Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии
члены Комиссии:
в присутствии представителей:
Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" -, действующей на основании доверенности N 34 от 30.02.2024 года (со сроком действия до 31.12.2024 года),, действующего на основании доверенности N 74 от 05.08.2024 года (со сроком действия до 31.12.2024 года);
Общества с ограниченной ответственностью "" -, действующего на основании доверенности N 123/2024 от 09.08.2024 года (со сроком действия до 31.12.2024 года), участвующего в заседании Комиссии после перерыва.
12 августа 2024 года рассмотрев в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи обращение Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "", генерального директора общества с ограниченной ответственностью ""на основании приказа Мордовского УФАС России от 09.01.2024 года N 1/24 "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 05 августа 2024 года (вх. N 4221/24 от 05.08.2024 года) поступило обращение Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" (далее - Заказчик, ГКУ РМ "Упрдор") о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "" (далее - ООО "", Общество) (ИНН:; КПП:; ОГРН:) адрес (место нахождения юридического лица):), генерального директора общества с ограниченной ответственностью "" (ИНН:) в связи с принятием 24.06.2024 года государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 1/ПР от 19.02.2024 года на подготовку проектной документации на капитальный ремонт и экспертизу проекта по объекту: Автомобильная дорога р.п. Комсомольский - р.п. Атяшево - г. Ардатов - р.п. Тургенево - гр. Чувашии на участке км 11+545 - км 11+945 с устройством системы автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (ИКЗ: 242132620854213260100100080000000244) (далее - Контракт).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
09.08.2024 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В связи с изменением состава Комиссии Управления рассмотрение обращения началось заново в 16 часов 30 минут 12.08.2024 года.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "" (вх. N 4221/24 от 05.08.2024 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N 013/06/104-459/2024, а также возможности использования систем видео-конференц-связи (номер реестровой записи: 202400109157000387).
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного с единственным поставщиком и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
19.02.2024 года Заказчиком с ООО "" (далее - Исполнитель) заключен государственный контракт N 1/ПР на подготовку проектной документации на капитальный ремонт и экспертизу проекта по объекта: Автомобильная дорога р.п. Комсомольский - р.п. Атяшево - г. Ардатов - р.п. Тургенево - гр. Чувашии на участке км 11+545 - км 11+945 с устройством системы автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия на сумму 590 000 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с условиями Контракта Заказчик поручает, а Исполнитель обязан принять на себя обязательства в соответствии с Заданием Заказчика в сроки, установленные контрактом, осуществить работы: "Подготовка проектной документации на капитальный ремонт и экспертизу проекта по объекта: Автомобильная дорога р.п. Комсомольский - р.п. Атяшево - г. Ардатов - р.п. Тургенево - гр. Чувашии на участке км 11+545 - км 11+945 с устройством системы автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия"(пункт 1.1 Контракта).
Результатом выполнения работ по настоящему контракту является законченная и принятая Заказчиком в установленном порядке проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - отчетные материалы), в соответствии с Заданием (Приложение N 3 к контракту)
В соответствии с пунктом 5.2 Контракта место выполнения работ: по месту нахождения Исполнителя с выездом на объект: Автомобильная дорога р.п. Комсомольский - р.п. Атяшево - г. Ардатов - р.п. Тургенево - гр. Чувашии на участке км 11+545 - км 11+945 с устройством системы автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия.
Пунктом 5.3 Контракта установлены сроки выполнения работ:
начало выполнения работ : с даты подписания Контракта;
окончание срока выполнения (сдачи) работ: 31 мая 2024 года.
Пунктом 5.4 Контракта установлены сроки исполнения Контракт: начало исполнения контракта: с даты подписания контракта; окончание срока исполнения контакта: 01.07.2024 года.
В соответствии с пунктом 6.4.1. Контракта исполнитель обязан в соответствии с календарным графиком выполнения работ (Приложение N 1 к контракту) в предусмотренные настоящим контрактом сроки и надлежащего качества.
Пунктом 9.1 Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком документов и устных пояснений представителей ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" следует, что Исполнителем не представлен результат выполненных работ в установленный Контрактом срок.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Так согласно статье 708 ГК РФ в договоре подряда указываются нaчaльный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрено также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмoтpeнo договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. При нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков кредитор (заказчик) может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещение убытков, если вследствие просрочки должника (подрядчика) исполнение утратило интерес для кредитора (заказчика). Кроме того, в силу п. 3 ст. 723 ГК РФ если отступление в paбoтe от условий договора пoдpядa или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Неисполнение обязательств со стороны Исполнения явилось основанием для принятия Заказчиком 24.06.2024 года решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (пунктом 9.1Контракта, части 8-9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Во исполнение приведенных требований закона Заказчиком 24.06.2024 года отправлено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по средствам почтового отправления, заказным письмом с уведомлением в адрес ООО "". Обществом получено решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 22.07.2024 года.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
При этом согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая положения части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Заказчика признается - 22.07.02024 года, следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 02.08.2024 года.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок -05.08.2024 года.
Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС приходит к выводу о соблюдении процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель ООО "" поддержал доводы, изложенные в письменных объяснений (вх. N 4352-ЭП/24 от 08.08.2024 года), и указазал, что Общество приступило к исполнению Контракта, 21.03.2024 Исполнителем в адрес Заказчика был направлен запрос о выдаче технических требований на проектирование внешних сетей электроснабжения (N 284-24 от 21.03.2024 года), 26.03.2024 года от Заказчика был получен отказ (N 4/900 от 26.03.2024 года), 03 июня 2024 г. между представителями Заказчика и Исполнителя было проведено рабочее совещание с обсуждением графика производства работ, 04 июня 2024 г. в адрес представителя ГКУ "Упрдор Республики Мордовия" в рабочем порядке был направлен график производства работ. Кроме того, в рамках рассматриваемого обращения, в адрес Мордовского УФАС России представлены разделы проектной документации пояснительная записка, проект полосы отвода и т.д.
Также представитель Общества ходатайствовал о невключении сведений в отношении юридического лица в Реестр, отметив тот факт, что Общество обладает опытом выполнения аналогичных объекту закупки работ, является добросовестным участником торгов, исполнителем государственных и муниципальных контрактов по иным электронным процедурам, соответственно, включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может негативно сказаться на его деятельности (в ЕИС в разделе "Реестр контрактов" размещено 45 записей).
Представители Заказчика не настаивали на включении сведений в отношении ООО "" и его генерального директора в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав содержание представленных ООО "" объяснений, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение сведений о лице в Реестр по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном подрядчике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (пункт 15 Правил).
При рассмотрении вопроса о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такие лица также вправе представлять документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении своих обязательств по контракту.
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Проанализировав представленные документы и информацию, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что действия, направленные на исполнение контракта, ООО "" совершались, обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами однозначно не свидетельствуют о недобросовестностном поведении Подрядчика.
Принимая во внимание совокупность обстоятельств, установленных на заседании Комиссии и имеющихся в материалах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об Обществе, его генеральном директоре.
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
Сведения, предоставленные Государственным казенным учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" в отношении общества с ограниченной ответственностью "" (ИНН:; КПП:; ОГРН:) адрес (место нахождения юридического лица):), генерального директора общества с ограниченной ответственностью "" (ИНН:) в связи с принятием 24.06.2024 года государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог Республики Мордовия" решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N1/ПР от 19.02.2024 года на подготовку проектной документации на капитальный ремонт и экспертизу проекта по объекта: Автомобильная дорога р.п. Комсомольский - р.п. Атяшево - г. Ардатов - р.п. Тургенево - гр. Чувашии на участке км 11+545 - км 11+945 с устройством системы автоматического пункта весового и габаритного контроля транспортных средств в Чамзинском муниципальном районе Республики Мордовия (ИКЗ: 242132620854213260100100080000000244), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 12 августа 2024 г. N 013/06/104-459/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024