Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя, члены Комиссии: Е.А. Шмыгина, заместитель начальника отдела, Г.Г. Мамедова, старший государственный инспектор, (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Министерства социальной политики Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью частном охранном предприятии "Бородино- щит" (ИНН 7708208626, КПП 502901001) (далее - общество, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) (далее - обращение),
установила
следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение РНП осуществляется в единой информационной системе (далее - ЕИС) путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной статьёй 104 Закона о контрактной системе. По части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 и части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП. 2024-12925 2 В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок ведения РНП) утверждён постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078).
Комиссия установила, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 и подпунктом "а" пункта 4 раздела II Порядка ведения РНП подведомственность при подаче обращения не была нарушена. Комиссией установлено, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 раздела II Порядка ведения РНП заказчиком в обращении указан код, установленный для случая направления обращения, 3.
Таким образом, обращение поступило в адрес Красноярского УФАС России в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 раздела II Порядка ведения РНП к обращению приложен документ - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.07.2024.
Таким образом Красноярское УФАС России в соответствии с подпунктами "г" и "д" пункта 9 раздела II Порядка ведения РНП приняло обращение к рассмотрению, направило заказчику и обществу с использованием ЕИС уведомление о рассмотрении обращения о включении в РНП. При этом такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Порядка ведения РНП. Заказчиком в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России, запрошенные в уведомлении документы, обществом запрошенные документы не предоставлены. Заседание Комиссии состоялось 02.08.2024 в 10:30 (время местное), на заседании Комиссии присутствовал представитель заказчика, личность и полномочия представителя подтверждены. Представитель общества на заседании Комиссии отсутствовал, обществом ходатайств не заявлялось.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Порядка ведения РНП Комиссия рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки (далее - ИКЗ) указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе. 2024-12925 3 В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 раздела II Порядка ведения РНП обращение содержит ИКЗ 232246621257224660100100720018010244.
В соответствии с информацией, размещённой в ЕИС ИКЗ 232246621257224660100100720018010244 указан в извещении 0119200000123011369 (далее - извещение).
В соответствии с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и наименование объекта закупки. Комиссией установлено, что в соответствии с извещением заказчиком выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион, наименование объекта закупки ЭА-N-11524/23 "Оказание охранных услуг для нужд министерства социальной политики Красноярского края".
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки. Комиссией установлено, что между заказчиком и обществом на условиях извещения и заявки общества 25.07.2023 заключён контракт N78 от 25.07.2023 (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК ПФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом между сторонами заключён Контракт, предусматривающий возмездное оказание услуг. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с абзацем 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Существенными условиями признаются те условия, которые указаны в закона, а также условия установленные самим договором. 2024-12925 4 Согласно частям 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с ГК РФ, если это было предусмотрено самим Контрактом. Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 10.4. расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения Контракта допускается в порядке, установленном ГК РФ.
Комиссией было проанализировано решение заказчика об одностороннем отказе от 15.07.2024, Комиссия установила, что основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения Контракта стало нарушение обществом следующих условий Контракта.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных статьей 3 Закона от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - закон об охране), охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (далее - охранные услуги, услуги) в срок, предусмотренный Контратком, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) (далее - Спецификация) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту) (далее - ТЗ), а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных Контрактом. Комиссия установила, что в соответствии с решением заказчика об одностороннем отказе от 15.07.2024 обществом нарушены следующие условия Контракта.
В соответствии с пунктом 5.1. ТЗ при оказании услуг по Контракту исполнитель обязан Предоставить Заказчику в течение 1 рабочего дня после заключения Контракта на услуги охраны список работников (охранников), которые будут непосредственно выполнять обязанности по охране объекта с указанием сведений по каждому, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с ТЗ. В случае внесения изменений в состав работников, осуществляющих охрану объекта, Исполнитель направляет в течение 1 (одного) рабочего дня со дня принятия такого решения Заказчику уточненный список. При этом в соответствии с текстом решения об одностороннем отказе исполнителем не вносились изменения в список охранников, непосредственно выполняющих работы на объекте.
Таким образом услуги оказывали охранники фактически не внесённые в указанный список.
В соответствии с пунктом 5.2. ТЗ до начала оказания услуг и (или) при привлечении частного охранника с другого объекта Исполнитель проводит инструктаж своих сотрудников в соответствии с требованиями Технического задания.
Согласно тексту решения одностороннего отказа с охранниками дежурившими 08.08.2023; 23.11.2023 и 30.11.2023 инструктаж по работе с системами видеонаблюдения и пожарно-охранной сигнализации не проводился. 2024-12925 5 В соответствии с пунктом 5.6. ТЗ не допускается несение службы охранником более 24 часов на объекте без смены. Вместе с тем, охранники исполнителя неоднократно находились на постах по две смены, то есть более 24 часов, а именно 23.11.2023-24.11.2023; 30.11.2023-01.12.2023; 04.06.2024-05.06.2024; 07.06.2024-08.06.2024; 10.06.2024-11.06.2024; 13.06.2024-14.06.2024; 16.06.2024-17.06.2024; 19.06.2024-20.06.2024; 22.06.2024-23.06.2024; 08.07.2024-09.07.2024; 11.07.2024-12.07.2024.
В соответствии с пунктом 10.3 Контракта в случае изменения у какой-либо из сторон местонахождения, названия, банковских реквизитов или в случае реорганизации она обязана в течение 5 (пяти) календарных дней письменно известить об этом другую сторону. В месте с тем в соответствии с решением об одностороннем отказе 19.12.2023 в ЕГРЮЛ были внесены сведения об изменении руководителя общества, общество уведомило заказчика о смене руководителя только 11.06.2024.
Комиссия установила, что в связи с существенными нарушением условий Контракта заказчиком направлены в адрес общества претензии N80-3697 от 04.09.2023; N80-5306 от 29.12.2023; N80-3057 от 26.06.2024; N80-3214 от 04.07.2024.
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 1.3. Контракта Контрактом предусмотрено 28 этапов.
В соответствии с информацией, размещённой в ЕИС обществом завершено без начисления неустойки (штрафов, пеней) 5 этапов Контракта. 1 этап завершён с начислением неустойки (штрафов, пеней) и 1 не завершён.
В соответствии с пунктом 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397 ГК РФ).
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 723 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков. При этом оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том 2024-12925 6 числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Комиссией установлено, что исполнителем действительно были допущены нарушения условий контракта, при этом Комиссия отмечает, что указанные нарушения являются основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта и применения мер гражданско-правовой ответственности. Вместе с тем с учётом того, что обществом оказывались услуги по контракту, нарушений правил внутреннего трудового распорядка охранниками общества, кроме указанных нарушений, зафиксировано в актах заказчика не было, указанные нарушения не свидетельствуют о недобросовестном поведении общества, указанные нарушения в первую очередь свидетельствуют о внутриорганизационных проблемах общества. Комиссия также отмечает, что указанные переработки охранников общества не свидетельствуют о намерении общества уклоняться от исполнения Контракта. Комиссия также отмечает, что заказчиком не представлены акты, фиксирующие указанные нарушения охранниками общества по состоянию на даты, указанные в письменных пояснениях заказчика.
В соответствии с пунктом 15 Порядка ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Порядка ведения РНП:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Порядка ведения РНП, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Комиссией также отмечается, что общество исполняло обязательства по контракту, охранники общества выходили на объект заказчика, обществом были выполнены свои обязанности по 5 этапам без начисления неустоек (штрафов, пеней), что соответствует 2024-12925 7 подпункту "а" пункта 15 Порядка ведения РНП. При этом включение сведений об Обществе в РНП представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС- 11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
решила
отказать заказчику во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Бородино-щит" (ИНН: 7708208626) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.А. Шмыгина Г.Г. Мамедова Исп.Мулагалеев А.Р. 2024-12925 8 тел.8(391)2110144. 2024-12925
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 августа 2024 г. N 024/10/104-2389/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024