Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - В.Л. Мерзляков, заместитель руководителя; члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела; Г.Г. Мамедова, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев на основании постановления Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-31626/2023 повторно обращение заказчика - МКУ г.Красноярска "УКС" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Промстрой" (ИНН 2465090794, КПП 246501001) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме "выполнение работ по подготовке (корректировке) проектной документации, выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Автодорога по ул. Космонавтов от ул. 9 Мая до ул. Ястынская"" (далее - конкурс), извещение N 0119300019823001089 (далее - аукцион), размещённого на электронной площадке РТС-тендер (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Красноярским УФАС России было принято решение о проведении повторной проверки вышеуказанного обращения заказчика на предмет наличия фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Указанное уведомление было размещено в ЕИС во вкладке "Внеплановые проверки", а также направлено на адреса электронных почт заказчика, общества Прокуратуры г. Красноярска (для сведения). Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
На заседании Комиссии, состоявшемся 01.08.2024 в 11:30, присутствовали представитель заказчика Кузнецов Р.В., представитель прокуратуры г. Красноярска Дианов А.Б, депутат Законодательного собрания Красноярского края Зайцев И.А., должным образом подтвердившие личности и полномочия. Рассмотрение обращения состоялось в отсутствие представителя ООО "Промстрой", уведомленного надлежащим образом.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Согласно материалам внеплановой проверки, протокол подведения итогов определения поставщика был размещён заказчиком 13.07.2023.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика размещает в ЕИС проект контракта для подписания поставщиком.
Согласно, сведениям, содержащимся в ЕИС 17.07.2024 заказчик направил ООО "Промстрой" проект контракта, что указывает на соблюдение со стороны заказчика процедуры заключения контракта, отраженной в статье 51 Закона о контрактной системе.
Из пункта 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, следует, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 указанной статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Из пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 данной статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Таким образом, в срок с 18.07.2024 по 25.07.2024 ООО "Промстрой" надлежало подписать проект контракта.
Вместе с тем, в установленный срок со стороны ООО "Промстрой" контракт не подписан, а также не совершены иные действия, предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе, в связи с чем, 25.07.2023 заказчиком было принято решение о признании данного общества уклонившимся от заключения контракта, о чем составлен протокол от 25.07.2023. Указанные действия заказчика также соответствуют нормативно установленному порядку, предусмотренному статьей 51 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам содержащимся в обращении, неподписание контракта в установленный срок, обусловлено болезнью директора ООО "Промстрой". Так, согласно представленному в материалы обращения листку нетрудоспособности директор общества 20.07.2023 в 08:54 находился на первичном приеме (осмотре, консультации) врача терапевта в медицинском учреждении ООО "Клиника в Северном", расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, д. 19а, по результатам которого ему оформлен листок нетрудоспособности до 24.07.2023, в последующем листок нетрудоспособности продлен до 28.07.2023.
Вместе с тем согласно информации, представленной от оператора электронной торговой площадки ЭТП ГПБ, 18.07.2023 ООО "Промстрой" путем подписания электронной цифровой подписью подана заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги г. Ачинск, ул. Ленина (извещение в единой информационной системе N 0119200000123010854). Заявке общества присвоен N 42, по результатам конкурса общество признано победителем, что подтверждается протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.07.2023.
Также, 21.07.2023 ООО "Промстрой" путем подписания электронной цифровой подписью подана заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги г. Ачинск, ул. Кравченко (извещение в единой информационной системе N 0119200000123010840). Заявке общества присвоен N 40, по результатам конкурса общество признано победителем, что подтверждается протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.07.2023.
Кроме того, установлено, что в ходе исполнения иного контракта (N Ф.2023.0333 от 07.04.2023, реестровый номер контракта в ЕИС 3246621501223000029) 20.07.2023 в 05:56:32 (МСК) руководителем ООО "Промстрой" с использованием электронной цифровой подписи подписан электронный документ о сдаче выполненных работ по счету-фактуре N 2.2 от 05.07.2023, исправление N 4 от 20.07.2023. Общество также в рамках открытого конкурсе в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги г. Ачинск, ул. Кравченко (извещение в ЕИС N0119200000123010840) подавало заявку на участие, которая в свою очередь была подписана 21.07.2023 в 05:58:07 (МСК) электронной цифровой подписью директора общества.
Аналогичные действия со стороны ООО "Промстрой" были совершены при участии в открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги г. Ачинск, ул. Ленина (извещение в единой информационной системе N 0119200000123010854) - заявка также подписана электронной цифровой подписью руководителя общества 18.07.2023 в 13:41:29 (МСК).
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период с 18.07.2023 по 25.07.2023 электронная цифровая подпись директора ООО "Промстрой" активно использовалась для выполнения обязательств со стороны общества в рамках закупочных процедур, в которых общество являлось участником и победителем. Указанное дает возможность Комиссии Красноярского УФАС России прийти к выводу о том, что у общества имелась реальная возможность для подписания рассматриваемого контракта.
Согласно информации от оператора электронной площадки в период с 23.07.2024 по 25.07.2024 с использованием электронной подписи руководителя ООО "Промстрой" каждый день указанного периода осуществлялся вход в личный кабинет. Из письма оператора электронной площадки ООО ЭТП ГПБ, имеющегося в материалах внеплановой проверки, следует, что 20.07.2023 руководителем общества были осуществлены, в том числе следующие действия: в 04:59:34 - пользователь заходил в реестр контрактов; с 05:00:49 по 05:31:33 - пользователь заходил в реестр закупок; в 05:14:28 - пользователь заходил в реестр заявок на предквалификацию поставщика. Согласно пункту 3.8 регламента электронной площадки ООО ЭТП ГПБ время сервера ЭТП синхронизируется с Атомными часами. При этом в соответствии с пунктом 1.2.3 регламента электронной площадки ООО ЭТП ГПБ под Атомными часами понимается средство синхронизации времени сервера (используется московское время).
Следовательно, 20.07.2023 в 04:59:34 и 05:00:49 под электронной цифровой подписью руководителя ООО "Промстрой" был осуществлен вход на указанную площадку. В то же время, согласно медицинским документам первичный прием (осмотр, консультация) врача терапевта в медицинском учреждении ООО "Клиника в Северном", расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. 9 Мая, д. 19а, осуществлен 20.07.2023 в 08:54. В связи с тем, что указанная организация расположена в г. Красноярске, то данное время является местным (красноярским). Разница между московским и красноярским временем составляет + 4 часа.
Исходя вышеизложенного следует, что возможность использования электронной цифровой подписи имеется не только у руководителя ООО "Промстрой". Кроме того, руководитель общества находился на больничном с 20.07.2023. Комиссия отмечает, что директор общества является лицом, обладающим организационно-распорядительными функциями. Ввиду изложенного, директор общества имел возможность возложить подписание контракта электронной цифровой подписью на иных сотрудников общества с целью избежания нарушений действующего законодательства о контрактной системе. Доказательств обратного материалы обращения не содержат.
Таким образом, в рассматриваемом случае, нахождение руководителя ООО "Промстрой" на больничном (на основании больничного листа N 910185407569 от 20.07.2023) с 20.07.2023 не свидетельствует о невозможности подписания контракта в установленный законом срок, а именно с 18.07.2023 по 24.07.2023, так как у общества существовала возможность подписать контракт 18.07.2023 и 19.07.2023, то есть до возникновения болезни директора, либо обеспечить возможность его подписания другим уполномоченным лицом в период нахождения руководителя на больничном. Не принятие со стороны общества мер, направленных на своевременное подписание контракта свидетельствует о недобросовестном поведении общества выразившимся в уклонении от подписания контракта.
В материалах обращения содержатся сведения об обеспечении исполнения контракта в размере 77 648 748,83 руб., что подтверждается платежным поручением от 19.07.2023.
Вместе с тем само по себе внесение обеспечительного платежа не свидетельствует об отсутствии умысла на уклонение от подписания контракта, учитывая, что согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2023 N 579 "Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами" обеспечительный платеж может быть получен обратно, в том числе при неподписании контракта.
На основании изложенного, доказательств объективной невозможности подписания контракта в период с 18.07.2023 по 25.07.2023 обществом в материалы дела не представлено, как и доказательств, подтверждающих, что общество предпринимало меры в целях уведомления заказчика о невозможности подписания контракта в установленный срок.
Согласно пункту 14 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных указанным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, учитывая совокупность вышеуказанных обстоятельств, Комиссия установила, что действия ООО "Промстрой" свидетельствуют об уклонении от заключения контракта.
Положения статьи 104 Закона о контрактной системе устанавливают порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, а также основания, при которых сведения об участниках размещения заказа включаются в указанный реестр.
Исходя из положений приведенной нормы, реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом, одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Участник закупки, подавший заявку на участие в электронном аукционе и принявший участие в проведении электронного аукциона, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в государственной или муниципальной закупке, участники такой закупки (а впоследствии исполнители контрактов) обязаны соблюдать требования законодательства о контрактной системе и должны осознавать, что за несоблюдение таких требований указанное законодательство предусматривает санкции, в том числе заключающиеся во внесении в РНП сведений об уклоняющемся от заключения или исполнения контракта лице. Порядок применения такой санкции закрытым не является (открыто предусмотрен нормами законодательства о контрактной системе) и также предусмотрен законодательством о контрактной системе. Ввиду изложенного лицо, принявшее участие в государственной и муниципальной закупке должно было предвидеть возможность наступления негативных последствий своего бездействия выразившегося в уклонении от заключения контракта.
Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 по делу N А40-53664/11, включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу общества (индивидуального предпринимателя), не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и в данном случае не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества (индивидуального предпринимателя).
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник электронного аукциона по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
В результате изучения совокупности сведений, содержащихся в материалах проверки, проводимой Комиссией по факту уклонения ООО "Промстрой" от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона, Комиссией было установлено отсутствие доказательств, подтверждающих наличие уважительной причины, обусловившей уклонение общества от заключения контракта, выразившееся в несовершении в регламентированный срок предусмотренных законом действий по подписанию проекта контракта усиленной электронной подписью или размещению в ЕИС протокола разногласий, или подписания усиленной электронной подписью отказа от заключения контракта. Доказательств невозможности соблюдения обществом положений действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе по причинам, не зависящим от нее, в адрес Комиссии представлено не было. Также у Комиссии отсутствовали доказательства, свидетельствующие о наличии чрезвычайных и непредотвратимых при заключении контракта обстоятельств, вследствие которых общество уклонилось от подписания контракта по результатам проведения электронного аукциона.
При этом факт того, что лицо уклоняется от заключения контракта такому лицу также известен. Изложенное, в случае если такое уклонение не является недобросовестным, обуславливает необходимость осуществления совершения им действий, направленных на установления фактов: принятия заказчиком решения о признании его уклонившемся от заключения контракта, решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, о рассмотрении контрольным органом обращения заказчика о включении сведений РНП. Не совершение таких действий не может свидетельствовать о добросовестности лица и должно быть принято во внимание контрольным органом при принятии решения.
Кроме того, тот факт, что лицо не осуществляло самостоятельных действий, направленных на устранение негативных последствий своего нарушения требований законодательства о контрактной системе, лишь дополнительно свидетельствует, что такое лицо не готово и не может надлежащим образом осуществлять свою деятельность в рамках законодательства о контрактной системе, поскольку такое законодательство предъявляет к своим субъектам более строгие требования, чем гражданское законодательство.
На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Уклонение хозяйствующего субъекта от заключения договора предполагает его недобросовестное, виновное поведение.
Оценив все имеющиеся документы и сведения, Комиссией не установлено оснований и причин, препятствующих обществом подписать контракт со своей стороны, в установленный законом срок.
Стоит также отметить, что намеренное уклонение от подписания контракта негативно сказывается на деятельности заказчика, поскольку влечёт увеличение сроков на заключение контракта и его исполнение, а в случае принятия участия в закупке единственного участника - проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заново.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о наличии достаточных оснований считать ООО "Промстрой" уклонившимся от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "Промстрой" (ИНН 2465090794, КПП 246501001), лице, исполняющего функции единоличного исполнительного органа Ханагяне Д.В. (ИНН 246520488700) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года, с учетом сведений, приведенных в нижеизложенной таблице.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
25.07.23 |
27.07.23 |
26.07.23 |
0 |
26.07.23 |
02.08.24 |
01.08.24 |
0 |
06.08.24 |
06.08.24 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
В.Л. Мерзляков |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай |
|
Г.Г. Мамедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 августа 2024 г. N 024/10/104-2166/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.08.2024