Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) в составе: Председателя Комиссии - врио заместителя руководителя управления М.А. Грицай, членов Комиссии - ведущего специалиста-эксперта К.С. Варава, главного специалиста-эксперта Е.М. Хоменко (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярская краевая офтальмологическая клиническая больница имени профессора П.Г. Макарова" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "СИБПРОМСТРОЙ" (ИНН 2466288677) (далее - ООО "СПС", подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N ЭА23361/23 от 02.02.2024, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме ЭА-N-23361/23 "Капитальный ремонт консультативно-поликлинического отделения (взрослая офтальмология)", извещение N 0119200000123023586, идентификационный код закупки 232246523518224650100102590014120243 (далее - контракт)
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Обращение подано в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и 2024-13462 Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона. В установленный подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в контракте, направило заказчику и подрядчику уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил, было размещено в ЕИС.
Таким образом, заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу. В срок, установленный подпунктом "з" пункта 9 Правил, заказчик направил документы и сведения, запрашиваемые в уведомлении о проведении внеплановой проверки. В свою очередь, подрядчик в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 13 Правил, также предоставил в адрес Красноярского УФАС России в соответствии с указанным уведомлением информацию и документы, объяснения в письменной форме, в том числе подтверждающие, по его мнению, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта. Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. На заседании Комиссии по рассмотрению обращения по существу, назначенном на 09.08.2024 в 14 часов 30 минут (время местное), лично присутствовали представители заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои личности и полномочия.
Также в указанном заседании Комиссии на основании соответствующего ходатайства, которое было удовлетворено антимонопольным органом, с использованием системы видео-конференц-связи принял участие представитель подрядчика, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия. Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и ООО "СПС" был заключен контракт, по условиям которого ООО "СПС" приняло на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по капитальному ремонту консультативно-поликлинического отделения (взрослая офтальмология), в соответствии с условиями контракта, в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение N 1 к контракту), и Техническим заданием (приложение N 2 к контракту), а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта (пункт 1.1 контракта). Поскольку подрядчиком было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: допущена просрочка начала выполнения работ, подрядчик не закупил своевременно строительные материалы и не имеет достаточных трудовых ресурсов для выполнения работ по контракту, заказчиком 23.07.2024 было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе. Со стороны ООО "СПС" Комиссии были представлены в письменной форме пояснения о причинах, препятствовавших ООО "СПС" в исполнении надлежащим образом условий контракта, с приложением документов, подтверждающих, по мнению подрядчика, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта. В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу представители заказчика сообщили Комиссии о том, что заказчик не настаивает на включении 2024-13462 сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков. Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком и подрядчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом - Агентством государственного заказа Красноярского края были совершены действия по проведению электронного аукциона ЭА-N-23361/23 "Капитальный ремонт консультативно-поликлинического отделения (взрослая офтальмология)" с установлением начальной (максимальной) цены контракта 89 057 818,82 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.01.2024 NИЭА1 с ООО "СПС" был заключен контракт N ЭА23361/23 от 02.02.2024 на сумму 74 363 278 рублей 52 копейки.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик принял на себя обязательства по выполнению всего комплекса работ по капитальному ремонту консультативно-поликлинического отделения (взрослая офтальмология) (далее - Объект), в соответствии с условиями контракта, в соответствии с локальным сметным расчетом (приложение N 1 к контракту), и Техническим заданием (приложение N 2 к контракту), а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 1.2 контракта наименование и виды работ, их количество и стоимость определяются локальным сметным расчетом (приложение N 1 к контракту). Виды и сроки выполнения работ определяются Техническим заданием (приложение N 2 к контракту) и Графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту). Пунктами 3.1, 3.2 контракта предусмотрено, что контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту. Срок выполнения работ: с 01.04.2024 по 31.03.2025. Пунктом 4.1 контракта определены, в том числе, следующие права подрядчика: 4.1.1.
Обращаться к заказчику в порядке, предусмотренном контрактом для направления уведомлений, с уведомлениями, обращениями, требованиями, предложениями и иными сообщениями, связанными с исполнением обязательств сторон по контракту; 4.1.2.
Требовать от заказчика надлежащего и своевременного выполнения обязательств, предусмотренных контрактом; 4.1.4. Запрашивать и получать у заказчика информацию, необходимую для надлежащего исполнения обязательств по контракту. 4.1.5. Приостановить производство работ, в случае обнаружения независящих от подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество результатов выполняемых работ с одновременным официальным письменным уведомлением заказчика в течение 1 (одного) дня после приостановления выполнения работ. При этом подрядчик обеспечивает сохранность Объекта в соответствии с условиями настоящего контракта. В пункте 4.2 контракта указаны, в том числе, следующие обязанности подрядчика: 4.2.3. В течение 5 дней со дня, следующего за днем получения от заказчика проекта акта приема-передачи строительной площадки, а также документов, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, подписать указанный проект акта приема- передачи либо направить мотивированный отказ от его подписания с указанием причин такого отказа; 4.2.4. Выполнить работы в сроки, установленные контрактом; 4.2.5. Обеспечить безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия; 4.2.7. Информировать Заказчика обо всех происшествиях на объекте капитального строительства, в том числе об авариях или о возникновении угрозы аварии на объекте капитального строительства, о несчастных случаях на объекте капитального строительства, 2024-13462 повлекших причинение вреда жизни и (или) здоровью работников подрядчика и иных лиц, в течение 24 часов с момента, когда возникновение аварии или несчастного случая либо угроза аварии или несчастного случая стали известны или должны были быть известны Подрядчику; 4.2.12.
Немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний, приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности материалов, оборудования, предоставленных Заказчиком, либо предоставленных самим Подрядчиком;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок. 4.2.16.
Соблюдать при выполнении работ правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и пожарной безопасности, пропускной и внутриобъектовый режим Заказчика.
В соответствии с пунктом 5.2. контракта заказчик принял на себя, в том числе, следующие обязательства: 5.2.1.
Со дня заключения контракта осуществлять содействие подрядчику в исполнении им своих обязательств по контракту, а также осуществлять действия, позволяющие подрядчику приступить к выполнению работ и своевременно выполнить работы, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление таких действий возложено на заказчика. 5.2.2.
В течение 5 дней со дня, следующего за днем заключения контракта, передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, а в случае получения мотивированного отказа подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи осуществить одно из следующих действий:
- в течение 5 дней со дня, следующего за днем получения мотивированного отказа подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи, устранить замечания, указанные в таком мотивированном отказе, и повторно передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, а также документы, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью;
- согласовать с подрядчиком новый срок передачи таких строительной площадки и документов (в случае, если в установленный контрактом срок невозможно устранить замечания, указанные в мотивированном отказе подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи);
- направить подрядчику требование о приемке по акту приема-передачи строительной площадки, а также документов, которые определены приложением к контракту, являющимся его неотъемлемой частью, с указанием причин отказа заказчика от устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе подрядчика от подписания проекта акта приема-передачи. Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы, не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня их наступления в письменной форме извещает другую сторону с приложением документов, удостоверяющих факт наступления указанных обстоятельств (пункт 12.2 контракта). Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункт 13.5 контракта).
В силу пункта 13.6. контракта в случае принятия одной из сторон контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта расторжение контракта после принятия такого решения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Пунктом 3 Технического задания (приложение N 2 к контракту) определено место выполнения работ: 660022, г. Красноярск, ул. Никитина, 1 "В", КГБУЗ ККОКБ им. профессора 2024-13462 П.Г. Макарова. 1-й и 2-й этажи (далее - Объект). Пунктом 10 Технического задания (приложение N 2 к контракту) были предусмотрены следующие условия выполнения работ:
- подрядчиком производятся работы на Объекте только в отведённой зоне работ в условиях действующего здания без прекращения его функционирования. Выполнение ремонтных работ осуществляется:
- будние дни: с 8.00 по 18.00;
- суббота: с 8.00 по 16.00;
- в воскресенье и праздничные дни работы выполнять по согласованию с заказчиком;
- выполнение работ не должно препятствовать и создавать неудобства в работе сотрудников заказчика и не нарушать условия пребывания пациентов в здании заказчика или представлять угрозу. Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и ООО "СПС" в материалы проверки, Комиссия установила, что заказчиком и подрядчиком в ходе исполнения контракта производилось активное взаимодействие по вопросам его исполнения. Заказчик по своей инициативе письменно уведомил подрядчика о переносе начала проведения работ по контракту (письмо от 28.03.2024 N 477), обосновав это несвоевременным завершением работ по капитальному ремонту помещений консультативно-диагностической поликлиники (детская офтальмология), предварительно определив дату начала выполнения работ по контракту на 22.04.2024.
В письме от 02.05.2024 заказчик просил подрядчика представить необходимые документы, подтверждающие допуск работников подрядчика к выполнению работ согласно требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации. Письмом от 31.05.2024 подрядчик сообщал заказчику о том, что помещения для выполнения работ не освобождены и попросил назначить дату по передаче помещений для выполнения работ по контракта. В ответ на указанное письмо заказчик подрядчику направил предложение от 13.06.2024 N 946 о предоставлении помещений левого крыла второго этажа для начала выполнения работ по контракту с 17.06.2024.
Подрядчик в письме от 17.06.2024 N 102/24 указал заказчику на то, что передача части помещений является нарушением техники безопасности, кабинеты связаны местами общего пользования. При таких условиях производство работ невозможно в действующим отделении и при условии нахождения пациентов. В связи с чем подрядчик просил назначить дату передачи строительной площадки. В письме от 19.06.2024 N107/24 подрядчик указывает на то, что по состоянию на 19.06.2024 просрочка начала выполнения работ по контракту составляет 81 день, в связи с чем на основании пункта 13.2 контракта предложил расторгнуть контракта по соглашению сторон, так как у подрядчика возникли обязательства по исполнению других государственных контрактов. В адрес подрядчика от 26.06.2024 N1015 заказчик направил письмо, в котором уведомлял подрядчика о предоставлении с 01.07.2024 большей части помещений второго и первого этажей Объекта для выполнения условий контракта, с просьбой до 28.06.2024 предоставить для согласования график выполнения работ на указанных площадях в рамках сроков выполнения работ по условиям контракта. Подрядчик в письме от 28.06.2024 N 118/24 указал заказчику на то, что, после осмотра перечисленных в письме заказчика от 26.06.2024 помещений, подрядчик
установил
нахождение крыльца в полной эксплуатации персоналом и пациентами заказчика, нахождение в помещениях оборудования и прочего имущества заказчика, что свидетельствует об отсутствие освобождения таких помещений для произведения ремонтных работ. Подрядчик повторно указывает заказчику на то, что при таких условиях производство работ невозможно в действующим отделении и при условии нахождения пациентов, вследствие невозможности обеспечения надлежащей техники безопасности при производстве работ.
Также подрядчик повторно предложил расторгнуть контракта по соглашению сторон. 2024-13462 01.07.2024 на Объекте было проведено рабочее совещание с участием представителей Министерства здравоохранения Красноярского края, заказчика и подрядчика по вопросам исполнения контракта. В письме от 01.07.2024 N 122 подрядчик уведомил заказчика о приостановке выполнения работ по контракту на основании статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходя из обстоятельств просрочки заказчиком принятых на себя обязательств по передаче Объекта для выполнения работ по капитальному ремонту более чем на 81 день (не исполнены обязательства по пунктам 4.2.3, 5.2.2 контракта), что создает невозможность завершения в срок подрядных работ. Заказчик 08.07.2024 направили в адрес подрядчика претензию (требование) о нарушении договорных обязательств.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Статьей 716 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок. Учитывая допущенную подрядчиком просрочку начала выполнения работ, а также отсутствие у подрядчика строительных материалов и достаточных трудовых ресурсов для 2024-13462 выполнения работ по контракту, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 13.5 контракта, частями 8, 9, 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 23.07.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 23.07.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 23.07.2024 подрядчик в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. В случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым. Поскольку подрядчик в срок до 04.08.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 05.08.2024.
Комиссия отмечает, что вышеуказанная совокупность сведений относительно проведения процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика свидетельствует о том, что заказчиком была соблюдена такая процедура, предусмотренная статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "СПС" при исполнении условий контракта приняло зависящие от него меры для надлежащего исполнения условий контракта, а именно:
- во-первых, в ходе выполнения обязательств по контракту подрядчик неоднократно 2024-13462 обращался к заказчику с просьбами о передаче строительной площадки в соответствии с условиями контракта, что подтверждается письмами подрядчика от 31.05.2024, от 17.06.2024 (указанные действия нацелены на исполнение пунктов 4.1.1, 4.1.2 контракта). При этом факт просрочки начала выполнения работ не подлежит отнесению исключительно вследствие поведения подрядчика, поскольку из письма заказчика от 28.03.2024, а также письменных пояснений заказчика, представленных в материалы внеплановой проверки, следует, что просрочка начала выполнения работ по контракту была вызвана несвоевременным завершением работ по капитальному ремонту помещений консультативно-диагностической поликлиники (детская офтальмология) по иному государственному контракту, следовательно, указанное обстоятельство находилось вне зависимости от воли ООО "СПС";
- во-вторых, подрядчик на основании статьи 716 ГК РФ и пункта 4.2.11 контракта в письме от 01.07.2024 предупредил заказчика и приостановил работу при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы и иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы. В данном случае в условиях действующего Объекта выполнение строительно-монтажных работ на части помещений влечет нарушение следующих строительных норм: пунктов 2, 9, 30, 39 Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте (Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 декабря 2020 года N 883н), СП 59.13330.2016 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", СП 255.1325800.2016 "Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения" и свода правил "Здания и помещения медицинских организаций. Правила эксплуатации".
Также соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации и проведении текущего и капитального ремонтов строительных конструкций зданий и помещений медицинских организаций следует обеспечивать в соответствии с СП 255.1325800.
При этом, передача части строительной площадки (отдельными кабинетами, что неоднократно предлагалось заказчиком в письмах от 13.06.2024, 26.06.2024) является нарушением техники безопасности, поскольку кабинеты связаны между собой местами общего пользования, санитарными комнатами, а также всеми видами коммуникаций (вода, электричество, канализация). Кроме того, в случае начала выполнения работ в условиях кабинетов с оборудованием, мебелью, пациентами влечет за собой не только имущественный вред вследствие деформации и порчи оборудования и инвентаря заказчика, но и возможное причинение вреда здоровью пациентов заказчика, что создает нарушение подрядчиком пунктов 4.2.5, 4.2.16 контракта и возможное наступление иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
- в-третьих, в ходе исполнения обязательств по контракту представители подрядчика, наряду с представителями заказчика, участвовали в рабочем совещании по оперативному решению вопросов выполнения работ по контракту, что подтверждается протоколом такого совещания от 01.07.2024;
- в-четвертых, подрядчиком в материалы проверки были представлены многочисленные универсальные передаточные документы, свидетельствующие о приобретении подрядчиком в период с 01.03.2024 по 14.05.2024 строительных материалов на сумму более 5 (пяти) миллионов рублей в целях исполнения условий контракта. Вышеуказанные документальные доказательства, свидетельствуют о заинтересованности подрядчика в надлежащем исполнении условий контракта, о предпринятии им мер к соблюдению условий контракта, в случае передачи ему строительной площадки согласно условий контракта, получив которую о сможет, в том числе, обеспечить годность результатов выполняемой работы, исключит имущественный вред вследствие деформации и порчи оборудования и инвентаря заказчика, причинение вреда здоровью пациентов заказчика, что не опроверг заказчик в содержании обращения и в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу. Кроме того, указанные активные действия подрядчика не свидетельствуют о наличии умысла в недобросовестном уклонении от исполнения условий контракта. Доказательств обратного в 2024-13462 материалы проверки не представлено. В ходе рассмотрения обращения по существу Комиссия установила, что у заказчика и подрядчика имеются разногласия по вопросу толкования условий передачи строительной площадки, при этом в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу представители заказчика пояснили, что в контракте отсутствует условие о частичной передаче строительной площадки, что создало трудности в исполнении условий контракта. В отношении указанных обстоятельств Комиссия считает необходимым сообщить о том, что указанные обстоятельства носят характер гражданско-правового спора и подлежат разрешению в судебном порядке. Проводя проверку в рамках предоставленных Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 полномочий, антимонопольный орган наделен именно компетенцией на оценку поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым контракт расторгнут в случае одностороннего отказа заказчика от его исполнения, на предмет наличия в нем признаков недобросовестности, позволяющих применить к такому поставщику (подрядчику, исполнителю) специальную санкцию в рамках контрактной системы в сфере закупок - включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к подрядчику такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении подрядчика от исполнения контракта заключенного по результатам электронного аукциона. При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении 2024-13462 сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "СИБПРОМСТРОЙ" (ИНН 2466288677) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии К.С. Варава Е.М. Хоменко Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-13462
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 августа 2024 г. N 024/10/104-2457/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024