Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе: Зам. председателя комиссии: Бессолицыной И.А. - зам. руководителя управления - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий; Членов комиссии: Гавриковой В.Ю. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России; Рязанова Е.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России; При участии: Ляпустина П.П. - представителя ООО СК "КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ", по доверенности; Соловьева А.В. - представителя администрации муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области, по доверенности; рассмотрев материалы администрации муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области о включении сведений об ООО СК "КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
30.07.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены материалы администрации муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО СК "КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция системы водоснабжения города Вятские Поляны" в Кировской области (извещение N 0340200003322007930).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 05.08.2024 г., откладывалось на 06.08.2024 г. стороны извещены надлежащим образом. В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр недобросовестных поставщиков, РНП, Реестр) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно п. 9 Правил при проведении электронной процедуры:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Заказчиком представлено обращение о включении ООО СК "КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" в Реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, в связи с тем, что Подрядчик в регламентированный контрактом срок (до 30.06.2023 года) не выполнил требуемые работы. В связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств, Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке и 18.07.2024 г. разместил его в ЕИС, решение вступило в законную силу 30.07.2024 г. Представитель Подрядчика подтвердил письменные пояснения, указывает, что в проектно-сметную документацию вносились изменения из-за невозможности поставки оборудования и расширения санкций ЕС. Разработчик ПСД отказался от выполнения обязательств по устранению недостатков в проектно-сметной документации. ООО СК "КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" выполнило значительную часть работ, но не имеет средств для продолжения проекта. Просит не включать в реестр недобросовестных поставщиков. Рассмотрев представленные материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам. 05.07.2022 г. на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322007930 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция системы водоснабжения города Вятские Поляны" в Кировской области. Начальная (максимальная) цена контракта - 69 676 650,64 руб. 25.07.2022 г. между Заказчиком и ООО СК "КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" был заключен контракт на выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция системы водоснабжения города Вятские Поляны" в Кировской области по цене 69 676 650,64 руб. (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Подрядчик принимает на себя обязательства в сроки, установленные графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к настоящему Контракту), выполнить все предусмотренные проектной документацией (Приложение N 2 к настоящему Контракту) работы по реконструкции объекта "Реконструкция системы водоснабжения города Вятские Поляны" в Кировской области (далее - работы, Объект) и передать Объект Заказчику.
В соответствии с п. 1.3. Контракта Подрядчик обязан выполнить работы по Контракту в следующие сроки: с момента подписания Контракта до "15" декабря 2022 года. Дополнительным соглашением N 2 срок выполнения работ продлен до 30.06.2023 г.
Согласно п. 8.22.
Контракта Датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.
В силу п. 13.3.
Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях нарушения Подрядчиком сроков исполнения Контракта, сроков выполнения работ, установленных графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к настоящему Контракту), либо срока устранения Подрядчиком недостатков более чем на 15 дней, а также в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации. Письмом от 11.11.2022 г. Заказчик обратился в КОГАУ "Управление госэкспертизы" для получения разъяснений о необходимости внесения изменений в проектную документацию для соответствия требованиям надежности электроснабжения. 15.11.2022 г. между Подрядчиком и ООО "КБ Проект" заключен договор на корректировку проектной документации. 21.11.2022 г. КОГАУ "Управление госэкспертизы" сообщило Заказчику о необходимости корректировки проекта в соответствии с новыми техническими условиями от ОАО "Коммунэнерго". 22.11.2022 г. Заказчик передал права на внесение изменений в проектную документацию Подрядчику.
Согласно протоколу N 2 заседания комиссии по рассмотрению обращений заказчиков муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области от 07.07.2023 г. возникла необходимость внесения изменений в проект из-за независящих от сторон обстоятельств. Изменения в проекте увеличивают срок выполнения работ. Комиссия приняла решение о продлении срока контракта до 30 июня 2023 года. Подрядчик выполнил значительную часть работ, готовность составляет 60%. 03.04.2024 г. Подрядчик сообщил Заказчику о истечении срока выполнения работ по подключению к электрическим сетям объекта Водозабор "Хлебозаводской", сообщает о важности технологического присоединения для реконструкции системы водоснабжения города Вятские Поляны. Письмом от 09.07.2024 г. Подрядчик сообщил, что готов к расторжению контракта при условии компенсации затрат. Просит о назначении времени и представителя для приемки работ на объекте "Реконструкция системы водоснабжения Вятские Поляны". Аналогичное письмо направлено Заказчику 19.07.2024 г.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В соответствии с требованиями ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 18.07.2024 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением Подрядчиком условий Контракта.
В силу п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части решение автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Подрядчиком 18.07.2024 15:35 ч.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является 18.07.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта нарушения условий Контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 30.07.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 30.07.2024 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе. Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика. Включение сведений об участнике размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Согласно п.п.
а) п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта. При этом, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе. Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Представленные Подрядчиком информация и документы подтверждают принятие им мер для надлежащего исполнения обязательств по Контракту, а именно: выполнением работ на 74 % (подтверждается информацией Заказчика, направленной в Вятскополянскую межрайонную прокуратуру от 02.08.2024 г., протоколом N 2 заседания комиссии по рассмотрению обращений заказчиков муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области от 07.07.2023 г.), заключением договора на корректировку проектной документации от 15.11.2022 г. Кроме того, необходимость внесения изменений в проектную документацию не позволила Подрядчику выполнить работы в регламентированный Контрактом срок, что не позволяет установить факт недобросовестности и вины Общества.
На основании представленных документов, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчиком принимались меры, направленные на надлежащее исполнение условий Контракта, в связи с чем информация о Подрядчике не подлежит включению в Реестр. Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией муниципального образования городского округа город Вятские Поляны Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО СК "КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по реконструкции объекта "Реконструкция системы водоснабжения города Вятские Поляны" в Кировской области (извещение N 0340200003322007930), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Зам. председателя И.А. Бессолицына комиссии Члены комиссии: Е.И. Рязанов В.Ю. Гаврикова
2024-4320
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 6 августа 2024 г. N 043/10/104-655/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024