Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя, члены Комиссии - А.Р. Мулагалеев, ведущий специалист-эксперт, Г.Г. Мамедова, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МКУ "По управлению муниципальным имуществом и выполнению муниципального заказа" (далее - заказчик) с просьбой о включении сведений об ООО "РК" (ИНН 2461225916, КПП 246001001) (далее - общество, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронного аукциона "Ликвидация мест несанкционированного размещения отходов, образованных в местах сноса аварийных домов на территории города Иланский", номер извещения 0819300028524000010 (далее - аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи
104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021
N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения исполнителем условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
В установленный подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078, (далее - Правила) срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в контракте, направило заказчику и исполнителю уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил, было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и исполнитель считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу.
В срок, установленный подпунктом "з" пункта 9 Правил, заказчик направил документы и сведения, запрашиваемые в уведомлении о проведении внеплановой проверки. В свою очередь исполнитель в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 13 Правил, также предоставил в адрес Красноярского УФАС России в соответствии с указанным уведомлением информацию и документы, объяснения в письменной форме, в том числе подтверждающие, по его мнению, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта.
Из пункта 13 Правил следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
До начала рассмотрения обращения от сторон поступили письменные пояснения.
Также до начала заседания Комиссии от заказчика поступило ходатайство об участии в рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи (далее - ВКС).
Указанное ходатайство рассмотрено и удовлетворено.
На рассмотрении обращения, состоявшемся 01.08.2024 в 14:30 участвовал представитель исполнителя, надлежащим образом подтвердивший свои личности и полномочия, а также посредством ВКС участвовал представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свои личность и полномочия.
Вместе с тем в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 02.08.2024 14:15 в связи с необходимостью получения дополнительной информации от сторон для полного, всестороннего и объективного рассмотрения обращения.
Рассмотрение обращение состоялось 02.08.2024 в 14:15 в присутствии вышеуказанных представителей сторон.
Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком и исполнителем к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
Комиссией установлено, что между заказчиком и обществом был заключен контракт N22А от 27.05.2024 по выполнению всего комплекса работ ликвидация несанкционированных свалок, образованных в местах сноса аварийных домов на территории города Иланский, цена контракта составляет 5 659 079,74 руб.
Проанализировав положения контракта Комиссия установила следующее.
Срок выполнения работ по Контракту: начало - с момента заключения контракта; окончание - в течение 50 календарных дней (пункт 3.2. контракта).
Подрядчик вправе запрашивать и получать у заказчика информацию, необходимую для надлежащего исполнения обязательств по контракту (пункт 4.1.3. контракта).
Согласно пункту 5.2.1. контракта заказчик обязан для выполнения работ по контракту в течение 3 (трех) рабочих дней со дня заключения контракта передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, локальный сметный расчет, иные документы и имущество, необходимые для выполнения работ по контракту, или обеспечить их передачу, а также осуществить иные юридически значимые действия, необходимые для выполнения работ по Контракту. Данные действия выполняются заказчиком при необходимости.
Пунктом 5.2.8 контракта установлено, что заказчик обязан нести ответственность:
а) за соответствие нормам законодательства Российской Федерации локального сметного расчета, наличие в локальном сметном расчете ошибок, препятствующих исполнению подрядчиком существенных условий контракта, в случае если разработка локального сметного расчета осуществлялась заказчиком;
б) за качество материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставляемых заказчиком на объект в соответствии с условиями контракта;
в) за несвоевременную передачу строительной площадки, локального сметного расчета, иных документов и имущества, необходимых для выполнения работ по контракту.
Пунктом 14.3. контракта установлено, что для оперативного предоставления документов, указанных в данном пункте, за исключением документов, передача и размещение которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, допускается их передача посредством факсимильной связи и/или электронной почты, указанным в контракте, считаются полученными стороной в момент отправления и приравниваются к подлиннику документа, до момента поступления оригинала документа.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных пунктами 5.1.13 и 5.1.14 контракта (пункт 12.8. контракта).
Согласно пункту 12.5. контракта расторжение последнего допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и контрактом.
В силу пункта 12.7. контракта подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта без возмещения убытков Заказчику в случае непередачи строительной площадки для исполнения Контракта (в том числе при неосвобождении ее от прав третьих лиц) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней и более со дня заключения Контракта и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и обществом в материалы проверки, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Техническим заданием (приложение N 1 к контракту) предусмотрена ликвидация несанкционированных свалок с классом отходов III-V.
Вместе с тем согласно пояснениям представителя общества в адрес заказчика было направлено письмо исх. N 24-РК-ЭО-102 от 14.06.2024 с запросом у заказчика паспортов на отходы III-IV классов опасности.
В ходе рассмотрения обращения представитель заказчика указал на то, что препятствия к исполнению обязательств по контракту отсутствовали, так как в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" заказчик не является лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что подтверждается письмом исх. N 109 от 19.06.2024.
Также заказчиком в адрес общества были направлены претензии NN 114 от 27.06.2024, 118 от 09.07.2024 о том, что препятствия для исполнения обязательств по контракту отсутствуют и в случае просрочки обязательств по контракту будет начислена пеня.
На рассмотрении обращения представитель общества ссылаясь на нормы законодательства в сфере ликвидации отходов указал на необходимость получения от заказчика паспортов на отходы III-IV классов опасности.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что, в соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организация транспортирования отходов осуществляется при условии наличия паспорта отходов I - IV класса опасности.
В силу пункта 3 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности" (далее - Приказ N 1026) паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности. Согласно пункту 5 Приказа N 1026, установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792. Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I - IV классов опасности виду отходов, включенных в ФККО, подлежат хранению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение всего срока действия паспорта отходов.
Согласно типовой форме паспорта отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО, приведенной в Приложении N 2 к Приказу N 1026, способ определения химического и (или) компонентного состава вида отходов указывается согласно документации и (или) с использованием количественного химического анализа.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Таким образом, собственник земельного участка, на котором выявлено несанкционированное размещение отходов, обязан провести паспортизацию отходов, а затем обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения отходов.
Комиссия проанализировав вышеуказанные нормы в сфере ликвидации отходов, пришла к выводу о том, что общество добросовестно полагало, что для исполнения обязательств по контракту ему необходимы были паспорта отходов III-IV классов опасности.
Представитель общества также на рассмотрении обращения пояснил, что без паспорта отходов III-IV классов опасности объект размещения отходов (полигон) не принимает соответствующие отходы.
Комиссия обращает внимание на социальную значимость объекта контракта, поскольку несанкциинированное размещение отходов оказывает негативное влияние на окружающую среду, экологическую обстановку соответствующей территории. Таким образом, утилизация обществом отходов III-IV классов опасности без указанных паспортов повлечёт нарушение законодательства в сфере экологии и охраны окружающей среды, за которое в том числе предусмотрена уголовная ответственность.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что согласно выводам Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенным в Постановлении от 25.11.2011 N 15АП-11176/2011 по делу NА53-14308/2011 от 25.11.2011 N 15АП-11176/2011 по делу N А53-14308/2011 "общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в отсутствие паспортов отходов 1 - 4 классов опасности. <...>", "<...> поскольку при транспортировке отходов из жилищ, несортированного мусора, крупногабаритных отходов, а такая деятельность обществом осуществлялась, оно в силу требований закона обязано было иметь паспорт отходов I - IV классов опасности.". Таким образом, ввиду изложенного, в рамках рассматриваемого контракта общество запрашивало указанные паспорта для надлежащего исполнения обязательств по контракту, поскольку в противном случае у общества имелся риск быть привлечённым к административной ответственности.
Комиссия также отмечает, что заказчиком по контракту является МКУ "По управлению муниципальным имуществом и выполнению муниципального заказа". Контрактом вменена обязанность именно указанному заказчику по предоставлению обществу всех необходимых документов и имущества (пункт 5.2.1 контракта) требуемых для исполнения контракта.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае имеет место гражданско-правовой спор между сторонами относительно установления факта наличия в процессе деятельности заказчика, в ходе которых образуются отходы I - V классов опасности, который разрешается в судебном порядке. Однако Комиссия неправомочна рассматривать гражданско-правовые споры.
Согласно доводу представителя заказчика 29.05.2024 представителю общества Бизяевой Т.В. был направлен перечень свалок (представлен скриншот мессенджера). После получения перечня свалок со стороны общества был направлен специалист Бражкин Е. (представлен скриншот мессенджера). Заказчиком указано в дополнительных пояснениях, что 29.05.2024 в 15:47 встреча состоялась комиссионно (представитель общества - Бражкин Е., представители заказчика - руководитель Курбацкая А.Н., заместитель главы города Иланский - Кречкивский А.И.).
Комиссия обращает внимание на то, указанные скриншоты не являются допустимым доказательством, поскольку из них невозможно идентифицировать номер телефона + 7 913 569-77-42 как представителя общества. Кроме того, в контракте (раздел 16) контактным номером телефона у общества является (391) 219-35-76.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что переписка между сторонами допустима посредством факсимильной связи и/или электронной почты, указанным в контракте (пункт 14.3. контракта). Контрактом не предусмотрена переписка сторон посредством мессенджера.
Вместе с тем в своих дополнительных пояснениях представитель общества указывает на то, что акты приёма-передачи площадок несанкционированного размещения отходов, образованных в местах сноса аварийных домов на территории города Иланский от заказчика как почтовой корреспонденцией, так и электронной почтой в адрес общества не поступали.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 2 статье 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Рассматриваемый контракт по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Поскольку, по мнению заказчика, обществом не исполнены обязательства по контракту, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 12.8 контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 10.07.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 10.07.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 10.07.2024 исполнитель в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В случае, если исполнитель не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым.
Поскольку, по мнению заказчика, исполнитель в срок до 23.07.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 23.07.2024.
В свою очередь, согласно сведениям, размещённых в ЕИС, обществом 10.07.2024 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пунктов 12.5, 12.7 контракта. Указанное решение принято обществом в связи с невозможностью правомерного осуществления работ по данному контракту (в том числе по причине отсутствия паспортов на отходы III-IV классов опасности).
Проанализировав все фактические обстоятельства и поведение общества в ходе исполнения контракта, Комиссия пришла к выводу о том, что оно принимало действия, направленные на исполнение обязательств по контракту, однако исполнение обязательств оказалось невозможным в силу обстоятельств, независящих от общества.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к исполнителю такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении исполнителя от исполнения контракта заключенного по результатам аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012
NN ВАС-11617/12 и от 12.07.2013, ВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам
NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Также Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "РК" (ИНН 2461225916, КПП 246001001) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
М.А. Грицай |
Члены Комиссии |
А.Р. Мулагалеев |
|
Г.Г. Мамедова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 августа 2024 г. N 024/10/104-2372/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024