Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя; члены Комиссии - Е.А. Шмыгина, заместитель начальника отдела; А.Р. Мулагалеев, ведущий специалист-эксперт, (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- КГБУЗ "ККПД N1" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений об ООО "МИР" (ИНН: 2225211935) (далее - ООО),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об обществе в РНП в связи с уклонением ООО от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме ЗК-N-11838/24 на "Оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование расширенного функционала существующей Региональной Радиологической информационной системы - "Модуль взаимодействия с платформой "МосМедИИ"" (далее - запрос котировок), извещение N0119200000124011492 (далее - извещение), ИКЗ 242246400842024640100103730015829244.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Красноярское УФАС России, осуществляет проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в РНП соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в РНП. Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра 2024-12973 2 недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП). Комиссией не установлено, что заказчиком нарушены требования к порядку направления или форме обращения о включении сведений об ООО в РНП. Комиссией в адрес заказчика и ООО направлено уведомление о назначении даты заседания Комиссии, указанные уведомления размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Заказчиком и ООО в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в уведомлении документы и сведения. ООО было заявлено ходатайство о рассмотрении обращения посредством видео-конференц связи, ходатайство было рассмотрено и удовлетворено Комиссией. Заседание Комиссии состоялось 02.08.2024 в 10:00 (местное время). На заседании Комиссии присутствовали представитель заказчика, личность и полномочия представителя подтверждены, а также представитель ООО, личность и полномочия представителя подтверждены. Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки. Заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru 12.07.2024 было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок принимают решение о соответствии заявок извещению о проведении закупки или отклонении заявки, присваивают заявкам, признанным соответствующими извещению порядковые номера в порядке возрастания предложенной цены контракта. Пунктом 2 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 2 и 4 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать, в том числе: информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным Законом о контрактной системе; порядковые номера, присвоенные в соответствии с Законом о контрактной системе заявкам на участие в закупке.
В соответствии с информацией, размещённой в ЕИС, заказчиком 22.07.2024 был сформирован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.07.2024 NИЗК1 (далее - протокол итогов). Комиссией было установлено, что в соответствии с протоколом итогов на участие в запросе котировок была подана только одна заявка, заявке был присвоен номер 1.
В соответствии с информацией, представленной оператором электронной площадки, заявка 1 принадлежит ООО. По пункту 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе запрос котировок признаётся 2024-12973 3 несостоявшимся, если по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке только одна заявка на участие в закупке соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Комиссия установила, что в соответствии с протоколом итогов запрос котировок был признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, если запрос котировок признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, такой запрос котировок проводится с учетом особенностей, установленных частями 6 и 7 статьи 52 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе, если электронный запрос котировок признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе, контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. Ввиду пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе такой контракт заключается в соответствии с требованиями части 5 статьи 93 закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 93 Закона о контрактной заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся осуществляется, в том числе в порядке, установленном Законом о контрактной системы для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), с учетом положений части 9 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе с учётом особенностей, установленных в статье 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заказчик формирует и размещает в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с письменными пояснениями заказчика 23.07.2024 заказчиком в ЕИС был размещён проект контракта. По пункту 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, должен подписать Контракт и предоставить обеспечение исполнение обязательств по Контракту не позднее одного рабочего дня, после размещения проекта контракта.
Согласно пояснениям Заказчика 24.07.2024 ООО не подписал проект Контракта, не предоставил обеспечение исполнения обязательств по Контракту.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены в установленный срок требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта, при этом заказчик не позднее одного рабочего дня после истечения срока, предусмотренного частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, должен сформировать в ЕИС протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта. Комиссия установила, что 25.07.2024 заказчиком был сформирован и размещён в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 25.07.2024 NППУ20 1 (далее - протокол уклонения). Комиссия не установила, что заказчиком нарушен порядок признания ООО уклонившимся от заключения Контракта. Вместе с тем, в соответствии с письменными пояснениями ООО 24.07.2024 ООО не 2024-12973 4 подписало Контракт 24.07.2024 в связи с утерей токена с ЭЦП ООО. 25.07.2024 после обнаружения токена с ЭЦП проект контракта был подписан, а также предоставлено обеспечение исполнения обязательств по Контракту. Факт предоставления обеспечения исполнения обязательств по контракту подтверждается платёжным поручением N121 от 25.07.2024 на сумму 149 898 (сто сорок девять тысяч восемьсот девяносто восемь) рублей 67 копеек (далее - платёжное поручение), что соответствует сумме обеспечения исполнения обязательств по контракту, установленной в извещении. Комиссия установила, что получателем денежных средств по платёжному поручению является заказчик, операция по платёжному поручению имеет статус "оплачено". Кроме того, в адрес Комиссии была представлено объяснительная работника ООО Харченко Я.В., ответственного в соответствии с приказами ООО от 12.07.2024 и 22.07.2024 за подписание рассматриваемого контракта и согласование предоставления обеспечения (далее - объяснительная), Комиссией установлено, что объяснительная написана в связи с утерей токена с ЭЦП ООО.
В соответствии с документами, представленными ООО, на работника ООО Харченко Я.В., в связи с неподписанием в установленный срок контракта, на основании приказа 01/ТК-24 от 31.07.2024 было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Кроме того, в соответствии с представленным ООО свидетельством о государственной регистрации для ЭВМ N2022612843 ООО является разработчиком и правообладателем программы для ЭВМ, услуги по предоставлению которой необходимо оказать в соответствии с извещением. Комиссия установила, что ООО имело все необходимые ресурсы для оказание услуг по контракту. Комиссия также учитывает, что и заказчик и ООО ходатайствовали о предоставлении возможности заключить контракт.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Вместе с тем "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения общества. Следовательно, основанием для включения в реестр является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Согласно пункту 14 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения РНП, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, 2024-12973 5 признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссией установлено, что контракт не был подписан ООО по причине утери токена с ЭЦП ООО, вместе с тем после обнаружения указанного токена ООО контракт был подписан, а также предоставлено обеспечение исполнения обязательств по контракту. Кроме того, ООО имело все необходимы ресурсы для исполнения контракта, а именно ООО являлось разработчиком и правообладателем программы для ЭВМ, установка которой являлась потребностью заказчика. Включение в реестр представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения РНП, по результатам рассмотрения Обращения и проведения проверок, контрольный орган правомочен (при необходимости) выдать предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в том числе тот факт, что Заказчик и ООО ходатайствовали об отмене протокола признания ООО уклонившимся от заключения контракта и заключении контракта, учитывая то, что ООО являлся единственным участником запроса котировок, Комиссия полагает возможным и необходимым, выдать Заказчику предписание об отмене протокола о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и о повторном совершении действий, направленных на заключение контракта с участником закупки. 2024-12973 6 Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пунктом 14 Правил ведения реестра РНП, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать заказчику во включении сведений об ООО "МИР" (ИНН: 2225211935), в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Выдать заказчику предписание об осуществлении действий, направленных на заключение контракта с ООО "МИР" (ИНН: 2225211935) по результатам проведения закупки, имеющей извещение N 0119200000124011492.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.А. Шмыгина А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144. 2024-12973
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 августа 2024 г. N 024/10/104-2379/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024