Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное бюджетным учреждением города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - БУ г. Омска "УДХБ", учреждение, заказчик) обращение о включении информации об индивидуальном предпринимателе Иващенко Виталии Сергеевиче (далее - ИП Иващенко В.С., предприниматель, поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2024.000640 от 30.05.2024 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки путем запроса котировок в электронной форме "Поставка рассады цветов (Реестровый номер 51.0643.24)" (извещение N 0152300011924000640) (далее - электронный запрос котировок), размещенной уполномоченным органом - департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - Шевченко Станислава Сергеевича (доверенность N 3 от 26.06.2023),
заказчика - Рудик Юлии Анатольевны (доверенность N 83 от 11.06.2024), Куца Александра Сергеевича (доверенность N 82 от 11.06.2024),
в присутствии представителя поставщика - Басака Максима Игоревича (доверенность N 05678 от 09.08.2024)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 07.08.2024 было направлено обращение о включении информации о поставщике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N 7219-ЭП/24).
Из представленных материалов и информации следует, что 16.05.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 1337050 руб.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2024 свидетельствует о том, что электронный запрос котировок признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в ней. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с лицом, подавшим такую единственную заявку (ИП Иващенко В.С.).
Согласно информации, опубликованной на официальном сайте в ЕИС, 30.05.2024 между учреждением и предпринимателем заключен контракт.
26.07.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 06.08.2024, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об индивидуальном предпринимателе Иващенко Виталии Сергеевиче подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Извещением об осуществлении закупки были определены даты начала и окончания исполнения контракта - 0 рабочих дней с даты заключения контракта и 37 рабочих дней, соответственно.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1.1 контракта был определен его предмет:
"Поставщик обязуется передать Заказчику рассаду цветов (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар".
В пункте 1.2 контракта установлено, что наименование, характеристики, количество, цена за единицу, страна происхождения товара определяются в соответствии со спецификацией (Приложение к контракту).
Спецификацией было предусмотрено требование о поставке рассады цветов по 22 позициям.
Сроки (периоды) поставки товара - единовременно в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта (пункт 2.2).
Порядок сдачи-приемки работы предусмотрен в разделе 5 контракта.
В частности, на основании пункта 5.5 контракта при приемке товара по количеству заказчик проверяет соответствие количества поставленного товара количеству, указанному в контракте, электронном документе о приемке. При приемке товара по качеству заказчик проверяет соответствие характеристик поставляемого товара сведениям, указанным в спецификации, надлежащий товарный вид товара, упаковку и маркировку, наличие документов, подтверждающих качественные характеристики товара. В случае выявления заказчиком факта поставки товара, несоответствующего требованиям по количеству или качеству, об этом делается отметка в электронном документе о приемке и указывается количество товара, соответствующего требованиям по количеству или качеству.
В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Пункт 2 указанной статьи также устанавливает, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 такого закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.7 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также пункт 10.8 контракта определял право заказчика отказаться от исполнения контракта в случаях:
- отказа поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
- существенных нарушений поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
- невыполнения поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
- неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товара (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУ г. Омска "УДХБ" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 26.07.2024 в 07:22 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления предпринимателю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 3550423769624000257) признается 26.07.2024 в 07:22 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой поставщик.
Таким образом, ИП Иващенко В.С. в период с 27.07.2024 по 05.08.2024 имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Информация о рассмотрении обращения и проведении проверок была размещена на официальном сайте ЕИС 07.08.2024.
Кроме того, Омским УФАС России в этот же день сторонам контракта было направлено (исх. N ЗА/4654/24) уведомление о рассмотрении 14.08.2024 в 12 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 12.08.2024:
- заказчиком всей имеющейся переписки с ИП Иващенко В.С. в рамках исполнения контракта и документальных доказательств неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- предпринимателем письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр, а также доказательств принятия мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Представленная заказчиком (вх. N 7347-ЭП/24 от 09.08.2024) и поставщиком (вх. N 7423-ЭП/24 от 12.08.2024) переписка в рамках исполнения контракта, документальные доказательства ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, послужившего основанием для принятия учреждением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также информация об исполнении контракта, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствуют о следующем.
14.06.2024 предпринимателем был сформирован и размещен документ о приемке N 34 на сумму 1337050 руб. 17.06.2024 заказчиком отказано в приемке по причине неосуществления поставщиком фактической поставки товара по адресу, предусмотренному контрактом.
03.07.2024 ИП Иващенко В.С. повторно разметил документ о приемке N 34 на сумму 811800 руб., свидетельствующий о поставке товара только по 11 позициям спецификации. 17.07.2024 данный документ был подписан БУ г. Омска "УДХБ".
09.07.2024 учреждением в адрес предпринимателя направлена (исх. N Ис-УДХБ/1234) претензия, из которой следует, что по состоянию на указанную дату товар в полном объеме в адрес заказчика не поставлен. Заказчик согласно такой претензии просил сообщить о сроках осуществления поставки.
В ответ на претензию заказчика от 09.07.2024 ИП Иващенко В.С. указал на то, что им предпринимаются меры для разрешения вопроса неполной поставки товара.
17.07.2024 заказчик повторно обратился (исх. N Ис-УДХБ/1430) к поставщику с просьбой сообщить о намерении и сроках поставки.
В претензии от 22.07.2024 учреждением (исх. N 941) предъявлено требование о выплате поставщиком неустойки (пени) в связи с нарушением срока поставки товара.
В претензии заказчика от 23.07.2024 высказана просьба (исх. N Ис-УДХБ/1559) о предоставлении поставщиком в течение 1 рабочего дня ассортимента альтернативных видов посадочного материала, а также указано на необходимость сообщить сроки поставки недостающего товара.
В этот же день в ответе на претензию предприниматель представил заказчику список посадочного материала, готового к отгрузке.
25.07.2023 БУ г. Омска "УДХБ" сообщило (исх. N Ис-УДХБ/1590) о невозможности замены недопоставленного товара на ассортимент альтернативных видов посадочного материала, поскольку последний не удовлетворяет требованиям контракта.
Комиссия, проанализировав представленные сторонами документы и информацию, связанные с исполнением контракта, отмечает, что обязательства по поставке всего объема товара в соответствии с условиями контракта как в срок, предусмотренный контрактом (то есть не позднее 27.05.2024), так и в период претензионной переписки с заказчиком, поставщиком исполнены не были.
Представленные ИП Иващенко В.С. пояснения по вышеизложенным фактам свидетельствуют о том, что поставка товара в регламентированный контрактом срок не представилась возможной по причине неблагоприятных погодных условий на территориях производителей посадочного материала (заморозках), приведших к гибели растений, ограничений возможности ввоза растений из-за рубежа ввиду геополитической ситуации, а также сокращения требуемых растений на всей территории России.
Доказательствами принятия мер для надлежащего исполнения условий контракта, по мнению поставщика, являются многочисленные опросы производителей посадочного материала (питомники "Архиленд", "Саватеевых", Вашутина, Стерлитамака, Никитенко, В.Ковальчук и др.).
По словам предпринимателя, на каждый из запросов был получен отказ в связи с отсутствием рассматриваемого посадочного материала.
Однако Комиссия к данным доводам относится критически, поскольку поставщиком не предоставлено ни одного документального доказательства, которое свидетельствовало бы о том, что лицо действительно сталкивалось с препятствовавшими исполнению контракта обстоятельствами и предпринимало меры для их разрешения. В связи с чем признать подобные действия в полной мере добросовестными не представляется возможным.
Приведенные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствует о неоднократном нарушении сроков поставки товара (с учетом срока поставки, установленного контрактом, а также направленных заказчиком претензий и положений пункта 2 статьи 314 ГК РФ, пункта 10.11 контракта), а равно направленности таких действий (бездействия) ИП Иващенко В.С. на несоблюдение условий контракта.
Здесь также следует учитывать, что предприниматель, выступая в качестве профессионального участника гражданского оборота, осуществляющего деятельность в сфере государственных (муниципальных) закупок, принимая участие в закупке и выражая согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, а в дальнейшем заключая контракт, должен был осознавать возможные риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих обязанностей по контракту.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств поставщиком повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта - товар, предусмотренный контрактом, в полном объеме заказчику передан не был.
Данные обстоятельства подтверждают ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, а равно наличие у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Кроме того, лицом не были представлены доказательства, которые подтверждают устранение нарушений условий контракта в 10-дневный срок, регламентированный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у предпринимателя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, поставщик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об индивидуальном предпринимателе Иващенко Виталии Сергеевиче подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию об индивидуальном предпринимателе Иващенко Виталии Сергеевиче (ИНН 552502324600).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева
А.П. Алексина
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 августа 2024 г. N 055/10/104-841/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2024