Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: А.А. Луневич - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченного представителя ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России: Н.А. Шведова (доверенность N 6-О от 29.12.2023), а также в присутствии уполномоченного представителя ООО "КОМЕСА-СЕРВИС": А.А. Кушхова (доверенность N б/н от 31.07.2024), М.М. Прошин (доверенность N б/н от 31.07.2024), рассмотрев обращение ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России о включении сведений в отношении ООО "КОМЕСА-СЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). 2024-36645 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "КОМЕСА-СЕРВИС" (далее - Победитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта с ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России по результатам электронного аукциона на поставку раствора гемодиализного (реестровый N0373100086924000458) (далее - Аукцион).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.07.2024 ООО "КОМЕСА-СЕРВИС" признано победителем Аукциона.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта. 23.07.2024 Заказчиком размещен на электронной площадке проект контракта.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). Комиссией Управления установлено, что Победитель 25.07.2024 подписал проект государственного контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных 2024-36645 3 ч. 3 и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Также в соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредставлении участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. 31.07.2024 Заказчиком размещен в единой информационной системе протокол о признании Победителя уклонившимся от заключения контракта NППУ20 1 по итогам Аукциона на основании не представления надлежащего обеспечения исполнения Контракта. в соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 ст. 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Закона о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения 2024-36645 4 поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Комиссией управления установлено, что Победителем предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. На заседании Комиссии Управления представитель Победителя пояснил, что предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, не отвечающем требованиям чч. 1, 2 ст. 37 Закона о контрактной системе обусловлено критической ошибкой, допущенной сотрудником ООО "Комеса- Сервис", отвечающим за участие в закупке N 0373100086924000458 на основании уполномочивающих документов. Сотрудником была некорректно рассчитана сумма для проведения оплаты в счет обеспечения исполнения контракта по закупке N 0373100086924000458, которая должна была составлять 89 331 (Восемьдесят девять тысяч триста тридцать один) рубль 78 копеек. Руководством ООО "Комеса-Сервис", со своей стороны, по факту произошедшего была инициирована внутренняя проверка. Ответственное лицо признало свою вину, в его отношении принято решение о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора. Несмотря на указанные обстоятельства, участником произведена оплата недостающей части обеспечения исполнения контракта в размере 1 752 (Одна тысяча семьсот пятьдесят два) рубля, что подтверждается платежным поручением от 31.07.2024 N 366.
Кроме этого, обращаем Ваше внимание на тот факт, что в настоящее время так же, как и на момент подачи заявки на участие в закупке, у ООО "Комеса- Сервис" имеется товар, являющийся объектом закупки N 0373100086924000458, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью. 31.07.2024 участник направил в адрес Заказчика письмо исх. N 04-07/2024, в котором сообщил об отсутствии умысла на уклонение от заключения контракта, принес извинения за сложившуюся ситуацию и сообщил о предоставлении обеспечения исполнения контракта в полном размере Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном уклонении от заключения государственного контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное уклонение от заключения государственного контракта, Комиссией Управления не установлено. Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о 2024-36645 5 контрактной системе). С другой стороны, анализ статьи 104 Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта. В контексте положений ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), уклонившихся от заключения контрактов. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения участника закупочной процедуры. Из смысла положений части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. В гражданском законодательстве закреплена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений, о чем также сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.03.2012 N12505/11 по делу NА56-1486/2010.
Соответственно, при отсутствии иных доказательств в материалах дела, недопустимо полагать, что в действиях ООО "КОМЕСА-СЕРВИС" присутствовала недобросовестность. Включение ООО "КОМЕСА-СЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является явно несоразмерным характеру осуществлённых действий. Признавая организацию уклонившейся от заключения контракта, должен быть доказан факт осуществления последней каких-либо умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, либо факт недобросовестного поведения.
Таким образом, в рассматриваемом случае включение сведений об ООО "КОМЕСА-СЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности. На заседании Комиссии Управления от ООО "КОМЕСА-СЕРВИС" поступило 2024-36645 6 письменное ходатайство о продления регламентированных сроков подписания государственного контракта.
Согласно части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 статьи 99 Закона о контрактной системе. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания;
4) получение обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
5) получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательств в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для 2024-36645 7 исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Ввиду отсутствия в ходатайстве ООО "КОМЕСА-СЕРВИС" указаний на нарушения ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России положений Закона о контрактной системе у Московского УФАС России отсутствуют правовые основания для проведения внеплановой проверки и выдачи заказчику предписания об устранении нарушений.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления пришла к выводу, что факт уклонения участника закупки ООО "КОМЕСА-СЕРВИС" от заключения Контракта по результатам проведенного Аукциона не подтвержден. Рассмотрев представленные документы и сведения, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления.
РЕШИЛА:
Отказать ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России во включении информации об ООО "КОМЕСА-СЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Председательствующий Комиссии Управления: Д.А. Аносов Члены Комиссии Управления: А.А. Луневич Н.А. Гришина Исп.Гришина Н.А. 2024-36645
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 августа 2024 г. N 077/10/104-10280/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2024