Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - начальник отдела, М.А. Грицай, члены Комиссии - заместитель начальника отдела, Е.А. Шмыгина, ведущий специалист-эксперт, А.Р. Мулагалеев (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МКУ "УКС" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Сомове А.Е. (ИНН 246507940476) (далее - ИП, победитель закупки) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по устройству временного ограждения здания бывшего ДК "КрасТЭЦ", расположенного по адресу: г. Красноярск, пр-т им. газеты "Красноярский рабочий", д. 20" (далее - электронный аукцион), извещение N 0119300019824001041,
ИКЗ243245100043024660100101410014329244, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона (далее - обращение).
Комиссией Красноярского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП), обращение было направлено заказчиком в территориальный орган контроля по месту нахождения заказчика - Красноярское УФАС России.
Поступившее в Красноярское УФАС России обращение, сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения РНП.
Соответственно, заказчиком соблюдены требования Законодательства о контрактной системе к форме обращения.
Обращение Заказчика поступило в Красноярское УФАС России посредством Единой информационной системы (далее - ЕИС) в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Обращение сформировано и направлено заказчиком в Красноярское УФАС России одновременно с размещением в ЕИС Протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 24.07.2024 NППУ20_2, в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Комиссия Красноярского УФАС России установила, что заказчиком соблюдён порядок подачи обращения.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и раздела III Правил ведения РНП, Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта уклонения ИП от заключения контракта.
В установленный законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП срок Красноярское УФАС России по адресам электронной почты направило заказчику и ИП уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП указанные уведомления также были размещены в ЕИС.
Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
В срок, установленный законодательством о контрактной системе и подпунктом "з" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП, заказчик направил документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России.
ИП, запрошенные в уведомлении документы и сведения не представил.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России проведена внеплановая проверка, на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Из пункта 13 Правил ведения РНП следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
Рассмотрение обращения состоялось в назначенное время в 10 часов 00 минут 31.07.2024. На заседании Комиссии присутствовал представитель заказчика, личность и полномочия подтверждены.
Представитель ИП на заседании Комиссии отсутсвовал.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, ИП, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Согласно информации, размещённой в ЕИС, Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.07.2024 NИЭА1 был размещён заказчиком 02.07.2024.
12.07.2024 участник закупки, признанный победителем электронного аукциона был признан уклонившимся от заключения контракта протоколом о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 12.07.2024 NППУ20_1.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик с использованием ЕИС направляет без своей подписи проект контракта не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протокола признания участника закупки уклонившимся, на подписание участнику закупки, которому присвоен следующий порядковый номер. Если участник закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер не отозвал такую заявку, то такой участник закупки обязан подписать контракт в порядке, установленном статьёй 51 Закона о контрактной системе.
Согласно письменными пояснениями заказчика 16.07.2024 заказчиком был направлен проект контракта ИП, занявшему второе место в электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней после размещения в ЕИС проекта Контракта участник закупки должен подписать контракт, а также внести обеспечение исполнения контракта или направить заказчику протокол разногласий, или отказаться от подписания контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе ИП надлежало в срок до 23.07.2024 (включительно, с учетом выходных и праздничных дней) подписать усиленной электронной подписью проект контракта и одновременно разместить на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта или предоставить заказчику протокол разногласий, или отказ от подписания контракта в соответствии с законом о Контрактной системе.
В указанный срок, ИП указанные выше действия не были совершены.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Анализ сведений из ЕИС показал Комиссии, что 24.07.2024 заказчиком размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 24.07.2024 NППУ20_2 (в связи с невыполнением ИП требований, установленных частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. Тем самым заказчик исполнил возложенную на него Законом о контрактной системе обязанность.
Комиссией установлено, что ИП не предоставил в адрес Комиссии какие либо документы и сведения, подтверждающие добросовестность ИП. Комиссией также были предприняты попытки связаться с ИП посредством контактного номер телефона, указанного в заявке ИП. На звонки Комиссии ИП ответа не дал.
Комиссия обращает внимание, что ИП добровольно принимал участие в электронном аукционе. Таким образом ИП согласился принять участие в электронном аукционе в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
- к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
- к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссией вышеперечисленные обстоятельства не установлены.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в РНП по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в РНП является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Основанием для включения в РНП является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Участник закупки, подавший заявку на участие в электронном аукционе и принявший участие в проведении электронного аукциона, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своего бездействия выразившегося в уклонении от заключения контракта.
Комиссией установлено, что о не добросовестности ИП свидетельствует тот факт, что ИП не предоставил Комиссии, какие либо доказательства, подтверждающие его добросовестность. При этом ИП считается надлежащим образом уведомленным о заседании Комиссии. Фактическое поведение ИП свидетельствует о пренебрежительном отношении к потребностям заказчика, а также порядку, установленному Законом о контрактной системе.
Таким образом, учитывая совокупность вышеуказанных обстоятельств, Комиссия установила, что ИП были совершены действия по недобросовестному уклонению от заключения контракта.
Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 по делу N А40-53664/11, включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества (индивидуального предпринимателя), не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (индивидуального предпринимателя).
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник электронного аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
В результате изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах проверки, проводимой Комиссией по факту уклонения ИП от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона, Комиссией было установлено отсутствие доказательств, подтверждающих наличие уважительной причины, обусловившей уклонение ИП от заключения контракта, выразившееся в несовершении в регламентированный срок предусмотренных законом действий по подписанию проекта контракта усиленной электронной подписью или размещению в ЕИС протокола разногласий, или подписания усиленной электронной подписью отказа от заключения контракта. Доказательств невозможности соблюдения ИП положений действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе по причинам, не зависящим от нее, в адрес Комиссии представлено не было. Также у Комиссии отсутствовали доказательства, свидетельствующие о наличии чрезвычайных и непредотвратимых при заключении контракта обстоятельств, вследствие которых ИП уклонилась от подписания контракта по результатам проведения электронного аукциона.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов: принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения.
Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Уклонение хозяйствующего субъекта от заключения договора предполагает его недобросовестное, виновное поведение.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссией не установлено оснований и причин, препятствующих ИП подписать контракт со своей стороны, в установленный законом срок.
Стоит также отметить, что намеренное уклонение от подписания контракта негативно сказывается на деятельности заказчика, поскольку влечёт увеличение сроков на заключение контракта и его исполнение, а в случае принятия участия в закупке единственного участника - проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заново.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать ИП уклонившимся от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ИП Сомове Александре Евгеньевиче (ИНН 246507940476) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
24.07.24 |
26.07.24 |
24.07.24 |
0 |
24.07.24 |
31.07.24 |
31.07.24 |
0 |
05.08.24 |
05.08.24 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
М.А. Грицай |
Члены Комиссии |
Е.А. Шмыгина |
|
А.Р. Мулагалеев |
Исп.Мулагалеев А.Р.
тел.8(391)2110144.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 июля 2024 г. N 024/10/104-2350/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2024