Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя ООО "ДАЛАРИКСТРОЙ" по доверенности;
- представителей МКУ "Дирекция благоустройства города Кирова" по доверенностям;
рассмотрев материалы МКУ "Дирекция благоустройства города Кирова" о включении сведений об ООО "ДАЛАРИКСТРОЙ" (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
29.07.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение МКУ "Дирекция благоустройства города Кирова" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ДАЛАРИКСТРОЙ" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Комсомольская от дома N1 до дома N13 по ул. Комсомольская в г. Кирове (извещение N 0140300040824000505).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 02.08.2024 г., отложено на 05.08.2024 г., стороны извещены надлежащим образом.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр недобросовестных поставщиков, РНП, Реестр) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с тем, что обязательства Подрядчиком в сроки и с качеством, предусмотренными контрактом, не исполнил. Заказчиком велась с Подрядчиком претензионная работа, однако качество работ не соответствует условиям контракта, в связи с чем, Заказчиком 16.07.2024 г. было сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта, решение вступило в законную силу 29.07.2024 г.
Представители Заказчика сообщили, что при исполнении контракта работы выполнялись с нарушением срока и качества работ (вырубки из асфальтобетонного покрытия не соответствуют требованиям ГОСТ Р 58406.2-2020 по содержанию воздушных пустот), что подтверждается лабораторными испытаниями. Имеются замечания к предоставленной Подрядчиком исполнительной документации, к используемым материалам.
Отмечают, что нарушение показателей влияет на прочностные характеристики покрытия. Повышенный показатель воздушных пустот свидетельствует о некачественном уплотнении в процессе укладки или низком качестве смеси. Нарушение требований приведёт к преждевременному разрушению покрытия. Увеличение пористости в результате нарушения технологии укладки асфальтобетона снижает долговечность, способствует появлению трещин, разрушений. Недоуплотнение асфальтобетона приводит к выкрашиванию щебня из покрытия, попаданию влаги, при низких температурах приводит к растрескиванию и разрушению. Проходя несколько циклов замерзания, покрытие приходит в негодность. Считают, что Общество ненадлежаще выполнило свои обязательства. Просят включить Подрядчика в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представитель Подрядчика сообщил, что Общество работы выполнило в полном объеме и с надлежащим качеством, что подтверждается протоколом испытаний, результат работ предъявлен к приемке, в ЕИС сформирован документ о приемке N 1 от 03.06.2024 г. Считает, что в действиях Общества отсутствует недобросовестное поведение ввиду того, что Обществом предприняты все меры для надлежащего исполнения условий муниципального контракта. Спор сторон контракта о качестве выполненных работ не свидетельствует о злонамеренном уклонении подрядчика от исполнения контракта. Подрядчик направил встречное исковое заявление о признании недействительным решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, взыскании задолженности по оплате выполненных работ по контракту. Просит не включать сведения об ООО "ДАЛАРИКСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Заказчика, Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
14.03.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Комсомольская от дома N1 до дома N13 по ул. Комсомольская в г. Кирове. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 843 087,18 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2024 NИЭА1, победителем признано ООО "ДАЛАРИКСТРОЙ" с ценой контракта - 5 166 529,62 руб.
05.04.2024 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт на выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Комсомольская от дома N1 до дома N13 по ул. Комсомольская в г. Кирове (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту тротуара по ул. Комсомольская от дома N1 до дома N13 по ул. Комсомольская в г. Кирове(далее - объект), а Заказчик обязуется принять и оплатить работы в соответствии с условиями настоящего контракта.
Согласно п. 1.2 Контракта объем выполняемых работ: в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1) и сметным расчетом по ремонту (Приложение N 2).
Пунктом 1.4 Контракта установлен срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 31.05.2024. В указанный срок не входит время согласования объемов выполненных работ и их приемка Заказчиком (его уполномоченным представителем).
Пунктом 1.5 Контракта установлены требования к результатам:
- своевременное и качественное выполнение всего объёма работ;
- при сдаче выполненных работ Заказчику передаётся комплект исполнительной документации, подтверждающей происхождение, безопасность и качество применяемых материалов, конструкций, изделий или оборудования;
- обязательства Подрядчика по сдаче результата работ считаются выполненными надлежащим образом после подписания сторонами акта о приемке выполненных работ, сформированного с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), по форме согласно форме Приложение N4 (далее - документ о приемке работ).
Разделом 2 Контракта определены обязанности и права сторон.
Согласно п. 2.1 Контракта Подрядчик обязан:
2.1.1.Выполнить работы в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения работ по ремонту (Приложение N 3), и сдать результат работ по ремонту Заказчику.
2.1.2. Обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии со сметным расчетом стоимости работ на основании дефектной ведомости (далее - сметный расчет по ремонту) (Приложение N 2).
2.1.3.Обеспечить выполнение и качество работ в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1), требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, СНиПов, ГОСТов, ТУ, СП, СанПиНов, "Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (приняты и введены письмом Росавтодора от 17.03.2004 NОС-28/1270-ис), Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров", утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N19/41, других норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации.
2.1.6.Использовать при выполнении работ материалы, конструкции, изделия или оборудование, соответствующие требованиям ГОСТ, техническим условиям и другим нормативным документам, установленным законодательством Российской Федерации. Использовать материалы, конструкции, изделия или оборудование новые (не бывшие в употреблении, в ремонте, в том числе которые не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), разрешенные для применения (использования) на территории Российской Федерации, имеющие документы, удостоверяющие их происхождение, номенклатуру, качество и безопасность.
2.1.11. Безвозмездно устранить по требованию Заказчика в согласованные сроки все выявленные недостатки, если в процессе выполнения работы Подрядчик допустил отступления от условий контракта, ухудшившие качество работы.
2.1.15. В течение 10 рабочих дней со дня окончания выполнения работ уведомить Заказчика о таком окончании, направить вместе с уведомлением документы, предусмотренные пунктом 5.3 контракта на бумажном носителе.
2.1.21. Устранять за свой счет выявленные в ходе приемки выполненных работ и (или) обнаруженные в пределах гарантийных сроков на конструктивные элементы объекта, предусмотренных контрактом, недостатки (дефекты) работ, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае, если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.2 Контракта в целях приемки выполненных работ Подрядчик для подтверждения объемов и качества выполненных работ, предусмотренных сметным расчетом по ремонту и Техническим заданием (Приложение N1) в течение 10 рабочих дней со дня окончания выполнения работ формирует с использованием ЕИС документ о приемке работ, подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС. Также в ЕИС Подрядчик размещает исполнительную документацию (Акт о приемке выполненных работ (по форме КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3).
В соответствии с п. 5.3 Контракта комплект документации (Общий журнал работ, специальный журнал работ, рецепты асфальтобетонных смесей, паспорта качества на материалы, накладные на материалы, акты освидетельствования скрытых работ, акты освидетельствования ответственных конструкций, исполнительные схемы, другая документация, связанная с выполнением работ, запрашиваемая Заказчиком) предоставляется Заказчику без использования ЕИС. Подрядчик за один рабочий день до дня размещения в ЕИС документа о приемке работ уведомляет и направляет Заказчику комплект исполнительной документации на бумажном и электронном носителях.
Пунктами 6.1, 6.2 Контракта определено, что качество выполненной Подрядчиком работы должно соответствовать требованиям Технического задания (Приложение N1), Гражданского кодекса Российской Федерации, СНиП, ГОСТ, ТУ, СП, СанПиН, "Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" (приняты и введены письмом Росавтодора от 17.03.2004 NОС-28/1270-ис), Правил внешнего благоустройства в муниципальном образовании "Город Киров", утвержденных решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 N19/41, других норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации. Используемые материалы, конструкции, изделия или оборудование должны соответствовать требованиям ГОСТ, техническим условиям и другим нормативным документам, установленным законодательством Российской Федерации. Используемые материалы, конструкции, изделия или оборудование должны быть новыми (не бывшими в употреблении, не прошедшими ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств), ранее не используемыми, разрешенными для применения (использования) на территории Российской Федерации, иметь все документы, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе удостоверяющие их происхождение, качество и безопасность.
Согласно п. 6.6 Контракта Подрядчик несет ответственность за недостатки (дефекты) работ, обнаруженные в период гарантийных сроков, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта и его частей, неправильной его эксплуатации, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного Заказчиком или привлеченными Заказчиком третьими лицами.
Согласно п. 6.7 Контракта устранение недостатков (дефектов) работ, выявленных в течение гарантийных сроков, осуществляется силами Подрядчика и за его счет.
Заказчиком в адрес Подрядчика направлены письма от 17.05.2024 г. N 2214, от 20.05.2024 г. N 2259, от 29.05.2024 г. N 2440, N 2459, от 03.06.2024 г. N 2569, от 04.06.2024 г. N 2609, от 06.06.2024 г. N 2657, N 2670, N 2671, от 10.06.2024 г. N 2701, от 11.06.2024 г. N 2736, от 18.06.2024 г. N 2839, от 19.06.2024 г. N 2891, от 26.06.2024 N 3020, N 3021, от 02.07.2024 г. N 3124, от 08.07.2024 г. N 3233 о принятии мер, об уборке строительного мусора, о направлении представителя для осуществления отбора проб асфальтобетонного покрытия, о предоставлении документов на материалы, об обследовании колодцев, о выявленных недостатках при выполнении работ и их устранении, об установлении факта приостановки; претензии о ненадлежащем исполнении контракта от 03.06.2024 г. N 505/1, от 06.06.2024 г. N 505/2, от 13.06.2024 г. N 505/3, N 505/4, N 505/5, от 27.06.2024 г. N 505/6, от 05.07.2024 г. N 505/7, а также о несвоевременном исполнении контракта (письмо от 03.06.2024 г. N 505).
Заказчиком представлены фотоматериалы, акты отбора проб, акты обследования, протоколы испытаний N 132-1 от 01.08.2024 г. ООО "НИЛ", N 1049, N 1050 от 10.06.2024 г. испытательная лаборатория "СтройЛабЭкспресс", согласно которым вырубка из асфальтобетонного покрытия по показателю воздушных пустот не соответствует ГОСТ Р 58406.2-2020.
Подрядчиком представлены исполнительная документация, договоры от 21.06.2024 г., от 03.07.2024 г., заключенные ООО "Просторавто плюс" с АО "Вятавтодор", с АО "Лаборатория строительных материалов и конструкций "МиТ", с ООО "НДЛ" о проведении лабораторных исследований, паспорта на асфальтобетонную смесь и щебень, рецептурный состав смеси, документы о качестве бетонной смеси, протокол испытаний N 9/46 от 11.06.2024 г. ООО "НИЛ", согласно которой вырубка из асфальтобетонного покрытия по показателю воздушных пустот соответствует ГОСТ Р 58406.2-2020.
Согласно информации из ЕИС 03.06.2024 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлены документ о приемке на сумму 5 166 529,62 руб. (КС-2, КС-3) за отчетный период от 05.04.2024 г. по 31.05.2024 г., 27.06.2024 г. отказано в приемке (письмо N 3021 от 26.06.2024 г.), поскольку Подрядчиком не представлены документы на бумажном носителе (п. 5.3 контракта), выявленные недостатки не устранены.
Согласно п. 2.4.10 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно п. 12.4 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и контрактом. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных пунктами 2.4.2, 2.4.3 контракта (если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным, отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, уведомив об этом Подрядчика в порядке, установленном контрактом; если во время выполнения работ станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить устранение недостатков другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать возмещения убытков. О назначении срока для устранения недостатков Заказчик обязан уведомить Подрядчика в течение 5 рабочих дней со дня его назначения в порядке, установленном контрактом. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, предусмотренных частью 15 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе. В случае принятия решения одной из сторон контракта об одностороннем отказе от исполнения контракта расторжение контракта после принятия такого решения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с тем, что обязательства Подрядчиком в сроки и с качеством, предусмотренными контрактом, не исполнены, Заказчиком 16.07.2024 г. было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
17.07.2024 г. Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо, согласно которому Подрядчик своевременно приступил и в полном объеме выполнил работы, направил акт о выполненных работ, при исполнении контракта Подрядчик использовал материалы, конструкции, изделия и оборудование, соответствующие требованиям ГОСТ, техническим условиям и другим нормативным документам, установленным законодательством Российской Федерации, о чем представило соответствующую информацию заказчику, работы выполнены качественно, что подтверждается повторной экспертизой. Указывает, что оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта не имеется, просит принять работы и оплатить.
18.07.2024 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлен ответ (письмо N 3421), согласно которому работы выполнены не в срок, асфальтобетонное покрытие не соответствует требованиям ГОСТ, не убран строительный мусор, 3 колодца заасфальтированы, поднятие колодцев выполнено с нарушением строительных норм, имеются претензии к документам на материалы. Указывает, что Заказчик имел право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, принять результат выполненных работ и оплатить не представляется возможным.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 16.07.2024 г. в 13:13 ч., что свидетельствует о надлежащем уведомлении поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 29.07.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 29.07.2024 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Правовым последствием нарушения условий контракта является включение сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков, что является дополнительной мерой ответственности, помимо тех, которые предусмотрены ст. 34 Закона о контрактной системе (пени, штрафы).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п. а) п. 15 Порядка орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение Подрядчика на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
При этом отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Представленные Подрядчиком информация и документы подтверждают принятие им мер для надлежащего исполнения обязательств по Контракту: работы выполнены, результат работ предъявлен к приемке, в ЕИС сформирован документ о приемке N 1 от 03.06.2024, направлена исполнительная документация почтой (опись от 18.07.2024 г.).
Комиссия Кировского УФАС России отмечает, что между Заказчиком и Подрядчиком сложился гражданско-правовой спор в отношении качества выполненных работ и его приемки.
Подрядчиком направлено встречное исковое заявление о признании недействительным решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, взыскании задолженности по оплате выполненных работ по контракту в Арбитражный суд Кировской области, где, в том числе, будет рассматриваться вопрос качества выполнения работ (вх. штамп суда от 01.08.2024 г.).
Согласно информации из ЕИС Подрядчик имеет 9 исполненных контрактов на общую сумму 36 098 615,77 руб.
Кроме того, Подрядчик относится к микропредприятиям, включен в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Участие в закупках, представляет собой возможность для Подрядчика в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления деятельности, сохранив рабочие места.
Таким образом, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "ДАЛАРИКСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ "Дирекция благоустройства города Кирова" в отношении ООО "ДАЛАРИКСТРОЙ" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту тротуара по ул. Комсомольская от дома N1 до дома N13 по ул. Комсомольская в г. Кирове (извещение N 0140300040824000505), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 5 августа 2024 г. N 043/10/104-647/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024