного контроля выполненных работ и проверки устранения замечаний произведены записи об отсутствии устранения подрядчиком выявленных ранее нарушений. 09.07.2024 подрядчику выставлена претензия об устранении данных замечаний в срок до 15 июля 2024 года, однако по состоянию на 15 июля замечания не устраняются. На претензии направленные Заказчиком посредством ЕИС Подрядчик не отвечает, на приглашение о приезде для проверки выполненных работ не является, представитель назначенный приказом на объекте пояснений по срокам, устранению замечаний и качеству выполненных работ дать не может. Исполнительская документация не ведется. В течение всего периода работ численность работников не превышает 4-х человек. Заказчику очевидно что работы по состоянию на 1 сентября не будут выполнены в срок и надлежащим образом. Подрядчиком представлены возражения относительно расторжения контракта и включения сведений в РНП, указано следующее. 26 февраля 2024 года между ООО "Могойтуйская строительная компания" и ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ" заключен государственный контракт "Выполнение работ по благоустройству территории детского отделения ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ"".
Срок выполнения работ с 1 мая 2024 года по 1 сентября 2024 года. Авансирование контрактом не предусмотрено, как и поэтапная сдача результатов работ. Работы принимаются заказчиком полностью, одномоментно, после их завершения, что прямо указано в п.4.1 контракта. Подрядчик приступил к выполнению работ своевременно. Подрядчик не отрицает, что темпы выполнения работ в первый месяц исполнения контракта были низкими, вместе с тем, в июле скорость значительно возрасла. Так, в претензии исх. 24-832 от 05.06.2024 заказчик указывает, что процент выполнения работ 1%. В претензии 24-901 заказчик указывает, что Подрядчик обязан вести журнал производства работ. Данная претензия не имеет оснований, так как журнал производства работ велся на объекте строительства постоянно и сам заказчик в последующих письмах ссылается на внесение в него записей. В претензии от 19.06.2024 заказчик признает, что работы выполнены на объекте на 10% от его общей стоимости, при этом утверждает, что подрядчик "выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным". Объяснение данному выводу не представлено, при этом заказчик возлагает на подрядчика обязанность, контрактом не предусмотренную, а именно: требует представить график производства работ, тем самым занимает непоследовательную позицию - поэтапную оплату заказчик в контракте не предусмотрел, при этом требует поэтапную сдачу результатов работ. В претензии от 09.07.2024 года заказчик указывает, что работы выполнены на 15% от общей стоимости контракта. 15.07.2024 заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, по мотиву медленного выполнения работ, не смотря на то, что до установленного контрактом срока окончания работ осталось еще 45 календарных дней. Аналогичная информация продублирована в претензии от 24.07.2024, при этом заказчик подтверждает, что работы на объекте ведутся. Подрядчик признает факт того, что ряд работ мог быть выполнен с недостатками. При этом представителя просят учесть:
- ответственное, за проведение работ лицо было назначено в момент начала выполнения работ;
- письмом от 18.07.2024 заказчик уведомлен, что выявленные недостатки устранены, письмо направлялось по электронной почте;
- письмом от 25.07.2024 заказчик также уведомлен, что скорость работ будет увеличена за счет привлечения рабочих с других объектов, пояснил причины отступления от сметной документации. Подтверждение того, что подрядчик обладает силами для окончания исполнения контракта следуют сведения из ЕИС: ООО "МСК" параллельно выполняло еще 2 крупных контракта по строительству и благоустройству территории: N3800101602224000021 на возведение универсальной спортивной площадки по адресу: улица Б. Ринчино, 90 в интересах заказчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства, строительства, промышленности, транспорта, энергетики и связи Администрации городского округа "Поселок Агинское", работы выполнены в полном объеме, оплачены на сумму 3 574 294,72 рублей из 5 500 000,00 рублей; N3753300077624000007 на обустройство волейбольно-баскетбольной площадки, расположенной по адресу: Забайкальский край, п. Горный, работы по которому выполнены и приняты без замечаний.
Дата окончания выполнения работ 31.07.2024.
Считаем, что решение об одностороннем отказе заказчик принял преждевременно, подрядчик имел возможность и ресурсы для завершения работ в установленный контрактом срок. Так, на текущий момент подрядчик исполнил работы и закупил материалы на общую стоимость 6954981 рублей 36 копеек, что составляет 28.62%.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, пункта 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее. 26 февраля 2024 года между ООО "Могойтуйская строительная компания" и ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ" заключен государственный контракт "Выполнение работ по благоустройству территории детского отделения ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ"".
Согласно контракту: "1.2.
Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства: выполнить работы по благоустройству территории детского отделения ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ" в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к Контракту), локально сметным расчетом (приложение N 2 к Контракту) и условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.3. Подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом завершить все работы и сдать в установленном порядке, полностью соответствующий всем требованиям действующих норм и правил, а также положениям настоящего Контракта.
2.1. Цена Контракта составляет 24 298 899 (двадцать четыре миллиона двести девяносто восемь тысяч восемьсот девяносто девять) рублей 00 копеек. НДС не облагается в связи с упрощенной системой налогообложения.
2.3. Оплата работ: производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика. Оплата осуществляется Заказчиком по факту выполнения всего объема работ (100 %) в течение 7 рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного разделом 4 Контракта. Авансирование не предусмотрено.
3.1. Сроки выполнения работ: начало выполнения работ - не позднее 1 мая 2024 г. Работы должны быть завершены не позднее 1 сентября 2024 г. 3.2. Работы будут осуществляться по адресу: Забайкальский край, г.Шилка, ул. Толстого,100. Кадастровый номер земельного участка 75:24:240111:42. 4.1.
Не позднее 5 рабочих дней со дня окончания работ Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию указанную в пункте 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе. К документу о приемке прилагаются документы, которые считаются его неотъемлемой частью: счет, акт о приемке выполненных работ КС-2, справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3 по формам, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ". При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в документе о приемке. Дополнительно Подрядчик передает Заказчику (нарочно) журнал производства работ, исполнительную документацию.
6.1. Для выполнения работ по настоящему Контракту Подрядчик принимает на себя следующие обязательства:
6.2. Выполнять работы в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к настоящему Контракту), локальным сметным расчетом (приложение N 2 к настоящему Контракту) и условиями Контракту.
6.3. Обеспечить качественное выполнение работ по Контракту, руководствуясь требованиями, предъявляемыми государственными стандартами, другими нормативными документами. Подрядчик до начала выполнения работ обязан согласовывать с Заказчиком: планировочные решения, цветовые решения применяемых материалов. 6.3.1.
Провести до начала выполнения работ по благоустройству и по факту выполнения работ топографическую съемку земельного участка, предназначенного для выполнения работ. Результаты съемки предоставить Заказчику в цифровом и графическом видах.
6.4. Обеспечить в ходе производства работ выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и других норм безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли. Подрядчик также обязан обеспечить место проведения работ: паспортом объекта, предупреждающими надписями и знаками. Обеспечить собственными силами круглосуточную охрану объекта.
6.5. Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем такого привлечения составляет 25 % от цены Контракта.
6.6. В срок не более 5 рабочих дней со дня заключения Контракта с субподрядчиком, соисполнителем представить Заказчику:
а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем, заверенную поставщиком (подрядчиком, исполнителем). 6.7.
В случае замены субподрядчика, соисполнителя на этапе исполнения Контракта на другого субподрядчика, соисполнителя представлять заказчику документы, указанные в пункте 6.6. Контракта, в течение 5 дней со дня заключения договора с новым субподрядчиком, соисполнителем.
6.8. В течение 10 рабочих дней со дня оплаты Подрядчиком выполненных обязательств по договору с субподрядчиком, соисполнителем представлять Заказчику следующие документы:
а) копии документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, которые являются предметом договора, заключенного между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем;
б) копии платежных поручений, подтверждающих перечисление денежных средств Подрядчиком субподрядчику, соисполнителю, - в случае если договором, заключенным между Подрядчиком и привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем, предусмотрена оплата выполненных обязательств до срока оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренного Контрактом, заключенным с заказчиком (в ином случае указанный документ представляется заказчику дополнительно в течение 5 дней со дня оплаты Подрядчиком обязательств, выполненных субподрядчиком, соисполнителем). 6.9.
Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора. 6.10.
Нести гражданско-правовую ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению договором субподрядчиков, соисполнителей, в том числе:
а) за представление документов, указанных в пунктах 6.6.-6.8.
Контракта, содержащих недостоверные сведения, либо их непредставление или представление таких документов с нарушением установленных сроков;
б) за непривлечение субподрядчиков, соисполнителей в объеме, установленном в Контракте. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, соисполнителем обязательств, предусмотренных договором, заключенным с Подрядчиком, Подрядчик вправе осуществлять замену субподрядчика, соисполнителя, с которым ранее был заключен договор, на другого субподрядчика, соисполнителя. 6.11.
Подрядчик несет всю полноту ответственности перед Заказчиком за незаконные и/или халатные действия субподрядных организаций, совершенные в рамках выполнения работ, предусмотренных настоящим Контрактом и повлекшие имущественный и/или иной ущерб Заказчика. 6.12.
Подрядчик обязан в случае обнаружения порчи, хищения, разрушения элементов обустройства и конструкций, сооружений и иного имущества незамедлительно составить акт в двух экземплярах. Соответствующий акт передается Заказчику в течение суток с момента составления, второй экземпляр и надлежаще оформленное заявление направляется Подрядчиком в органы внутренних дел. Копия указанного заявления с отметкой о регистрации направляется Подрядчиком в адрес Заказчика. 6.13.
Информировать Заказчика обо всех происшествиях, их причинах и последствиях, а также докладывать о принятых мерах. 6.14.
Если в ходе выполнения настоящего Контракта потребуется получение специального разрешения (лицензии, выписки из реестра лицензий, допуски) на выполнение отдельных видов работ, то Подрядчик обязан получить разрешение (лицензию, допуск) до начала их выполнения, за исключением случаев, когда такие работы (услуги) исполняются третьими лицами, обладающим необходимым разрешением (лицензией, допуском). 6.15.
Вести с момента начала действия Контракта и до момента прекращения его действия журнал производства работ, исполнительную документацию. 6.16.
Подрядчик обязуется, что на объекте постоянно будет присутствовать ответственное лицо, назначенное приказом руководителя подрядчика. 6.17.
Подрядчик несет перед Заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. 12.3.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством". 05.06.2024 заказчиком направлена подрядчику претензия N24-832, в которой указано, что на 05.06.2024 процент выполнения работ менее 1%, выявлены не соответствия выполняемых работ локальному сметному расчету, в нарушение п.6.16 контракта на объекте отсутствует ответственное лицо, назначенное приказом.
Также заказчиком указано на необходимость в срочном порядке начать выполнение работ в соответствии с требованиями контракта и локально- сметного расчета, устранить выявленные недостатки указанные в акте от 04.06.2024 (замена арматурной проволоки (диаметр 4,0 мм, размер ячейки 100*100 мм) на стеклопластиковую арматуру (4,00 мм связанной стальной проволокой в ячейки 250*250 мм); отсутствие забетонированных металлических столбов, использование стеклопластиковой арматуры связанной стальной проволокой в ячейки 1200*300 мм, до 1500*300 мм уложенной на поверхность грунта в вертикальном положении и не прикрепленной ни к чему; отсутствие на объекте руководителя работ). 18.06.2024 заказчиком направлено подрядчику письмо N24-901, в котором указано, что 20.06.2024 заказчик планирует посетить объект, указанно на необходимость обеспечение явки лица уполномоченного от подрядчика. 18.06.2024 подрядчиком в ответ на письмо заказчика от 05.06.2024 N24-832 направлено письмо N11/24, в котором указано, что процент выполнения работ 12,36%, в том числе: закупка мафов, устройство подпорной стены, земляные работы, устройство отмостки здания, закуплены материалы, изготавливаются секции детского отделения, тротуарная плитка и магистральные бордюры, завезены цемент и ПГС. Так же указано, что выявленные нарушения устранены путем замены материала. 19.06.2024 заказчиком направлена подрядчику претензия N24-903, в которой указано, что на 19.06.2024 (с момента начала производства работ прошло 49 дней) процент выполнения работ не более 10%, место проведения работ не обеспечено паспортом объекта согласно п.6.4 контракта, с заказчиком не согласованы планировочные решения, цветовые решения согласно п.6.3 контракта.
Также указано, что ответ на ранее направленную претензию поступил позднее 10 дней в нарушение пункта 11.4 контракта.
Также указано в срок до 24.06.2024 представить в адрес заказчика график выполнения работ, подтвердить возможность выполнения работ в срок до 01.09.2024, предоставить результаты топографической съемки земельного участка (п.6.3.1 контракта), обеспечить место проведения работ паспортом объекта, согласовать с заказчиком планировочные решения, цветовые решения согласно п.6.3 контракта. 04.07.2024 ЗАОР "НП Читагражданпроект" направлено в адрес заказчика письмо N752, в котором указано, что при проведении 25.06.2024 строительного контроля выявлено следующее: на момент посещения строительной площадки 25.06.2024 работы не проводились, начальник участка отсутствовал; отмостка по периметру здания детского отделения выполнена с нарушениями, а именно: отсутствуют компенсационные швы (деформационные швы) через каждые 3-м отмостки; присутствуют трещины-усушки из-за отсутствия ухода за бетонной смесью -нарушение пункта 5.4.1, 5.4.2 СП 70.13330.2012; местами присутствуют, на лицевой поверхности отмостки неровности. Подпорная стена выполнена с нарушениями, а именно: в качестве арматуры подпорной стены использовалась композитная арматура, однако согласно пункту 113 локального сметного расчета должна использоваться арматура периодического профиля класса А400 диаметром 10 мм; на верхней поверхности подпорной стены присутствуют трещины-усушки - нарушение пункта 5.4.1, 5.4.2 СП 70.13330.2012; согласно пункту 114 локального сметного расчета в период бетонирования подпорной стены необходимо было выполнить железнение верхней поверхности, однако работа не проводилась; присутствует участок соприкосновения бетонной смеси подпорной стены с грунтом, что является нарушением в период устройства опалубки и бетонирования. 09.07.2024 заказчиком направлена подрядчику претензия N24-1015, в которой указано, что на 08.07.2024 процент выполнения работ не более 15%.
Также указано, что 25 июня 2024 года, при проведении строительного контроля представителем фирмы ЗАОР "НП Читагражданпроект" в журнале "Описание работ, выявленные нарушения требований нормативной документации, указание об устранении выявленных нарушений" произведены записи о выявленных нарушениях в ходе производства работ. Срок на устранение замечаний установлен до 01.07.2024, замечания не устранены. При повторном осмотре 04.07.2024 представителем строительного контроля выполненных работ и проверки устранения замечаний от 25.06.2024 в журнале "Описание работ, выявленные нарушения требований нормативной документации, указание об устранении выявленных нарушений" произведены записи об отсутствии устранения выявленных ранее нарушений. Так же на претензию N24-903 от 19 июня 2024 года ответ подрядчиком не направлен, замечания устранены не в полном объеме: не предоставлен в адрес ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ" график выполнения работ по контракту; не предоставлены результаты топографической съемки земельного участка согласно п 6.3.1.
Контракта. Указано на необходимость в срок до 15.07.2024 устранить выявленные замечания указанные в акте от 04.07.2024, устранить замечания указанные в претензии от 19.06.2024 N24-903. 10.07.2024 заказчиком направлено подрядчику письмо N24-1020, в котором указано, что 12.07.2024 заказчик планирует посетить объект, указанно на необходимость обеспечение явки лица уполномоченного лица от подрядчика. 15.07.2024 заказчиком принято и размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение получено подрядчиком 15.07.2024. 18.07.2024 ЗАОР "НП Читагражданпроект" направлено в адрес заказчика письмо N824, в котором указано, что при проведении 16.07.2024 строительного контроля выявлено следующее: на момент посещения строительной площадки 16.07.2024 работы не проводились, начальник участка отсутствовал. Фундаменты под стойки ограждения выполнены с нарушениями, а именно:
- в фундаменте (ростверке) присутствуют трещины-усушки из-за отсутствия ухода за бетонной смесью - нарушение пункта 5.4.1, 5.4.2 СП 70.13330.2012; в фундаменте (ростверке) присутствуют множественные сколы и выбоины; в качестве арматуры фундамента под стойки ограждения использовалась композитная арматура, однако согласно пункту 24 локального сметного расчета должна использоваться арматура периодического профиля класса А400 диаметром 10 мм; бетонная смесь фундамента (ростверка) под стойки ограждения укладывалась на плодородный грунт, не выполнена подготовка из песчано-гравийной смеси. Установка стоек ограждения выполнена с нарушениями, а именно: стойки ограждения выполнены из трубы сечением 60х60><2,0 мм однако, согласно пункту 7 локального сметного расчета должны использоваться трубы сечением 60*60хЗ,5 мм. 24.07.2024 заказчиком направлена подрядчику претензия N24-1072, в которой указано, что на 23.07.2024 процент выполнения работ не более 15%.
Также указано, что 09.07.2024 направлена претензия, в которой указаны выявленные замечания, по состоянию на 23.07.2024 указанные нарушения не устранены.
Также указано, что 16.07.2024 при проведении строительного контроля выявлены следующие нарушения: фундаменты под стойки ограждения выполнены с нарушениями: в фундаменте (ростверке) присутствуют трещины-усушки из-за отсутствия ухода за бетонной смесью, в фундаменте присутствуют множественные сколы и выбоины. В качестве арматуры фундамента под стойки ограждения использовалась композитная арматура (в локально- сметном расчете должен использоваться другой материал). Бетонная смесь фундамента под стойки ограждения укладывалась на плодородный грунт, не выполнена подготовка. Установка стоек ограждения выполнено из трубы сечением 60x60x2 мм, (в локально-сметном расчете должен использоваться другой материал). Помимо этого указано, что многочисленные замечания по уже выполненным работам не устраняются, а выполняются следующие работы по контракту с нарушением технологий и локально-сметного расчета. Заказчиком указано на необходимость в срочном порядке устранить замечания по выполненным работам в соответствии с требованиями контракта и локального сметного расчета N02-01-01. 25.07.2024 заказчиком в адрес подрядчика направлено требование об уплате штрафных санкции в размере 1 214 944,95 рублей. 25.07.2024 подрядчиком в ответ на письмо заказчика от 24.07.2024 N24-1072 направлено письмо N13/24, в котором указано, что нарезка компенсационных швов на отмостке не учтена сметной документацией и будет осуществлена после внесения изменений в ЛСР. Поверхность отмостков заглажена. Подпорная стена: при устройстве армирования применена стеклопластиковая арматура, которая по техническим характеристикам не уступает металлической арматуре, а в большинстве показателях имеет преимущество, таких как: устойчивость к коррозии, высокий предел прочности на растяжение, диэлектрик, малый вес, низкий коэффициент теплового расширения. По фактическим объемам бетонирование составляет 14 м3. В локальном сметном расчете 8,25м3. Дополнительно производится заливку парапетной плиты выступающую от подпорной стены 50 мм в обе стороны. В качестве столбов ограждения применены трубы с размерами 60*60*2 мм вместо 60*60*3,5 мм как указаны в сметном расчете по причине того, что в трубу толщиной 3 мм и более не возможно вкрутить самонарезающий шуруп, применяемый в качестве крепежа панелей ограждения. На сегодняшний день обществом закончены 2 объекта по муниципальным контрактам, соответственно, в дальнейшем будем усиливать производство строительных работ, привлекать дополнительную рабочую силу, привлекать субподрядные организации. 26.07.2024 решение заказчика вступило в силу, контракт расторгнут, информация размещена заказчиком в ЕИС. Рассмотрев представленные документы и объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 12.3 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в связи с принятием сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Нормы части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе корреспондируют соответствующие положения Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства. Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения не допускается (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Принцип свободы договора заключается в том, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ), а также в том, что стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Предметом контракта является выполнение работ по благоустройству территории детского отделения ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ".
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение сроков выполнения работы. В пункте 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" указано, что условие о сроке выполнения работ является существенным для данного вида договора. В этой связи статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2). Кроме того, статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3).
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 144-О, приведенные положения статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации направлены на защиту интересов заказчика, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом.
Таким образом, из взаимосвязанных положений части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, статей 708 и 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктов контракта следует, что в случае несоблюдения подрядчиком согласованных сроков выполнения работ, заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта.
Как указано ранее, между сторонами заключен государственный контракт выполнение работ по благоустройству территории детского отделения ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ". Проанализировав приведенные выше обстоятельства, связанные с исполнением контракта (по состоянию на дату вступления решения об отказе от контракта заказчика в силу), Комиссия разделяет позицию заказчика о том, что подрядчик нарушил условия заключенного контракта - работы не завершены, а выполненные работы не могут быть приняты ввиду их выполнения с отступлением от установленных контрактом требований к их качеству. В установленные заказчиком сроки замечания, изложенные в претензиях, подрядчиком не устранены. Допущенные подрядчиком нарушения являются для заказчика существенными. Соответственно, не устранив замечания, подрядчик не может завершить работы по контракту надлежащим образом. Разногласия по факту нарушения существенных условий исполнения обязательств возникших у сторон при исполнении договора (контракта), разрешаются в досудебном (претензионном) и судебном порядках. Законом о контрактной системе предусмотрен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Подрядчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено 15.07.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно информации, опубликованной в ЕИС, контракт расторгнут 26.07.2024.
Комиссия приходит к выводу о том, что порядок расторжения контракта, предусмотренный Законом о контрактной системе, заказчиком не нарушен.
В силу требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила). Как следует из статьи 104 Закона о контрактной системе, определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов. В этой связи основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Как разъяснено в пункте 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе). По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае. Заказчиком в антимонопольный орган направлено обращение по форме, предусмотренной приложением N1 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078.
В силу требований пункта 13 Правил, части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку содержащихся в представляемых заказчиком документах и информации фактов. В случае подтверждения этих фактов информация включается в реестр недобросовестных поставщиков. Подрядчиком представлены письменные возражения относительно включения сведений о нем в РНП. ООО "Могойтуйская строительная компания" является хозяйствующим субъектом, осуществляющим самостоятельную коммерческую деятельность на свой риск, направленную на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Принимая решение об участии в закупке, подрядчик ООО "Могойтуйская строительная компания", тем самым, возложил на себя риск неблагоприятных последствий, предусмотренных за нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, исключительно наличие факта принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не является достаточным для принятия решения о включении лица в РНП без установления причин, оснований и обстоятельств, вызвавших неисполнение условий контракта.
В силу требований пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 н астоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Комиссией установлено:
- нарушения законодательства о контрактной системе при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлении его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещении в единой информационной системе заказчиком не допущены;
- заказчиком (пояснениями в ходе комиссии, представленными документами, перепиской сторон) подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта;
- подрядчиком не представлено документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (например: документов, подтверждающих покупку материалов для выполнения работ и т.д.); а также то, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Имеющиеся в деле документы, переписка сторон свидетельствует о том, что подрядчиком выполнялись работы (из 11 видов работ выполнено 2 с замечаниями, которые не устранены, начат 3-й вид работ), которые не соответствуют требованиям технического задания. Довод подрядчика о том, что ответственное, за проведение работ лицо было назначено в момент начала выполнения работ, Комиссия отклоняет, поскольку указанное является обязанностью, а не правом подрядчика (пункт 6.16 контракта и общие требования к выполнению работ указанные в техническом задании). Довод подрядчика о том, что письмом от 18.07.2024 (в материалах дела имеется письмо от 18.06.2024) заказчик уведомлен, что выявленные недостатки устранены, Комиссия отклоняет, поскольку претензиями заказчика от 19.06.2024 N24-903, от 09.07.2024 N24-1015, от 24.07.2024 N24-1072 подрядчику сообщено о нарушениях при производстве работ. Довод подрядчика о том, что письмом от 25.07.2024 заказчик уведомлен, что скорость работ будет увеличена за счет привлечения рабочих с других законченных объектов и досрочного выполнения обязательств по иным объектам, Комиссия отклоняет, поскольку указанное не подтверждает добросовестного отношения подрядчика к принятым на себя обязательствам. Довод подрядчика о том, что обществом закуплены материалы на общую стоимость 6954981 рублей 36 копеек, Комиссия отклоняет, поскольку на заседание Комиссии представителями общества не представлено ни одного подтверждающего документа. Вместе с тем, установлено отсутствие результатов работ, которые выполнены подрядчиком качественно и могут быть приняты и оплачены заказчиком. Иные приведенные сторонами доводы оценены Комиссией, однако они не влияют на вышеуказанные выводы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Могойтуйская строительная компания" обязанности, предусмотренные контрактом, не исполнены надлежащим образом, в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что свидетельствует о наличии в его действиях поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей. Поскольку в ходе проведения проверки достоверность представленной заказчиком информации документально подтверждена, Комиссия
установила
факт недобросовестного поведения подрядчика в рамках исполнения контракта, и не выявила в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе при принятии решения о расторжении контракта и его направлении подрядчику, сведения в отношении общества подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия на основании результатов проведенной проверки,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - Государственное автономное учреждение здравоохранения "Шилкинская центральная районная больница", в отношении ООО "Могойтуйская строительная компания" (ИНН 8003040165, ЕРУЗ 19313442; ОГРН 1157580000148; КПП 800301001, адрес: 687420, Забайкальский край, р-н Могойтуйский, пгт. Могойтуй, ул. Индустриальная, д. 13, директор Балданов Этигэл Цырендоржиевич ИНН 800301033890) включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 26.02.2024 N2024.1 на выполнение работ выполнение работ по благоустройству территории детского отделения ГАУЗ "Шилкинская ЦРБ" (ИКЗ 242752700222175270100100010014299226, реестровый номер 2752700222124000001).
Датой включения сведений в отношении ООО "Могойтуйская строительная компания" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (официального сайта в Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг). Решение, принятое комиссией Забайкальского УФАС России по результатам рассмотрения сведений может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Т.И. Яковлева Члены комиссии: В.В. Еремина Ю.А. Козлова
2024-3988
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 2 августа 2024 г. N РНП-75-73
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024