Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Ларшутин Р.С.;
члены Комиссии:
- Ведущий специалист контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Хлебников М.В.
- Специалист-эксперт контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Фарваев А.А.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление Заказчика о включении ИП Горячкин Д.В. (далее - Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по проведенным электронным аукционам N 0801300012224000177 Приобретение жилых помещений в рамках исполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В соответствии с ч.7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Башкортостанским УФАС России проведена проверка факта неисполнения обязанностей по контракту.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан как уполномоченный орган при решении вопроса о включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, в каждом случае должно дать полную и объективную оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы, Комиссией Башкортостанского УФАС России по решению вопроса о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо отказе от включения такой информации в указанный реестр, установлено следующее.
1.1. Предметом Контракта является приобретение жилого помещения в рамках исполнения отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее - "Объект", "жилое помещение", "жилые помещения") в городском поселении город Учалы муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, согласно описанию объекта закупки (техническому заданию (приложение N 2)) настоящего Контракта, являющемуся его неотъемлемой частью.
1.2. "Поставщик" обязуется передать в собственность "Заказчика" одно жилое помещение: квартиру общей площадью 26,1 кв.м., в том числе жилой площадью 13,1 кв.м., расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Учалы, ул. Кирова, д. 4А, кв. 63 на 4 этаже 5-ти этажного жилого дома, принадлежащее "Поставщику" на праве собственности на основании договора о передаче квартиры в собственность граждан от 28 ноября 2023 г. N02-11/591, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 декабря 2023 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации от 05 декабря 2023 г. N02:67:010102:6718-02/143/2023-4, а "Заказчик" обязуется принять жилое помещение и уплатить за него определенную в настоящем контракте цену.
В отчуждаемом жилом помещении никто не зарегистрирован.
Приобретаемое жилое помещение соответствует санитарно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47).
Срок передачи жилого помещения: в течение 10-ти рабочих дней после государственной регистрации перехода права собственности.
1.3. Идентификационный код закупки: 24 30270016019027001001 0012 000 4120 412;
Идентификационный код закупки в извещении: 24 30270016019027001001 0012 026 4120 412.
В соответствии с частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 2 ст. 410 Гражданского кодекса РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.07.2024 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положения ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (пункт 15 Правил).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Автоматическое включение лица, нарушившего условия государственного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым и без учета степени его вины несоразмерно ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
Комиссией установлено, что ИП Горячкин Д.В. осуществлял действия, направленные на попытку исполнения контракта.
Согласно пояснениям ИП Горячкин Д.В., 09.07.2024 Заказчиком на основании Заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 28.06.2024 N 09-6-2024 и заключения экспертной комиссии Заказчика от 04.07.2024 принято решение об одностороннем расторжении Контракта (далее - Решение).
Вместе с тем, Решение является незаконным, поскольку нарушает как положения Закона N 44-ФЗ, так и Контракта. В действиях Исполнителя отсутствует недобросовестность. Более того, Исполнитель является добросовестным, а его действия подтверждают намерение исполнить свои обязательства по Контракту. Данные обстоятельства подтверждаются следующими фактами (в хронологическом порядке):
Согласно п. 5.2 Контракта, в течение 5 рабочих дней после заключения Контракта, Поставщик (посредством почты или по электронной почте) сообщает Заказчику о готовности жилого помещения для проведения осмотра жилого помещения и обеспечивает доступ в жилое помещение Заказчику.
Согласно п. 5.3 Контракта, по решению Заказчика для приемки поставленного товара создается приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.
Согласно п. 5.5 Контракта, по результатам заключения комиссии при отсутствии препятствующих приемке помещения обстоятельств или при их последующем устранении, подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком, либо Поставщику в те же сроки Заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Согласно п. 5.6 Контракта, в случае, если по результатам экспертизы или осмотра жилого помещения установлены несоответствия требованиям, установленным Контрактом, Заказчик направляет Поставщику письменный мотивированный отказ с указанием перечня выявленных недостатков и сроком их устранения не более 7 календарных дней. 28.06.2024 межведомственной комиссией Заказчика в составе 5 человек было проведено обследование жилого помещения, по результатам которого подготовлено Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 28.06.2024 N 09-6-2024 (далее - Заключение).
Согласно Заключению Заказчика, по результатам обследования помещения комиссией принято решение "признать жилое помещение пригодным для постоянного проживания со следующими рекомендациями: 1) обеспечить наличие вытяжных отверстий каналов на кухне; 2) привести внутреннюю перегородку между кухней и санузлом в соответствии с техническим паспортом помещения; 3) установить напольные плинтусы".
01.07.2024 письмом N б/н (информационное письмо) Поставщик сообщил Заказчику о том, что согласно акту обследования помещения от 28.06.2024 года, комиссией Заказчика квартира признана пригодной для постоянного проживания с указанием недостатков. Поставщик обязуется в срок до 11.07.2024 устранить все недостатки, указанные Заказчиком.
04.07.2024 письмом N 01-18/1155 (мотивированный отказ) Заказчик сообщил Поставщику о том, что межведомственной комиссией выявлены характеристики, несоответствующие установленным требованиям к жилому помещению: 1) отсутствие вытяжных отверстий каналов на кухне жилого помещения; 2) несоответствие данным, указанным в техническом паспорте жилого помещения, в части описания конструктивных элементов, а именно наличие каркасной перегородки между санузлом и кухней, вместо кирпичной.
Таким образом, на основании п. 5.6 Контракта, Поставщик имел возможность устранить выявленные недостатки в срок до 11.07.2024.
В нарушение указанного пункта Контракта, 09.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении Контракта.
Поставщиком в регламентированные Контрактом сроки были устранены выявленные Заказчиком недостатки, о чем Заказчику было неоднократно сообщено.
Так, 15.07.2024 письмом N 1 (в ответ на решение) Поставщик сообщил Заказчику о том, что согласно результатам обследования от 28.06.2024 квартира признана Заказчиком пригодной для постоянного проживания. Вместе с тем, согласно решению от 09.07.2024 об одностороннем расторжении Контракта, жилое помещение признано непригодным для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу. Поставщик просил Заказчика принять участие в рабочем совещании, запланированном на 17.07.2024 в 10:30.
Заказчиком данное письмо, а также рабочее совещание были проигнорированы.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу, что с учетом попытки исполнения контракта, основания для включения информации индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Меры по исполнению контракта предпринимались.
Также комиссией учитывается обстоятельство, что ранее со стороны Заказчиков обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ИП Горячкин Д.В. (ИНН 246519657463) не направлялись.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу что с учетом исполнения контракта, основания для включения информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Меры по исполнению контракта предпринимались.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком о включении ИП Горячкин Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Ларшутин Р.С.
Члены Комиссии Фарваев А.А.
Хлебников М.В
Врио начальника отдела |
Р.С. Ларшутин |
|
|
|
|
Исп.Фарваев А.А.
тел.(347)2163354
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 29 июля 2024 г. N РНП-02-162/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2024