Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) в составе: Председателя Комиссии - врио заместителя руководителя управления М.А. Грицай, членов Комиссии - ведущего специалиста-эксперта А.А. Грузиненко, главного специалиста-эксперта Е.М. Хоменко (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитальных ремонтов и строительства" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Форвард" (ИНН 2462058658) (далее - ООО "Форвард", подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 21.11.2022, заключенного по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на действующем объекте: Здание МБУ "Централизованная библиотечная система", Городская публичная библиотека, г. Норильск, Центральный район, просп. Ленинский, д. 20 А", извещение N 0319300026122000341, идентификационный код закупки 223245704989824570100104794794120243 (далее - контракт)
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о включении сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта. Обращение подано в Красноярское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовало требованиям раздела II Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 2024-13535 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), в связи с чем подлежало принятию к рассмотрению.
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1078 Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения подрядчиком условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона. В установленный подпунктом "г" пункта 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1078 (далее - Правила), срок, Красноярское УФАС России по адресам электронной почты, указанным в контракте, направило заказчику и подрядчику уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению вышеуказанного обращения. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований пункта 9 Правил, было размещено в ЕИС.
Таким образом, заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте и времени проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения заказчика по существу. В срок, установленный подпунктом "з" пункта 9 Правил, заказчик направил документы и сведения, запрашиваемые в уведомлении о проведении внеплановой проверки. В свою очередь, подрядчик в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 13 Правил, также предоставил в адрес Красноярского УФАС России в соответствии с указанным уведомлением информацию и документы, объяснения в письменной форме, в том числе подтверждающие, по его мнению, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта. Из пункта 13 Правил, следует, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие. На заседании Комиссии по рассмотрению обращения по существу, назначенном на 12.08.2024 в 15 часов 30 минут (время местное), лично присутствовал представитель подрядчика, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия.
Также в указанном заседании Комиссии на основании соответствующего ходатайства, которое было удовлетворено антимонопольным органом, с использованием системы видео-конференц-связи принял участие представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свою личность и полномочия. Из обращения заказчика следует, что между заказчиком и ООО "Форвард" был заключен контракт, по условиям которого ООО "Форвард" приняло на себя обязательства в установленный контрактом срок выполнить ремонтно-строительные (строительно-монтажные) работы на действующем объекте: Здание МБУ "Централизованная библиотечная система", Городская публичная библиотека, г. Норильск, Центральный район, просп. Ленинский, д. 20 А, и сдать результат заказчику, а заказчик обязался принять результат работ и оплатить его (пункт 1.1 контракта). Поскольку подрядчиком было допущено нарушение существенного условия исполнения контракта, а именно: подрядчик допустил задержку хода выполнения работ, когда срок окончания выполнения работ, установленный в контракте, увеличился более чем на 60 дней, поскольку по состоянию на 18.07.2024 ремонтно-восстановительные работы по контракту (работы по ремонту фасада, системы вентиляции и монтажу подъемного оборудования для маломобильных групп населения) не выполнены, материалы, необходимые для выполнения работ, на территории объекта отсутствуют, исполнительная документация заказчику не представлена, заказчиком 22.07.2024 было принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, что послужило основанием для подачи обращения в адрес Красноярского УФАС России в порядке, 2024-13535 предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе. Со стороны ООО "Форвард" Комиссии были представлены в письменной форме пояснения о причинах, препятствовавших ООО "Форвард" в исполнении надлежащим образом условий контракта, с приложением документов, подтверждающих, по мнению подрядчика, отсутствие фактов его недобросовестности при исполнении контракта. Рассмотрев обращение заказчика, документы и сведения, представленные заказчиком и подрядчиком к моменту проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу, а также размещенные в единой информационной системе при проведении электронного аукциона, заключении, исполнении и расторжении контракта, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках
установила
следующее. В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по проведению электронного аукциона "Выполнение ремонтно-строительных (строительно-монтажных) работ на действующем объекте: Здание МБУ "Централизованная библиотечная система", Городская публичная библиотека, г. Норильск, Центральный район, просп. Ленинский, д. 20 А" с установлением начальной (максимальной) цены контракта в размере 161 488 999,20 рублей.
На основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.11.2022 NИЭА1 с ООО "Форвард" был заключен контракт от 21.11.2022 на сумму 161 488 999 (сто шестьдесят один миллион четыреста восемьдесят восемь тысяч девятьсот девяносто девять) рублей 20 копеек (в редакции дополнительного соглашения N4 от 06.10.2023 к контракту его цена не должна превышать сумму в размере 177 630 999,76 рублей).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик принял на себя обязательства в установленный контрактом срок выполнить ремонтно-строительные (строительно-монтажные) работы на действующем объекте: Здание МБУ "Централизованная библиотечная система", Городская публичная библиотека, г. Норильск, Центральный район, просп. Ленинский, д. 20 А (далее - Объект) и сдать результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его. Пунктом 1.2 контракта предусмотрено, что работы по контракту выполняются в соответствии с техническим заданием (Приложение N 2), являющимся неотъемлемой частью контракта, а также нормами и правилами выполнения данных работ, установленными законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1.3 контракта подрядчик обязуется завершить выполнение работ, предусмотренных контрактом, в срок по 10.09.2023 года в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 1). Комиссией установлено, что в редакции дополнительного соглашения N4 от 06.10.2023 к контракту окончание срока выполнения работ было установлено по 20.12.2023. Пунктом 3.1 контракта определены, в том числе, следующие обязанности подрядчика: 3.1.2.
Выполнить работу в соответствии с контрактом и Техническим заданием, требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе технических регламентов, ГОСТ, СНиП, в соответствии с требованиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов, установленных Федеральным законом от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другой нормативно-технической документацией на необходимость применения которой указано в Техническом задании, не допуская выполнения объемов работ сверх лимитов их финансирования, установленных бюджетом на соответствующий год. 3.1.11.
За 10 дней до срока окончания выполнения работ (этапа работ) предоставить Заказчику подписанные Подрядчиком акт приёмки выполненных работ (унифицированная форма N КС-2), справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), а также предоставить обеспечение гарантийных обязательств, установленных в соответствии с настоящим контрактом. Дальнейшая приемка производится в соответствии с положениями Раздела 8 настоящего Контракта.
Согласно пункту 4.1 контракта подрядчик принимает на себя обязательство обеспечить комплектацию объекта строительными материалами, инженерным оборудованием в соответствии с 2024-13535 проектно-сметной документацией. Разделом 8 контракта предусмотрен порядок сдачи и приемки работ, в соответствии с пунктом 8.4 которого приемка выполненных по контракту работ предусматривает:
- определение соответствия качественных характеристик и геометрических параметров, выполненных работ требованиям контракта, требованиям нормативных документов, техническому заданию;
- определение фактических объемов выполненных подрядчиком работ и их соответствие техническому заданию (Приложение N 1 к контракту), сметному расчету и контракту. Пунктом 8.5. контракта определено, что приемка выполненных работ производится приемочной комиссией при отсутствии несоответствий выполненных работ требованиям контракта, технического задания (Приложение N 1 к контракту), подтвержденных исполнительной документацией, путем подписания заказчиком (приемочной комиссией) и размещения в единой информационной системе документа о приемке выполненных работ в срок, не превышающий 20 (двадцать) рабочих дней с даты размещения подрядчиком документа о приемке выполненных работ в единой информационной системе, но не ранее даты предоставления подрядчиком обеспечения гарантийных обязательств, в соответствии с разделом 7 контракта (часть 7.1 статьи 94 Закона о контрактной системе). Вопрос о прекращении работы, ее приостановки или внесении соответствующих изменений в Техническое задание рассматривается Заказчиком совместно с Подрядчиком не позднее 10 дней с даты получения Заказчиком соответствующей информации. Связанные с этим доработки производятся Подрядчиком за свой счет при условии, что они не выходят за пределы содержания работы в целом (пункт 8.20 контракта). Спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения настоящего контракта, разрешаются Сторонами путем переговоров (пункт 14.1 контракта). Пунктом 15.3. определено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 15.4. контракта заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта без возмещения подрядчику убытков, обусловленных прекращением договорных отношений, в случаях нарушения подрядчиком, принятых на себя обязательств, а именно:
- в случае нарушения подрядчиком Графика выполнения работ (Приложение 1) более чем на 60 дней;
- задержка Подрядчиком хода выполнения работ, когда срок окончания выполнения работ, установленный в контракте, увеличивается более чем на 60 дней;
- отсутствия свидетельств о допуске, другие акты, налагаемые государственными органами в рамках действующего законодательства, лишающие подрядчика права на производство работ;
- если подрядчик не приступил к устранению недостатков, выявленных заказчиком в установленные соответствующим требованием сроки;
- неоднократных (более 2 раз) нарушений подрядчиком условий контракта. В редакции дополнительных соглашений N3 от 07.08.2023, N4 от 06.10.2023, N 5 от 10.11.2023 к контракту выполнение работ было распределено на 4 этапа. Проанализировав совокупность документов и сведений, представленных заказчиком и ООО "Форвард" в материалы проверки, Комиссия установила, что подрядчиком в ходе исполнения контракта производилось активное взаимодействие с заказчиком по вопросам его исполнения. Так, например, в письмах от 06.02.2023 N11, 11.07.2023 N 125, 09.10.2023 N 219 подрядчик обращался к заказчику с просьбой о согласовании технических решений замены потолка на 3 этаже Объекта, производства работ на 1 этаже Объекта в помещении со сценой, замены битумной мастики.
В соответствии с письмами от 06.02.2023 N18, 15.02.2023 N 23, 17.05.2023 N 62 подрядчик передавал заказчику сметы в рамках выполняемых работ по контракту, что обусловлено выполнением пункта 3.1.1 контракта. 2024-13535 В ходе исполнения контракта подрядчик выявил необходимость выполнения дополнительных работ на 3 этаже Объекта, о чем незамедлительно проинформировал заказчика в соответствии с письмами от 08.02.2023 N19, 20.02.2023 N 25: разбор и восстановление пола, разбор и восстановление перегородок 3 этажа, теплоизоляция кровельного покрытия и устранение течей в кровле по стоякам ливневой канализации, что повлекло за собой дополнительные финансовые издержки подрядчика, не учтенные в проекте, как следствие, повлияли на конечные сроки выполнения работ в целом по контракту. О результатах выполнения таких работ подрядчик проинформировал заказчика в письме от 21.07.2023 N 131.
В письме от 26.07.2023 N 137 подрядчик уведомил заказчика, что для продолжения работ на 1 этаже Объекта, необходимо обеспечить перемещение персонала и инвентаря с 1 этажа. В содержании писем от 01.08.2023 N 142, 10.10.2023 N 222 подрядчик подробно информировал заказчика о причинах смещения сроков выполнения работ по контракту, в связи с чем просил рассмотреть возможность продления сроков выполнения работ.
Также в соответствии с письмами от 14.08.2023 N167, 29.09.2023 N212, 09.10.2023 N214, 26.10.2023 N231, 27.11.2023 N 248, 20.12.2023 N 262 подрядчик информировал заказчика о выполнении работ по этапам, предусмотренным контрактом, с приложением подтверждающей исполнительной документации.
На основании письма от 10.10.2023 N221 подрядчик сообщил заказчику о том, что по результатам совместной рабочей встречи представителей подрядчика и заказчика на Объекте было определено, что работы по вскрытию полов на 1 этаже Объекта вдоль трассы тепловодоснабжения по оси А не входят в проектные объемы, но необходимы для нормальной эксплуатации Объекта. В связи с чем подрядчик приостанавливал работы по ремонту полов, стен и связанных с ними работ на 1 этаже Объекта до принятия решения по обозначенной проблеме, что соотносится с нормой статьи 716 ГК РФ.
В письме от 13.10.2023 N 225 подрядчик, отвечая на претензию заказчика от 13.10.2023 N 200-3234, обращал внимание, что оснований для удовлетворения требований не имеется, так как самим заказчиком допущено нарушение встречных обязательств в части предоставления Объекта для выполнения работ (статьи 719, 747 ГК РФ).
В письме от 10.11.2023 N 240 подрядчик в ответ на претензию от 10.11.2023 N 200-3578 сообщил о том, что ранее заказчик уже предъявлял претензии о взыскании пени и штрафа по контракту (претензии от 13.10.2023 N 200-3234, 16.10.2023 N 200-3253).
На указанные претензии, а также на письма Заказчика от 16.10.2023 N 200-3254, от 17.10.2023 N 200-3283 подрядчиком был представлен письменный мотивированный ответ от 23.10.2023 N 228, в котором подрядчик указывал на то, что действия подрядчика, описанные в данном письме, свидетельствовали об уведомлении заказчика о наличии не зависящих от него обстоятельств, препятствующих получению согласованного документа, в связи с чем у заказчика отсутствовали правовые основания применения штрафных санкций. Заказчик в соответствии с письмом от 17.01.2024 N 200-134 согласовал подрядчику запрашиваемые ранее изменения технических решений без изменения цены контракта. В претензиях от 18.01.2024 N 200-139, от 28.02.2024 N 200-562 заказчик указывал подрядчику на допущенные им нарушения условий исполнения контракта, в связи с чем считал, что имеются основания для начисления штрафов. В письме от 05.03.2024 N 33 подрядчик информировал заказчика о предпринятии им всех зависящих от него действий , направленных на выполнение работ по контракту, однако сообщал о возникших трудностях, в том числе, подрядчик обращал внимание на систематическое неисполнение со стороны заказчика финансовых обязательств, что приводило к непроектным издержкам у подрядчика. Подрядчик также обращал внимание и приводил конкретные примеры задержек со стороны заказчика в согласовании (сцена, система ТВС), что напрямую влекло задержку выполнения соответствующих работ. В письме от 18.04.2024 N 44 подрядчик отвечал на претензию заказчика от 16.04.2024 N 200-1304 опроверг факт нарушений со своей стороны, указал на их недоказанность со стороны заказчика и, как следствие, отсутствие оснований для удовлетворения требований претензии. 2024-13535 18.07.2024 комиссия заказчика составила акт о том, что ремонтно-строительные (строительно-монатжные) работы по контракту не выполнены, строительные материалы для завершения работ о контракту находятся на Объекте не в полном объеме, что образует в силу пункт а 15.4 контракта основание для одностороннего отказа от исполнения контракта.
В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Статьей 716 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок. Учитывая, что, по мнению заказчика, подрядчик допустил задержку хода выполнения работ, когда срок окончания выполнения работ, установленный в контракте, увеличился более чем на 60 дней, поскольку по состоянию на 18.07.2024 ремонтно-восстановительные работы по контракту (работы по ремонту фасада, системы вентиляции и монтажу подъемного оборудования для маломобильных групп населения) не выполнены, материалы, необходимые для выполнения работ, на территории объекта отсутствуют, исполнительная документация заказчику не представлена, заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное пунктом 15.4 контракта, частями 8, 9, 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, принял 2024-13535 22.07.2024 решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта урегулирована частями 12.1, 13, 14, 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На основании сведений ЕИС Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 22.07.2024, что соответствует условиям, определенным частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Следовательно, с 22.07.2024 подрядчик в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим образом уведомленным об одностороннем отказе от исполнения контракта. В случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечению указанного срока считается расторгнутым. Поскольку подрядчик в срок до 01.08.2024 не устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия решения о расторжении контракта в одностороннем порядке, контракт, в силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 02.08.2024.
Комиссия отмечает, что вышеуказанная совокупность сведений относительно проведения процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке по инициативе заказчика свидетельствует о том, что заказчиком была соблюдена такая процедура, предусмотренная статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Форвард" при исполнении условий контракта приняло зависящие от него меры для надлежащего исполнения условий контракта, а именно:
- во-первых, в ходе выполнения обязательств по контракту подрядчик неоднократно обращался к заказчику с просьбами о согласовании тех или иных решений по ходу выполнения работ по контракту, которые напрямую влияли на годность или прочность результатов выполняемой работы, что подтверждается письмами подрядчика от 06.02.2023 N11, 11.07.2023 2024-13535 N 125, 09.10.2023 N 219.
При этом факт просрочки выполнения работ не подлежит отнесению исключительно вследствие поведения подрядчика, поскольку из писем от 08.02.2023 N19, 20.02.2023 N 25, 21.07.2023 N 131 подрядчика следует выполнение им непредвиденных дополнительных работ, о наличии и выполнении которых подрядчик своевременно информировал заказчика, в письме от 26.07.2023 N 137 подрядчик просил содействия заказчика в освобождении действующих помещений 1 этажа Объекта для продолжения выполнения работ по контракту, следовательно, указанные обстоятельства находилось вне зависимости исключительно от воли ООО "Форвард", но и требовали в силу обычаев делового оборота активного участия заказчика, чего не следует из совокупности переписки сторон в рамках исполнения контракта, представленной в материалы проверки;
- во-вторых, подрядчик по своей инициативе неоднократно информировал заказчика о причинах смещения сроков выполнения работ по контракту, о чем свидетельствуют, например, письма от 01.08.2023 N 142, 10.10.2023 N 222, 05.03.2024 N33;
- в-третьих, подрядчик на основании статьи 716 ГК РФ в письме от 10.10.2023 N221 приостанавливал работы по ремонту полов, стен и связанных с ними работ на 1 этаже Объекта до принятия решения по вопросу выполнения дополнительных непредусмотренных проектом работ по вскрытию полов на 1 этаже Объекта вдоль трассы тепловодоснабжения по оси А, которые необходимы для нормальной эксплуатации Объекта, следовательно, указанные обстоятельства также находилось вне зависимости исключительно от воли ООО "Форвард", но и требовали в силу обычаев делового оборота активного участия заказчика, чего не следует из совокупности переписки сторон в рамках исполнения контракта, представленной в материалы проверки;
- в-четвертых, в ходе исполнения обязательств по контракту представители подрядчика, наряду с представителями заказчика, участвовали в рабочем совещании по оперативному решению вопросов выполнения работ по контракту, что подтверждается, например, письмом подрядчика от 10.10.2023 N221;
- в-пятых, подрядчик фактически неоднократно в ходе исполнения контракта передавал заказчику исполнительную документацию, что подтверждается письмами подрядчика от 14.08.2023 N167, 29.09.2023 N212, 09.10.2023 N214, 26.10.2023 N231, 27.11.2023 N 248, 20.12.2023 N 262;
- в-шестых, содержание актов приемки 1 этапа работ от 20.12.2023 и от 27.11.2023, акта приемки законченного 2 этапа работ от 14.08.2023, акта приемки законченного 4 этапа работ от 20.12.2023, акта приемки законченного 3 этапа работ от 27.11.2023, а также платежных поручений, размещенных в ЕИС, в качестве документов об исполнении и оплате работ по контракту, позволяют придти к выводу о том, что заказчиком были приняты и оплачены подрядчику по контракту работы на сумму 70 379 902,61 рублей;
- в-седьмых, получив решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке от 22.07.2024, подрядчик письменно отреагировал на него с указанием обстоятельств, препятствовавших своевременному выполнению работ, с приложением исполнительной документации (письмо от 30.07.2024 N 106).
Вышеуказанные документальные доказательства, свидетельствуют о заинтересованности подрядчика в надлежащем исполнении условий контракта, о нацеленности на достижение пригодного результата выполнения работ по контракту, о предпринятии им мер к соблюдению условий контракта, в случае передачи ему строительной площадки согласно условий контракта, получив которую он сможет, в том числе, обеспечить годность результатов выполняемой работы, исключит имущественный вред вследствие деформации и порчи оборудования и инвентаря заказчика, причинение вреда здоровью персонала заказчика и третьих лиц, что не опроверг заказчик в содержании обращения и в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению обращения по существу. Кроме того, указанные активные действия подрядчика не свидетельствуют о наличии умысла в недобросовестном уклонении от исполнения условий контракта. Доказательств обратного в материалы проверки не представлено. В ходе рассмотрения обращения по существу Комиссия установила, что у заказчика и 2024-13535 подрядчика имеются разногласия по вопросу объемов фактически выполненных подрядчиком объемов работ. В отношении указанных обстоятельств Комиссия считает необходимым сообщить о том, что указанные обстоятельства носят характер гражданско-правового спора и подлежат разрешению в судебном порядке. Проводя проверку в рамках предоставленных Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 полномочий, антимонопольный орган наделен именно компетенцией на оценку поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым контракт расторгнут в случае одностороннего отказа заказчика от его исполнения, на предмет наличия в нем признаков недобросовестности, позволяющих применить к такому поставщику (подрядчику, исполнителю) специальную санкцию в рамках контрактной системы в сфере закупок - включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия обращает внимание на то, что не приходит к выводу о неправомерности принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а приходит лишь к выводу о том, что не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о необходимости применения к подрядчику такой санкции, как включение в реестр недобросовестных поставщиков. При этом за просрочку исполнения обязательств, за неисполнение обязательств в строгом соответствии с контрактом предусмотрена специальная мера ответственности, имеющая гражданско-правой характер (взыскание пеней, штрафов, убытков и пр.). Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией установлено не было.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. К моменту проведения заседания по рассмотрению обращения по существу Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении подрядчика от исполнения контракта заключенного по результатам электронного аукциона. При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018). 2024-13535 На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Форвард" (ИНН 2462058658) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии А.А. Грузиненко Е.М. Хоменко Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144 2024-13535
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 августа 2024 г. N 024/10/104-2471/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024