Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя МУ "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" <_>, представителя ООО "Универсалстрой" <_>,
рассмотрев обращение МУ "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. от 06.08.2024 N 4260-эп/24) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об ООО "Универсалстрой" в связи с уклонением от заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме: "Устройство пешеходной дорожки (второй этап) 148 мкр.", ИКЗ - 243032312728303230100100230014211244, N извещения - 0302300048724000674, в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
у с т а н о в и л а:
Из представленных Заказчиком документов следует, что 26.07.2024 Учреждением направлен третьему номеру - ООО "Универсалстрой" после уклонившегося победителя и второго номера проект контракта на подписание, однако в регламентированный срок контракт не подписан. 05.08.2024 Заказчику поступило уведомление об уклонении участника от заключения контракта и в этот же день, Учреждением составлен протокол о признании участника запроса котировок уклонившимся от заключения контракта. Руководствуясь частью 16 статьи 95, статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил настоящее обращение в антимонопольный орган для рассмотрения.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Поставщиком, установила следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0302300048724000674 от 16.07.2024 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного запроса котировок признан участник закупки идентификационный N 116961628 - ООО "Стройинвест". Победитель закупки уклонился от заключения контракта, в связи с чем Учреждение 18.07.2024 направило проект контракта на подписание второму номеру - ИП Пликайтус И.А., который также уклонился от заключения контракта. 26.07.2024 Учреждением направлен третьему номеру - ООО "Универсалстрой".
Согласно ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закона о контрактной системе;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п. 2 и 3 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Комиссией Управления установлено, что ООО "Универсалстрой" со своей стороны не подписал проект контракта в регламентированный Законом о контрактной системе срок.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
05.08.2024 Заказчиком в единой информационной системе размещен протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а именно: не подписан проект контракта.
Комиссия Бурятского УФАС России, выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы, приходит к следующему выводу.
Как указано в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1811-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1807-О, статья 19 Закона о размещении заказов направлена на обеспечение добросовестной конкуренции среди участников размещения государственного заказа.
Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как указано в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном незаключении контракта.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.
Изучив представленные Заказчиком документы, Комиссия пришла к выводу, что в действиях ООО "Универсалстрой" отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном незаключении контракта. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями Заказчика.
Представителем заказчика пояснено, что в рамках заключения контракта куратор объекта Учреждения и ИП Пликайтус И.А. (второй номер) осуществляли совместный выезд на место объекта в 148 мкр. На месте проведения работ обнаружена просадка грунта, которая не была предусмотрена условиями контракта. На момент определения объемов работ и составления сметного расчета, просадка грунта отсутствовала и образовалась в результате укладки водопропускной трубы, ливней и дождей после составления сметной документации и до момента размещения извещения об осуществлении закупки. После осмотра объекта предприниматель выразил свое несогласие с заключением контракта в связи с непредусмотренными объемами и видами работ.
Также ООО "Универсалстрой" пояснило, что в связи с тем, что обществу было присвоено третье место, им были поданы две заявки на аналогичные котировки по ремонту тротуаров с данным заказчиком по извещениям N 0302300048724000706 на сумму 1 615 154,68 руб. и N 0302300048724000692 на сумму 1 782 096,07 руб., которые на данный момент находятся в стадии исполнения. В действиях общества отсутствует недобросовестное поведение, организация является добросовестным подрядчиком, у которого имеются исполненные контракты без замечаний, а также контракты на стадии исполнения с данным заказчиком.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует об отсутствии умысла по незаключению контракта и намерений причинить вред Заказчику. Следовательно, материалами дела не подтверждается, что ООО "Универсалстрой" совершило недобросовестные действия по умышленному уклонению от заключения контракта, предприниматель предпринял меры с целью выполнения условий контракта.
Подпунктом "б" пункта 14 Постановления N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств: участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, ООО "Универсалстрой" предприняты меры и совершены действия, направленные на заключение контракта, следовательно, в его действиях отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).
Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от заключения контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что предприниматель осуществляла свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений о предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в незаключении контакта.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
р е ш и л а:
отказать Заказчику МУ "Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ" во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Универсалстрой" (ИНН <_>).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
председатель Комиссии: |
|
члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 13 августа 2024 г. N 003/10/104-561/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024