Резолютивная часть решения оглашена 05 августа 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме 08 августа 2024 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N 9 в составе:
<...>
при участии представителя от заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Заказчик) - <...>,
рассмотрев посредством видео-конференц-связи информацию о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Чувашским УФАС России в соответствии с приказом от 30.07.2024 N 48 Заказчику направлено уведомление от 31.07.2024 N НВ/4094/24 о проведении внеплановой проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе, поручения ФАС России от 17.06.2024 N ПИ/52198/24, поступившей информации о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протеза нижней конечности в 2023 году (изв. N 0215100000423000219).
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика сообщил, что закупка осуществлена с соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (субъекты контроля).
В подпункте "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе основаниями проведения внеплановой проверки являются: получение информации о признаках
нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
Комиссией Чувашского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
09.10.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протеза нижней конечности в 2023 году (изв. N 0215100000423000219) с начальной (максимальной) ценой контракта, равной 897 178,33 руб.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Во исполнение норм Закона о контрактной системе о применении национального режима при осуществлении закупок принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Пунктом 1 Постановления N 617 утвержден прилагаемый перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
При этом в пункте 4 Постановления N 617 особо отмечено, что ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Пунктом 11 Постановления N 617 определены случаи, при которых ограничения, установленные данным постановлением, не применяются.
Согласно извещению об осуществлении закупки потребности заказчика в рамках осуществленной закупки соответствовал товар с кодом по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.22.121 "Протезы внешние".
Перечень, утвержденный Постановлением N 617, содержит информацию о соответствующем коде ОКПД2 и наименовании товара "Протезы внешние".
Однако в извещении об осуществлении закупки ограничения, регламентированные Постановлением N 617, Заказчиком установлены не были.
Согласно статье 506 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю.
На основании пункта 1 статьи 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя.
В настоящем случае Комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводам о том, что объект рассматриваемой закупки составляет как выполнение работ, так и приобретение (получение) товара отдельными категориями граждан.
Данные выводы согласуются с условиями проекта контракта (раздел 5), согласно которым, помимо непосредственного выполнения работ по изготовлению протезов, отдельно предусматривается порядок получения таких протезов лицами, для которых они будут изготовлены.
Также анализ извещения об осуществлении закупки позволяет сделать вывод о том, что начальная (максимальная) цена контракта Заказчиком рассчитана исходя не из стоимости работ, а из стоимости товара - протезов, единицей измерения в таких расчетах выступает именно штука.
Комиссия считает, что смешанный характер контракта подтверждается также и тем, что проектом контракта предусмотрены подписываемые подрядчиком и получателем товара приемочные документы.
Так, на основании пункта 5.1.2. Проекта контракта при выдаче Изделия Получателю Исполнитель обязан передать все необходимые документы в соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" и оформить Акт сдачи-приемки работ, который подписывается Исполнителем и Получателем.
Более того, гарантийный срок в Проекте контракта устанавливается именно на товар, его комплектующие (пункты 5.1.4, 5.1.5, 5.1.7, раздел 9).
Таким образом, в проекте контракта содержатся элементы договоров как купли-продажи товара, так и выполнения работ.
Указанное означает, что, если товар поставляется в рамках выполнения работ, то на него распространяются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг в соответствии с Постановлением N 617.
Соблюдение ограничений допуска, установленных Постановлением N 617 необходимо не только при закупках товаров, но и закупках работ по производству товаров как для серийной продукции, так и для продукции, изготавливаемой по индивидуальным заказам потребителей.
В настоящем случае Заказчиком не учтено, что проект контракта как неотъемлемая часть извещения об осуществлении закупки не является договором подряда, но относится к смешанному договору, содержащему элементы договора купли-продажи (поставки) товара и подряда. При этом значимой и конечной целью закупки являлась именно поставка (передача) товара получателям.
Кроме того, п. 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу N 126н (далее при совместном упоминании - Приложения).
П.1.2 Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н установлено, что при проведении конкурса, запроса котировок в электронной форме рассмотрение и оценка заявок, содержащих предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, осуществляются комиссиями заказчиков по осуществлению закупок и операторами электронных площадок с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 1, понижающего 20-процентного коэффициента в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ). Контракт заключается по цене, предложенной в заявке победителем конкурса, запроса котировок в электронной форме.
Также п. 1.6 Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
Вместе с тем, условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств Приказа N 126н применяются при осуществлении закупок товаров (в случае, если предметом контракта является поставка товара).
Приложение N 1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н содержит следующую позицию:
261. |
32.5 (за исключением 32.50.9, медицинских масок из 32.50.50.190) |
Инструменты и оборудование медицинские |
При этом извещение о проведении открытого конкурса не содержит указания на применение условий, предусмотренных Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н.
Необоснованная "маскировка" закупки под подрядный договор в данном случае указывает на попытку субъекта контроля обойти запреты национального режима в соответствии с Постановлением N 617, Приказом Минфина России от 04.06.2018 г. N 126н.
Вышеизложенные выводы Комиссии Чувашского УФАС России соответствуют позиции Минпромторга России, указанной в письме от 04.07.2022 года N 63987/12.
К аналогичным выводам пришли и суды при рассмотрении дел NN А43-28565/2022, А65-26970/2021, А56-44610/2022, А40-47464/24-21-353.
В настоящем случае также следует руководствоваться позицией, сформулированной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2019 N 309-КГ18-16754, включенном в Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении ограничений допуска при осуществлении закупки товаров свидетельствуют о нарушении Заказчиком части 3 статьи 14 и пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Комиссией Чувашского УФАС России также установлено следующее.
Частями 1, 1.1, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10.1) участник закупки не является иностранным агентом;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено, что в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
В нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки требование об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с Постановлением N 2571 наряду с установленным в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе требованием. Данное нарушение имеет признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Разделом 4 проекта конркта установлено:
"4.1. Настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует по 20 декабря 2023 г. С 21 декабря 2023 г. обязательства Сторон по Контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате товара, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
4.2. Срок изготовления изделия: не более 30-ти дней с даты обращения Получателя к Исполнителю, исключая время ожидания Получателя для подгонки и примерки.
4.3. Срок выполнения работ (завершения обеспечения Получателей Изделиями) c момента заключения Контракта по 20 декабря 2023 г.".
Однако согласно пункту 6.1 проекта контракта исполнитель в течении 5 (пяти) рабочих дней с момента выполнения работ формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать следующую информацию: идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место выполнения работ, информацию об исполнителе, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, единицу измерения выполненной работы, наименование выполненной работы, информацию об объеме выполненной работы, стоимость исполненных Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу выполненной работы, иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6.9 проекта контракта Заказчик не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке и отчетной документации, указанной в пункте 6.2 Контракта, осуществляет проверку указанной документации и осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
- формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Вместе с тем, Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что согласно части 1 статьи 94 Закона исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что срок исполнения контракта включает в себя все, предусмотренные частью 1 статьи 94 Закона этапы и меры (реализуемые после заключения контракта), в то время как срок выполнения работ указывает исключительно на срок выполнения работ подрядчиком.
Следовательно, указанный в извещении и проекте контракта срок исполнения контракта, не может быть равным сроку выполнения работ.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 12 мая 2022 года N 24-06- 07/43394 "О рассмотрении обращения", в частности в вышеуказанном письме указано следующее:
"Таким образом, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта)".
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 8 части 1 статьи 42 Закона ответственность за которое, предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией Чувашского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со ст. 44 Закона о контрактной системе), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном ч. 13 ст. 44 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 18 ст. 44 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.04.2023 N 579 "Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами" (далее - Постановление N 579), установлено, что при проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур предусмотрено предоставление обеспечения заявки на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка), участники закупки, являющиеся юридическими лицами, зарегистрированными на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическими лицами, являющимися гражданами государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - участники закупки), вправе предоставить обеспечение заявок в виде денежных средств с учетом следующих особенностей:
а) денежные средства вносятся участниками закупки на счет, указанный заказчиком в извещении об осуществлении закупки, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
б) заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки на участие в закупке, в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов;
в) участник закупки признается не предоставившим обеспечение заявки на участие в закупке в случае непоступления денежных средств, информация и документы о внесении которых в качестве обеспечения заявки представлены в заявке на участие в закупке, до даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения открытого Аукциона в электронной форме), даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в случае проведения открытого аукциона в электронной форме или запроса котировок в электронной форме) на счет, предусмотренный пп. "а" п. 1 Постановления N 579. При этом заявка на участие в закупке, поданная таким участником закупки, отклоняется в порядке, установленном для случая, предусмотренного п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе;
г) заказчик возвращает денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем наступления случаев, предусмотренных п. п. 1 - 6 ч. 10 ст. 44 Закона о контрактной системе. Возврат таких денежных средств участнику закупки не осуществляется в случае, предусмотренном п. 7 ч. 10 ст. 44 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Извещение о проведении закупки сформировано в электронном виде без учета требований Постановления N 579, что является нарушением ч. 18 ст. 44 Закона о контрактной системе.
При этом согласно извещению, приложенному в виде отдельного файла к электронному извещению, обеспечение заявки установлено с учетом требований Постановления N 579.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, действия Заказчика, установившего различные требования к обеспечению заявки, нарушают часть 3 статьи 7, часть 18 статьи 44 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о признании в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 7, части 3 статьи 14, части 6 статьи 31, пункта 8 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Основания для выдачи предписания отсутствуют в связи с заключением контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии нарушение части 3 статьи 7, части 3 статьи 14, части 6 статьи 31, пункта 8 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 18 статьи 44 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протеза нижней конечности в 2023 году (изв. N 0215100000423000219).
2. Направить материалы должностному лицу Чувашского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по выявленным нарушениям.
<...>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 8 августа 2024 г. N 021/10/99-614/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2024