Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Буньковой Д.А. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Городская больница N 6" (далее - БУЗОО "ГБ N 6", учреждение, заказчик) обращение об индивидуальном предпринимателе Лоскутове Владимире Владимировиче (далее - ИП Лоскутов В.В., предприниматель, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N рем-2/2024 от 17.06.2024 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки путем запроса котировок в электронной форме "Выполнение работ по капитальному ремонту хозяйственного корпуса Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 6", по адресу: г. Омск, микрорайон Береговой, ул. 1-я Осенняя, д. 79 (Реестровый номер 24.43.1016)" (извещение N 0152200004724001003) (далее - электронный запрос котировок), размещенной уполномоченным органом - Главным управлением контрактной системы Омской области,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - Гавриловой Ларисы Петровны (доверенность N 167 от 18.07.2024),
в присутствии представителей:
заказчика - Захарова Олега Валерьевича, главного врача, Загоскиной Анастасии Владимировны (доверенность N 3 от 06.08.2024),
подрядчика - Лозы Екатерины Сергеевны (доверенность от 01.08.2024),
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 30.07.2024 было направлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 6937-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 03.06.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении о проведении запроса котировок в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 3398857,23 руб.
Размещенный 11.06.2024 протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует о том, что электронный запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в ней. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с участником, подавшим такую единственную заявку (ИП Лоскутов В.В.).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 17.06.2024 между учреждением и предпринимателем был заключен контракт с ценой 2889028,65 руб.
19.07.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом. Основанием одностороннего отказа БУЗОО "ГБ N 6" от исполнения контракта согласно принятому решению является то, что подрядчик к выполнению работ не приступил.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 30.07.2024, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Лоскутове Владимире Владимировиче не подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1.1 предметом контракта выступало следующее: "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить предусмотренные проектной документацией работы по капитальному ремонту хозяйственного корпуса Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 6", по адресу: г. Омск, микрорайон Береговой, ул. 1-я Осенняя, д. 79 (далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом".
Из пункта 2.1 контракта следовало, что работы по контракту, если иное не предусмотрено контрактом, выполняются подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (Приложение N 1 к контракту).
Разделом 7 контракта регламентированы права и обязанности сторон при его исполнении.
В соответствии с пунктом 7.1 контракта заказчик наделен, в том числе следующими правами:
- требовать от подрядчика надлежащего и своевременного исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта;
- осуществлять контроль за ходом выполнения работ и их качеством, соблюдением сроков выполнения работ, качеством предоставленных для выполнения работ товаров (материалов), в том числе с привлечением сторонней организации, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
В свою очередь, корреспондирующие вышеуказанным правам заказчика обязанности подрядчика закреплены в пункте 7.4 контракта, а именно:
- выполнить работы в сроки, установленные контрактом;
- информировать заказчика обо всех происшествиях на объекте капитального строительства, в том числе об авариях или о возникновении угрозы аварии на объекте капитального строительства, о несчастных случаях на объекте капитального строительства, повлекших причинение вреда жизни и (или) здоровью работников подрядчика и иных лиц, в течение 24 часов с момента, когда возникновение аварии или несчастного случая либо угроза аварии или несчастного случая стали известны или должны были быть известны подрядчику. До получения от заказчика указаний приостановить работу. Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в настоящем пункте, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работ, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора строительного подряда.
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала и окончания исполнения контракта: с даты заключения контракта и 28.12.2024, соответственно.
Информация о сроках выполнения работ содержалась в пункте 1.4 заключенного сторонами контракта: "Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - дата заключения контракта, окончание срока выполнения - 30 сентября 2024 года. Работы по контракту выполняются непрерывно. Заказчик и Подрядчик, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, контрактом, не вправе приостанавливать выполнение работ".
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 14.7 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В пунктах 7.1.6, 7.1.7 и 12.3 контракта были закреплены права заказчика:
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств;
- отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков если:
подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
отступления в работе от условий настоящего контракта и иные недостатки и (или) дефекты результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУЗОО "ГБ N 6" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 19.07.2024 в 13:02 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления предпринимателю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550104238524000088) признается 19.07.2024 в 13:02 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ИП Лоскутов В.В. в период с 20.07.2024 по 29.07.2024 имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена в ЕИС 31.07.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ЗА/4458/24) уведомление о рассмотрении 06.08.2024 в 10 час. 40 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 02.08.2024:
- заказчиком всей имеющейся переписки с ИП Лоскутовым В.В. и документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения предпринимателем обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчиком письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр, а также доказательств принятия мер для надлежащего исполнения контракта.
Представленные заказчиком (вх. N 7115/24 от 05.08.2024) и предпринимателем (вх. N 7055-ЭП/24 от 02.08.2024) сведения о взаимодействии в рамках исполнения контракта, вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
17.06.2024 между сторонами был подписан акт приема-передачи строительной площадки N 1, согласно пункту 2 которого подрядчик, подписывая акт, был удовлетворен состоянием места производства работ и подтверждает, что каких-либо препятствий для исполнения условий контракта не имеется.
Однако 27.06.2024 предпринимателем в адрес заказчика было направлено письмо (исх. N 1) о приостановке работ по контракту по причине частичного обрушения несущей стены и опасности обрушения перекрытия. Согласно письму производить демонтаж плит перекрытия с кровли либо возведение временных опорных и защитных конструкций внутри здания также невозможно из-за опасности обрушения конструкции.
Подрядчиком в уведомлении о приостановке работ предложено на основании инструментального обследования технического состояния фундамента и наружных стен зданий хозяйственного корпуса (Литера Д) учреждения (которое в составе извещения об осуществлении закупки не размещалось) рассмотреть вопрос о выводе коммуникаций и оборудования из зоны демонтажа, провести дополнительное инструментальное обследование фундамента и на основании такого обследования внести изменения в проектно-сметную документацию.
По убеждению ИП Лоскутова В.В., размещенная в составе извещения об осуществлении закупки проектно-сметная документация не отражает действительности и фактически непригодна для использования.
Заказчик в ответ на уведомление подрядчика 01.07.2024 сообщил (исх. N 01-14/286) о направлении копии письма последнего в проектную организацию, а также просил предоставить материалы осмотра, обследований по фактам, отраженным в таком уведомлении.
С учетом ответа проектировщика (исх. N 01-14/283 от 28.06.2024) БУЗОО "ГБ N 6" указало (исх. N 01-14/289 от 04.07.2024) подрядчику на возможность выполнения работ по контракту на прежних условиях.
24.06.2024 и 08.07.2024 при участии представителей заказчика (представитель подрядчика участие не принимал) были составлены акты, из которых следует, что на строительном объекте отсутствуют рабочие и техника, ремонтные работы не ведутся.
10.07.2024 при участии представителей заказчика, КУОО "Дирекция здравоохранения" и подрядчика был проведен осмотр объекта (хозяйственного корпуса), оформленный протоколом оперативного совещания.
По результатам осмотра объекта заказчик пришел к выводу о возможности исполнения контракта на основании имеющейся проектно-сметной документации, соответствующей состоянию объекта на момент приема-передачи строительного объекта.
Подрядчиком в связи с несогласием заказчика с выводами об аварийности объекта и наличия опасности для людей в письме от 11.07.2024 (исх. N 2) предложено провести осмотр объекта с участием независимой экспертной организации.
15.07.2024 предприниматель уведомил (исх. N 3) учреждение об осмотре объекта с участием эксперта 17.07.2024 в 12 час. 30 мин.
ИП Лоскутов В.В. по итогам экспертного исследования письмом от 24.07.2024 (исх. N 3) предложил заказчику внести изменения в проектно-сметную документацию, заменив демонтаж здания ручным способом на механизированный, уведомил о готовности приступить к выполнению работ после получения указанных документов, а также просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
БУЗОО "ГБ N 6" в ответ на письмо подрядчика сообщило (исх. N 01-14/319 от 25.07.2024) о том, что локальным сметным расчетом к контракту для проведения работ по демонтажу плит перекрытия принята расценка с применением кранов, то есть механизированный способ демонтажа. После демонтажа плит перекрытия должны производиться работы по разборке кирпичной кладки. В предоставленном экспертном заключении, по мнению заказчика, отсутствует обоснование невозможности исполнения контракта. Учреждение также сообщило об отсутствии оснований для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Проанализировав и оценив имеющиеся в материалах дела документы, поведение сторон при исполнении контракта, Комиссия установила следующее.
Факт нарушения подрядчиком срока выполнения работ установлен Комиссией и не оспорен сторонами, однако предприниматель полагает, что просрочка возникла вследствие невозможности выполнения работ, обусловленной аварийным состоянием объекта, а также невыполнением заказчиком своих обязательств по контракту.
В силу пункта 1 статьи 716 ГК РФ обстоятельствами, при обнаружении которых подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу являются:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
При этом если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков (пункт 3 статьи 716 ГК РФ).
Материалами дела подтверждено, что подрядчик, действуя разумно и добросовестно, во исполнение норм гражданского законодательства, а также условий контракта 27.06.2024 уведомил заказчика о возникновении угрозы аварии на объекте капитального строительства, предложив возможные варианты разрешения сложившейся ситуации.
Однако учреждение, получив соответствующее уведомление, указаний о способе работы (в том числе в части вывода коммуникаций и оборудования и зоны демонтажа) предпринимателю не давало, иных необходимых мер для устранения обстоятельств, послуживших основаниями приостановки работ, не предпринимало.
Как отмечено представителем заказчика на заседании Комиссии, вопрос вывода коммуникаций имел для учреждения существенное значение и не мог быть разрешен в связи с невозможностью их переподключения. Вместе с тем однозначных и недвусмысленных указаний по данному вопросу в письменном виде заказчик подрядчику так и не предоставил (письмо подрядчика N 3 от 24.07.2024).
Комиссией установлено, что в размещенном извещении об осуществлении закупки отсутствовали данные, отражающие техническое состояние объекта капитального строительства.
Так, контракт содержит отсылку на приложение N 1, в котором должен был быть приведен перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов.
В свою очередь, в приложении N 1 упоминается о локальном сметном расчете. Однако локальный сметный расчет сведений о дефектах не включал.
Здесь также необходимо отметить, что в 2022 году заказчиком было получено заключение по результатам инструментального обследования технического состояния фундамента и наружных стен зданий хозяйственного корпуса (Литера Д) бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 6" по адресу: г. Омск, микрорайон Береговой, ул. 1-я Осенняя, д. 79 (ИО-2/2022-ТО2).
Однако как само заключение, так и иные данные, отражающие текущее техническое состояние объекта капитального строительства к извещению о проведении электронного аукциона не прилагались.
Таким образом, отсутствие в описании объекта закупки полных технических характеристик и показателей объекта закупки, позволяющих определить соответствие закупаемых работ, указывает на нарушение заказчиком требований пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Для целей определения общего технического состояния объекта, принадлежащего заказчику, ИП Лоскутовым В.В. 16.07.2024 самостоятельно инициировано проведение строительно-технической экспертизы, по результатам которой экспертом сделаны выводы о недопустимом, полуразрушенном, аварийном, представляющем опасность для жизни и угрозу внезапного неконтролируемого обрушения состоянии объекта (заключение строительно-технической экспертизы N 027-07/2024).
Комиссией также учтено, что подрядчик формально мог приступить к выполнению работ по капитальному ремонту объекту только после получения указаний заказчика.
Комиссия считает, что в такой ситуации невыполнение работ подрядчиком, обусловленное неисполнением заказчиком (извещенным о наличии препятствий к выполнению работ) встречного обязательства, не может быть поставлено в вину предпринимателю, который принимал все разумные меры для устранения препятствующих своевременному выполнению работ факторов.
Основываясь на том, что ИП Лоскутов В.В. не имел возможности в предусмотренные контрактом сроки и с надлежащим качеством выполнить порученные ему работы, Комиссия приходит к выводу об отсутствии вины подрядчика в нарушении установленных контрактом сроков.
По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 401 ГК РФ применительно к спорной ситуации, установленных выше обстоятельств дела и поведения сторон Комиссия находит доказанной невиновность подрядчика в допущенной им просрочке выполнения работ, а равно недостижении результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Лоскутове Владимире Владимировиче не подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об индивидуальном предпринимателе Лоскутове Владимире Владимировиче (ИНН 550200874410).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 6" нарушение пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения обращения должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.Н. Зефиров
А.П. Алексина
Д.А. Бунькова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 6 августа 2024 г. N 055/10/104-807/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024