Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Инспекция) в составе:
- ___, специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы - руководитель Инспекции;
- __.., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы - участник Инспекции;
- __.., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы - участник Инспекции,
на основании приказа Новгородского УФАС России N 59/24 от 05.08.2024, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления государственным заказчиком - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области (173016, Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 9 Б; далее - ОСФР по Новгородской области) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, извещение N 0250100000123000262 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 27.12.2023, без участия представителей государственного заказчика,
УСТАНОВИЛА:
На основании поручения ФАС России от 17.06.2024 N ПИ/52198/24 о проверке закупок технических средств реабилитации территориальные органы ФАС России, включая Новгородское УФАС России, проводят проверки соблюдения отделениями Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации требований законодательства о контрактной системе при осуществлении соответствующих закупок.
Изучив документы и сведения, размещенные государственным заказчиком - ОСФР по Новгородской области на официальном сайте по вышеуказанной закупке (извещение со всеми приложениями, протоколы работы комиссии, заключенный государственный контракт и пр.), Инспекция установила следующее.
В декабре 2023 года-январе 2024 года государственным заказчиком - ОСФР по Новгородской области и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, извещение N 0250100000123000262 о проведении которого было размещено на официальном сайте 27.12.2023 (начальная (максимальная) цена контракта - 4 921 933, 93 рублей).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Извещение) было утверждено (подписано электронной подписью) ___ 27.12.2023, в указанную дату Извещение данным должностным лицом государственного заказчика было размещено на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.
В Извещении государственным заказчиком приведено следующее наименование объекта закупки - оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
1. Согласно справочной информации для учета при проведении контрольных мероприятий в отношении закупок технических средств реабилитации отделениями Социального фонда России в субъектах Российской Федерации, приложенной к поручению ФАС России от 17.06.2024 N ПИ/52198/24, в целях формирования единообразной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок территориальными органами ФАС России и с учетом результатов контрольных мероприятий, проведенных ФАС России, указаны системные нарушения, выявленные ФАС России в отношении действий субъектов контроля при осуществлении закупок технических средств реабилитации. Одним из таких нарушений является неправомерное установление требования к участникам закупки о наличии лицензии у участников закупки в случае, если лицензируемые виды выполняемых работ не являются самостоятельным объектом закупки.
Указанные выводы подтверждаются решением ФАС России N П-34/24 от 23.01.2024 и соответствуют пункту 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, является приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852. В данный перечень входят работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В Извещении заказчиком установлено следующее требование к участникам рассматриваемой закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: исполнитель (в случае привлечения соисполнителя - соисполнитель) должен обладать лицензией на осуществление медицинской деятельности по: сурдологии - оториноларингологии. Основание: Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и др. организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. N 852), а также что, в подтверждение наличия лицензии участникам закупки необходимо предоставить выписку из реестра вышеуказанных лицензий.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Одним из приложений к Извещению, размещенному в его составе на официальном сайте, являются "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. и инструкция по ее заполнению" (далее - Требования).
В соответствии с Требованиями участники закупки в составе своих заявок на участие в рассматриваемой закупке должны были представить "выписку из реестра лицензий на осуществление медицинской деятельности: по сурдологии - оториноларингологии, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении. Основание: Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности и Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и др. организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. N 852). Место осуществления лицензируемого вида деятельности - Новгородская область".
Между тем, в рассматриваемом случае требование к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них вышеуказанной лицензии является незаконным.
В соответствии с Извещением объектом закупки является оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
В соответствии с Проектом государственного контракта, размещенного в составе Извещения на официальном сайте:
- по настоящему контракту Исполнитель обязуется оказать услуги по обеспечению инвалидов (далее - Получатель) слуховыми аппаратами, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (далее - изделия), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги в порядке и на условиях, определенных настоящим Контрактом. Объем услуг (количество изделий), их наименование, вид, технические и функциональные характеристики услуг и требования, а также срок службы изделий, гарантии качества и иные условия оказания услуг указаны в Техническом задании (Приложение N1 к Проекту государственного контракта) (пункт 1.1 Проекта государственного контракта).
- оказание услуг по контракту осуществляется Исполнителем на основании разнарядки (списка), выданного Заказчиком и содержащих сведения о Получателе: ФИО, адрес места жительства, номер телефона, наименование и количество изделий, при обращении Получателя к Исполнителю с Направлением (Приложение N2 к Проекту государственного контракта), выданным Заказчиком и предъявленным Получателем Исполнителю. Исполнитель обязан произвести индивидуальную подборку и разработку изделия Получателю с учетом его физиологических особенностей (пункт 1.2 Проекта государственного контракта).
Таким образом, государственным заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии вышеуказанной лицензии, поскольку услуги, требующие ее наличия, не являются самостоятельным объектом закупки. Соответственно, требование о предоставлении участниками в своих заявках документов, подтверждающих у них наличие такой лицензии, также является незаконным.
Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ОСФР по Новгородской области содержатся нарушения части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении незаконных требований к участникам рассматриваемой закупки и составу их заявок.
2. Согласно Извещению аппаратам слуховым, вкладышам ушным индивидуального изготовления соответствует категория 26.60.14.120 "аппараты слуховые" по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД 2).
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н).
Условия допуска распространяются на товары, указанные в приложениях NN 1 и 2 к Приказу N 126н (далее - Приложения).
Приложения включают группу 26.60 (за исключением 26.60.9) "Оборудование для облучения, электрическое диагностическое и терапевтическое, применяемые в медицинских целях" по ОКПД 2.
В связи с изложенным, государственным заказчиком в Извещении установлены условия допуска, предусмотренные Приказом N 126н.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что при осуществлении закупок работ, услуг (в случае, если предметом контракта является выполнение работ, оказание услуг), в том числе для выполнения, оказания которых используется, поставляется товар, включенный в Приложения, положения Приказа N 126н применению не подлежат.
Соответствующие выводы также содержатся в письме Минфина России исх. N 24-06-06/19962 от 10.03.2023 в адрес Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, письме Минфина России от 10.06.2024 N 24-06-06/53522.
Учитывая вышеизложенное, в действиях государственного заказчика - ОСФР по Новгородской области содержится нарушение части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении национального режима при осуществлении закупок, а именно неправомерном установлении при проведении настоящего электронного аукциона, объектом закупки которого является оказание услуг, условий допуска, предусмотренных Приказом N 126н.
Установленные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, разместившего Извещение на официальном сайте, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
26.01.2024 по итогам рассматриваемой закупки между ОСФР по Новгородской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Сурдосервис Новгородской областной клинической больницы" был заключен государственный контракт N 0250100000123000262-16-06/64 на оказание услуг по обеспечению слуховыми аппаратами, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.
Таким образом, выдача обязательного для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений в данном случае невозможна в связи с заключением государственного контракта по итогам проведения рассматриваемой закупки.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях государственного заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области нарушения части 4 статьи 14, части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с заключением по результатам рассматриваемой закупки государственного контракта.
3. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области.
Руководитель Инспекции,
специалист-эксперт отдела
контроля закупок и рекламы Управления _________________ _____
(подпись)
Участник Инспекции,
ведущий специалист-эксперт отдела
контроля закупок и рекламы Управления _________________ _____.
(подпись)
Участник Инспекции,
ведущий специалист-эксперт отдела
контроля закупок и рекламы Управления _________________ ______.
(подпись)
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 7 августа 2024 г. N 053/10/99-452/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024