Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "ПИЛАРН" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "РОЛЬФ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20079/24 от 06.08.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку индивидуальных рационов питания для спасателей профессионального аварийно-спасательного формирования и экипажей судов СПБ ГКУ "ПИЛАРН" при несении дежурства (извещение N 0872500002324000051),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании
п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.06.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку индивидуальных рационов питания для спасателей профессионального аварийно-спасательного формирования и экипажей судов СПБ ГКУ "ПИЛАРН" при несении дежурства (извещение N 0872500002324000051) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 060 808,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.06.2024 NИЗК1 победителем Запроса котировок признан ООО "РОЛЬФ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РОЛЬФ" заключен государственный контракт N ЭА-51-24 от 28.06.2024 (далее - Контракт) на 1 957 752,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.4.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.07.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РОЛЬФ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить индивидуальные рационы питания для спасателей профессионального аварийно-спасательного формирования и экипажей судов СПБ ГКУ "ПИЛАРН" при несении дежурства (далее - Товар) ( п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 3.1 Контракта Товар поставляется в течение 20 календарных дней с момента заключения Контракта включительно.
Таким образом, поставка Товара должна была быть произведена до 18.07.2024 включительно.
По состоянию на 18.07.2024 Поставщик не исполнил в установленный Контрактом срок обязательства по поставке Товара в объеме и ассортименте, определёнными условиями Контракта и заявкой на поставку.
Вместе с тем Поставщик сообщил Заказчику о невозможности поставить Товар в соответствии с условиями Контракта и Описанием объекта закупки, а именно невозможности соблюдения состава (ингредиентов) и характеристик компонентов индивидуального рациона питания (письмо N 3 от 08.07.2024; N 5 от 12.07.2024; N 6 от 17.07.2024, N 8 от 19.07.2024).
В связи с вышеизложенным, а также на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 4.4.7 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.07.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.08.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
ООО "РОЛЬФ" своевременно приступило к исполнению контрактных обязательств, для чего разместило заказ на производство рационов питания, являющихся предметом Контракта (заявка от 27.06.2024). Однако на стадии производства было установлено, что отдельные предусмотренные Заказчиком требования к подлежащему поставке Товару в части ассортимента комплектующих и их характеристик содержат неточности, препятствующие изготовлению Товара и исполнению условий Контракта.
Так, в адрес Участника от продавца ООО "ТК Стандарт" поступило письмо N 154-з от 05.07.2024 о невозможности производства заказанных рационов питания по причине включения в состав таких рационов комплектующих с противоречивыми характеристиками, а именно: неисполнимым является условие комплектования индивидуального рациона питания молоком цельным сгущенным по ГОСТ 31688 в упаковке массой нетто 45 г, поскольку предусмотренный состав данного продукта (жиры - 8,70 г, белки - 7,91 г, углеводы - 54,40 г, вода - 27,16 г, зола - 1,83 г) противоречит техническим требованиям ГОСТ 31688 для заявленного продукта (молока цельного сгущенного) в части содержания углеводов (от 43,5 до 45,5) и количества влаги (не более 26,5), а также наличием в составе золы.
Вместе с тем обоснованность отмеченных доводов в дальнейшем подтверждена ответом ФГАНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности" N 1-34/319 от 01.08.2024 на запрос Участника N 7 от 18.07.2024, согласно которому продукт по ГОСТ 31688 не может иметь состав, установленный Заказчиком, а кроме этого, срок хранения 20 и более месяцев для молока цельного сгущенного с сахаром, произведенного по ГОСТ 31688, не может быть обеспечен без глубокой заморозки такого продукта и без использования металлической банки в качестве упаковки.
Кроме того, в качестве комплектующего рациона питания предусмотрена шоколадная масса с арахисом по ГОСТ 34383, однако условия и сроки хранения такой продукции (температура воздуха - (183) °С, срок хранения - 8 месяцев) не соответствуют требованиям Заказчика к остаточному сроку хранения рациона питания, изложенным в спецификации к Контракту, где гарантийный срок хранения (годности) пайка каждого из компонентов входящих в его состав, за исключением воды, должен составлять не менее 20 месяцев со дня получения заказчиком.
Более того, ГОСТ 34383 не утвержден и не введен в действие на территории Российской Федерации, распространяется на шоколадную, кондитерскую и жировую глазури (далее - Глазури), предназначенные для промышленной переработки и использования в сети общественного питания с целью глазирования, декорирования кондитерских изделий и другой пищевой продукции, а также для реализации в розничной торговой сети (далее - Реализация), шоколадную массу и кондитерскую и жировую массы для формования (далее - Массы для формования), предназначенные для промышленной переработки и использования в сети общественного питания с целью изготовления кондитерских изделий и другой пищевой продукции, т.е. на полуфабрикаты, используемые для производства пищевой продукции.
Обоснованность изложенных доводов прямо следует из ответа разработчика ГОСТ 34383 - РУП "Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию" (письмо от 08.08.2024 N 450-10-8-1/1475).
Также как указал производитель рационов питания в силу п. 8.4 ГОСТ 31690 плавленые сыры, произведенные по указанному стандарту, хранят при температуре от минус 4 °C до 0 °C и относительной влажности воздуха не более 90 % или при температуре от 0 °C до плюс 4 °C и относительной влажности воздуха не более 85 %, в связи с чем при соблюдении заявленных требований к наличию в рационе питания сыра плавленого стерилизованного по ГОСТ 31690 условия хранения такого рациона должны соответствовать вышеуказанному температурному диапазону (от 0 °C до плюс 4 °C), что в свою очередь противоречит условиям хранения шоколадной массы с арахисом по ГОСТ 34383 (температура воздуха - (183) °С).
Другими комплектующими, вызывающими противоречие, производитель указал повидло сливовое по ГОСТ 32099 в пакетах по 45 г, отметив, что в силу требований приложения В к ГОСТ 32099 срок годности повидла более 12 месяцев возможен только при его производстве в стеклянных банках, в то время как Заказчиком предусмотрена иная упаковка.
Вместе с тем как указал производитель рационов питания выпуск сливок сухих по ГОСТ 33922 в упаковке массой нетто 5 г не осуществляется. В последствии это подтверждено ответом ФГАНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт молочной промышленности" N 1-34/338 от 07.08.2024 на запрос Заказчика от 02.08.2024 N 17.
Выявив несоответствия условий, прописанных в Контракте, реальным условиям по хранению заявленных продуктов, а также несоответствие составов продуктов, заявленных в Контракте, реальным составам таких продуктов по ГОСТу, Участник направил в адрес Заказчика письма с предложением по устранению таких недостатков Контракта, предложив согласовать взамен указанных иные комплектующие, обладающие улучшенными характеристиками (письмо N 3 от 08.07.2024; N 5 от 12.07.2024; N 6 от 17.07.2024).
Однако Заказчик отклонил предложения Участника, указывая на то, что Поставщик обязан исполнить Контракт на его условиях (письмо N 07-489/24-0-1 от 08.07.2024; N 07-489/24-1-1 от 15.07.2024; N 07-489/24-2-1 от 17.07.2024; N 03-364/24-0-0 от 18.07.2024). Встречных предложений по устранению недостатков контракта Заказчик не направил.
Таким образом, Участник столкнулся с очевидным недопониманием со стороны Заказчика, в связи с чем письмом N 8 от 19.07.2024 констатировал невозможность исполнения Контракта, вызванную его невыполнимыми условиями, и предложил Заказчику прекратить исполнение по соглашению сторон.
Однако Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ООО "РОЛЬФ", подавая заявку на участие в закупке, исходило из соображений разумности контрактных условий, устанавливаемых заказчиками, не могло предусмотреть, что Заказчик укажет физически невыполнимые требования к Товару.
Вместе с тем представитель Участника полагает, что установленные Заказчиком условия Контракта в части требований к характеристикам Товара противоречат предписаниям ст.ст. 19, 33 Закона о контрактной системе, предусматривающим запрет заказчику закупки устанавливать избыточные потребительские свойства закупаемого товара и использовать при описании качественных характеристик объекта закупки показатели отличные от предусмотренных техническими регламентами принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и применяемыми в национальной системе стандартизации документами (национальными и межгосударственными стандартами).
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "РОЛЬФ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что Участником предприняты все возможные попытки по исполнению условий Контракта.
Вместе с тем Заказчик не настаивал на включении ООО "РОЛЬФ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией
за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать
в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "РОЛЬФ" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "РОЛЬФ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РОЛЬФ", (ИНН: 4500013573), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 августа 2024 г. N РНП-78-1301/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024