Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя; члены Комиссии - А.Р. Мулагалеев, ведущий специалист-эксперт, Г.Г. Мамедова, старший государственный инспектор (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- КГБУЗ "Ачинская МБ" (далее - заказчик) с просьбой о включении сведений об ООО "Римедика" (ИНН 5252045986, КПП 525201001) (далее - общество, подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключённого по результатам проведения электронного аукциона на ЭА-N-2531/24 "Платформа для системы стабилографии", номер извещения 0119200000124002737 (далее - аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения аукциона (далее - обращение).
Комиссией установлено, что форма обращения соответствует требованиям Правил ведения РНП. Комиссия обращает внимание, что односторонний отказ размещен в единой информационной системе (далее - ЕИС) 17.07.2024, соответственно односторонний отказ вступил в силу 30.07.2024, обращение направлено в адрес Красноярского УФАС России посредством ЕИС 01.08.2024. Комиссия установила, что заказчиком не нарушены сроки подачи обращения о включении сведений об обществе в РНП.
Поступившее в Красноярское УФАС России обращение сформировано в соответствии с пунктами 4-8 раздела II Правил ведения РНП.
Соответственно, заказчиком соблюдены требования Законодательства о контрактной системе к форме обращения.
Обращение заказчика поступило в Красноярское УФАС России посредством Единой
информационной системы (далее - ЕИС) в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП.
Комиссии при принятии обращения заказчика о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) необходимо установить, были ли соблюдены сроки, установленные статьёй 95 Закона о контрактной системе для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В соответствии с частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе не подлежит рассмотрению обращение, направленное заказчиком в орган контроля до вступления в силу решения об одностороннем отказе. Решение об одностороннем отказе вступает в силу после истечения десяти дней с момента его принятия и надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом в случае повторного нарушения поставщиком условий контракта, в том случае, если ранее заказчиком уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, десятидневный срок поставщику не предоставляется.
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и раздела III Правил ведения РНП Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В установленный законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "г" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП срок Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в контракте, направило заказчику и обществу уведомления о проведении внеплановой проверки.
В соответствии с законодательством о контрактной системе, а также подпунктом "д" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП указанные уведомления также были размещены в ЕИС. Таким образом, лица, привлеченные к рассмотрению вышеуказанного обращения, считаются надлежащим образом уведомленными о его рассмотрении и о проведении внеплановой проверки.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Красноярского УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки.
Из пункта 13 раздела III Правил ведения РНП следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие.
В срок, установленный законодательством о контрактной системе и подпунктом "з" пункта 9 раздела II Правил ведения РНП, стороны направили документы, запрашиваемые Красноярским УФАС России.
До начала заседания Комиссии, назначенного на 08.08.2024 в 11:50, от общества поступило ходатайство об участии в рассмотрении обращения посредством видео-конференц-связи (далее - ВКС). Также до начала заседания Комиссии, от заказчика поступило ходатайства о рассмотрении обращения в его отсутствие.
Указанные ходатайства рассмотрены и удовлетворены.
На заседании Комиссии, состоявшемся 08.08.2024 в 11:50, присутствовал представитель общества, подтвердивший надлежащим образом полномочия и личность.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и поставщиком, проведя внеплановую проверку, Комиссия установила следующее.
В силу пункта 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса.
В соответствии со статьёй 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Комиссией установлено, что между сторонами 26.03.2024 заключён контракт на поставку медицинских изделий (Платформа для системы стабилографии), цена контракта составляет 797 016,56 руб. В ходе анализа положений контракта Комиссией установлено следующее.
В соответствии с контрактом поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, осуществить поставку медицинских изделий (Платформа для системы стабилографии), (код ОКПД - 32.50.50.190) (далее - оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) оборудования (далее - услуги), а заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные контрактом, принять и оплатить поставленное оборудование и надлежащим образам оказанные услуги (пункт 1.1. контракта).
Согласно пункту 5.1. контракта поставка оборудования осуществляется поставщиком в место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 контракта, в течение 160 календарных дней со дня подписания контракта.
Общество обязано поставить оборудование в строгом соответствии с условиями контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; оказать услуги в строгом соответствии с условиями контракта в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки; обеспечить обучение правилам эксплуатации (в соответствии с технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) оборудования) и проведение инструктажа специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование; использовать квалифицированный персонал для оказания услуг по сборке, установке, монтажу и вводу оборудования в эксплуатацию, по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов заказчика, эксплуатирующих оборудование, специалистов заказчика, осуществляющих техническое обслуживание оборудования, в количестве, необходимом для оказания услуг надлежащего качества; осуществлять сборку, установку, монтаж и ввод в эксплуатацию оборудования в помещении или месте эксплуатации оборудования, подготовленном в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя) оборудования, с учетом класса электробезопасности и иных требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 3.1.1. - 3.1.5. контракта).
Согласно пункту 12.4. контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения представитель общества указал, что обществом была осуществлена поставка товара, а также монтаж и ввод в эксплуатацию, что подтверждается документом о приёмке N 848 от 10.06.2024.
Согласно материалам обращения заказчиком был принят мотивированный отказ от 24.06.2024 от приёмки товара. В данном отказе указано, что в процессе комиссионной приемки медицинского оборудования возникли вопросы о соответствии технических характеристик аппарата: Устройство электронное "Стабилотренажер" по ТУ 9441-005-49290937-2009 модификация ST-150. Представитель поставщика не смог пояснить и наглядно продемонстрировать соответствие технических характеристик. Администрация заказчика просит в кратчайшие сроки обосновать соответствие заявленных технических характеристик, а также провести обучение персонала для дальнейшего исполнения контракта.
На рассмотрении обращения представитель общества пояснил, что 27.06.2024 в адрес заказчика обществом направлено письмо исх. N 27/06-412 от 27.06.2024 о полном соответствии представленных характеристик товара, с приложением письма производителя медицинского изделия (письмо ООО "Мера-ТСП" исх. N 167/24-И от 27.06.2024), в котором содержатся пояснения по оспариваемым характеристикам со ссылками на официальную документацию к медицинскому изделию, а также краткое пояснение по проведению некоторых исследований.
Таким образом, Комиссией установлено, что обществом были осуществлены действия по разъяснению вопросов по качеству товара.
Согласно материалам обращения обществом повторно был размещён документ о приёмке N 848 от 27.06.2024.
Вместе с тем заказчиком 09.07.2024 был принят повторный мотивированный отказ от приёмки товара. В данном отказе указано, что поставщиком не было наглядно продемонстрировано приемочной комиссии соответствие технических характеристик. Представленное поставщиком письмо ООО "Мера-ТСП" не решило поставленные вопросы (разногласия), а также не проведено обучение персонала.
Согласно пояснениям представителя общества недостатки, изложенные в мотивированном отказе от 24.06.2024 на момент повторного отказа отсутствовали, представлено подтверждение соответствия по спорным характеристикам (письмо ООО "Мера-ТСП" исх. N 167/24-И от 27.06.2024), однако, возможность наглядно продемонстрировать данное обстоятельство, согласно требованиям, изложенным в отказе от 24.06.2024 заказчиком не предоставлена, очная приёмка не была организована заказчиком, инструктаж и обучение медицинского персонала не проводились в день размещения мотивированного отказа. Доказательств обратного материалы обращения не содержат.
Согласно материалам обращения обществом в адрес заказчика было направлено письмо исх. N 17/07-440 от 17.07.2024 о несогласии с решением об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта и намерении исполнить контракт в установленные им сроки. Также в данном письме указано, что с ООО "Мера-ТСП" (производитель) согласован день приезда инженера (29.07.2024) для проведения очного обучения персонала и наглядной демонстрации оспариваемых характеристик. В данном письмо общество, в том числе обратилось к заказчику с просьбой отмены указанного решения и организации приёмки оборудования в назначенную дату.
Комиссией установлено, что в указанную дату (29.07.2024) представитель общества совместно с инженером производителя оборудования прибыли по адресу заказчика, что подтверждается Актом ввода оборудования в эксплуатацию от 29.07.2024. Из данного акта следует, что поставщиком проведены пуско-наладочные работы и ввод оборудования в эксплуатацию. Также поставщик обучил правилам технической эксплуатации оборудования медицинского персонала заказчика, о чём свидетельствуют подписи данного персонала.
Согласно материалам обращения обществом в адрес заказчика была направлена претензия исх. N 29/07-451 от 29.07.2024 о том, что поставщиком приняты все меры для исполнения контракта. Ответ заказчика на данную претензию материалы обращения не содержит.
Проанализировав вышеизложенные действия общества, Комиссия пришла к выводу о том, что им были совершены действия по исполнению контракта: а именно приобретён и поставлен соответствующий товар, введён в эксплуатацию, проведён инструктаж медицинского персонала заказчика, обществом в адрес заказчика направлялись соответствующие разъясняющие письма.
Комиссия обращает внимание, что спор между сторонами относительно качества поставленного товара, имеет гражданско-правовой характер, который разрешается в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что неправомочна рассматривать гражданско-правовые споры.
Комиссия оценив все вышеизложенные фактические обстоятельства пришла к выводу о том, что обществом осуществлялись действия, направленные на надлежащее исполнение контракта.
Проводя проверку в рамках предоставленных Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 полномочий, антимонопольный орган наделен именно компетенцией на оценку поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым контракт расторгнут в случае одностороннего отказа заказчика от его исполнения, на предмет наличия в нем признаков недобросовестности, позволяющих применить к такому поставщику (подрядчику, исполнителю) специальную санкцию в рамках контрактной системы в сфере закупок - включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссия установила, что поставщиком были предприняты всевозможные меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту, велась регулярная переписка с заказчиком.
Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к поставщику такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение поставщика от исполнения обязательств по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении обществом от исполнения контракта, заключенного по результатам аукциона в электронной форме.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам с номерами А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения РНП, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "Римедика" (ИНН 5252045986, КПП 525201001) в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай
Члены Комиссии А.Р. Мулагалеев
Г.Г. Мамедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 августа 2024 г. N 024/10/104-2434/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024