Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего: заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "КомплексСпорт": Пугачева А.В. (по доверенности от 06.08.2024 N1), ГБУ ДО "Московская баскетбольная академия": Александровой Н.Г. (по доверенности от 08.08.2024 N19), ГКУ "СМТК" Москомспорта: Кириллова Д.Ю. (по доверенности от 16.02.2024 N02-01-24/17), Департамента города Москвы по Конкурентной политике: Османович В.В. (доверенность от 06.02.2024 N77-13-1/24), рассмотрев жалобу ООО "КомплексСпорт" (далее - Заявитель) на действия ГБУ ДО "Московская баскетбольная академия" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на 2024-37693 2 поставка кресел-колясок для инвалидов (баскетбол) для ГБУ ДО "Московская баскетбольная академия" (Закупка N 0373200068624000524) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлено неправомерное требование о необходимости предоставления регистрационного изделия на поставляемый товар, так как, по мнению Заявителя, необходимый к поставке товар не является медицинским изделием.
Также Заказчиком установлены противоречивые требования о предоставлении неизменяемых диапазонных значений характеристик поставляемого товара.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к 2024-37693 3 машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп. "а" - "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может 2024-37693 4 содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч. 1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Комиссией Управления установлено, что в пп.8 п.14 информационной карты извещения Заказчиком установлены в том числе следующие требования к составу заявки на участие в закупке: "8.
Документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации Копии действующих регистрационных удостоверений, выданных Министерством здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации на предлагаемый товар, или уполномоченным органом референтного государства 2024-37693 5 ( в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 г. N 46).
При представлении нескольких товарных знаков участнику закупки необходимо предоставить копии действующих регистрационных удостоверений на каждый предлагаемый товар".
Также Комиссией Управления установлено, что в технической части извещения Заказчиком установлены требования к поставляемому товару: "Вид кресла-коляски: Активного типа; Номер технического средства реабилитации: 7-03-01; Складная конструкция: Нет; Способ поставки товара: Единовременно; Пользователь: Инвалиды (дети-инвалиды); Тип управления: Ручной привод от обода колеса; Антикоррозийная защита рамы (шасси): Нет; Вес кресла-коляски: 8.5 и
17 Килограмм; Высота сиденья:
36 и
63 Сантиметр; Высота спинки:
10 и
30 Сантиметр; Глубина сиденья:
25 и
50 Сантиметр; Диаметр передних поворотных колес: 61 Миллиметр; Максимальная грузоподъемность
125 и
150 Килограмм; Материал вилок передних колес: Алюминиевый сплав; Материал изготовления рамы: Алюминиевый сплав; Материал обода задних колес: Алюминиевый сплав; Материал обруча приводных колес: Алюминиевый сплав; Материал опоры для стоп: Алюминиевый сплав; Тип шин задних приводных колес: Пневматические; Ширина сиденья:
25 и
55 Сантиметр; Требования к конструкции кресла-коляски: Ремень под голень". При этом согласно инструкции по заполнению характеристик значение характеристики не может изменяться участником закупки.
В силу ч.4 ст.38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" утверждены правила государственной регистрации медицинских изделий (далее - Правила).
В соответствии с п.2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, 2024-37693 6 необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. П.6 Правил установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. С учетом вышеизложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что спортивное кресло-коляска не включена ни в одну группу по ГОСТ Р 58266-2018 "Кресла-коляски. Термины и определения. Классификация", который устанавливает классификацию кресел-колясок, относящихся к техническим средствам реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности, а также указание на нее отсутствует в классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденной приказом Минтруда России от 13.02.2018 N 86н и в отсутствуют и в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N4н. Помимо этого представитель Заявителя пояснил, что в адрес Заказчика направлялся запрос на разъяснение положений извещения, на который был получен следующий ответ: "Уважаемый УЧАСТНИК, добрый день! 1. Закупаемый товар с характеристиками, изложенными в приложении 1 к Техническому заданию, предназначены для спортсменов с повреждением ОДА при игре в баскетбол. Товар планируется к использованию при проведении тренировочных занятий и на спортивных соревнованиях.
2. В соответствии с п. 8.1 проекта контракта, товар должен быть изготовлен по индивидуальному запросу Заказчика с учетом требований, изложенных в Техническом задании". 2024-37693 7 Также в составе Технического задания в п. 6.15 установлено требование о соответствии положениям ГОСТ Р 51083-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Кресла-коляски с ручным приводом. Общие технические условия". При этом в соответствии с п.9.1.3 данного государственного стандарта конструкция кресел-колясок в общем случае должна включать в себя систему торможения. Вместе с тем согласно официальным правилам по баскетболу на колясках - "На коляске запрещено использовать любые рулящие устройства, тормоза или передачи".
Таким образом, указанные в государственном стандарте коляски не соответствуют требованиям Заказчика.
Также представитель Заявителя указал, что п.2 Правил включает в себя также указание на то, что медицинские изделия, перечисленные в пункте 11 статьи 4 Соглашения о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначения и медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 г., в том числе медицинские изделия, которые изготовлены по индивидуальным заказам пациентов, к которым предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которые предназначены исключительно для личного использования конкретным пациентом, а также медицинские изделия, которые предназначены для использования на территории международного медицинского кластера или на территориях инновационных научно-технологических центров, не подлежат государственной регистрации в соответствии с частью 5 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно п.8.1 проекта государственного контракта Поставщик гарантирует, что Оборудование, поставленное в соответствии с Контрактом, является новым, неиспользованным, изготовленным по индивидуальному запросу.
Таким образом, закупаемые кресла-коляски предназначены Заказчиком для личного использования конкретными пользователями, что свидетельствует о том, что подобные изделия не подлежат государственной регистрации. При этом Заказчиком не конкретизированы параметры колясок, что не позволяет определить какие именно значения характеристик необходимы Заказчику.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках обжалуемой закупочной процедуры Заказчиком закупается медицинское изделие, в связи с чем Заказчиком установлено требование о необходимости предоставления регистрационного удостоверения. 2024-37693 8 Заказчиком выбран код ОКПД2 30.92.20.000 "Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей", данный код также включен в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Закупаемые спортивные кресла-коляски относятся к средствам реабилитации инвалида, в связи с чем, участники закупки обязаны представить в составе заявки копии регистрационных удостоверений на медицинские изделия. Так например, Заказчиком представлены сведения о креслах-колясках зарегистрированных по РУ NФСЗ 2009/04780 от 13.08.2009 и NФСЗ 2011/11263 от 14.07.2022.
Также представитель Заказчика указал, что Заказчику не требуется производство колясок по индивидуальным размерам. Заказчиком установлен широкий диапазон регулировок в рамках которых возможна настройка кресел- колясок под конкретных пользователей. Вместе с тем представитель Заявителя в отношении медицинских изделий указанных Заказчиком пояснил, что медицинские изделия по регистрационным удостоверениям NФСЗ 2009/04780 от 13.08.2009 и NФСЗ 2011/11263 от 14.07.2022 не соответствуют потребности Заказчика. Так, в составе инструкций на данные изделия не следуют, что данные кресла-коляски являются спортивными и предназначенными для игры в баскетбол. Кроме того, инструкции содержат указание на наличие тормозов, что согласно официальным правилам по баскетболу на колясках не позволяет использовать данные коляски.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4, ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией управления установлено следующее. В составе извещения Заказчиком установлены ограничения, предусмотренные положениями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617). 2024-37693 9 Одновременно с этим Заказчиком установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, установленные Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N102).
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. 2024-37693 10 П.1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Так, в Перечень включен п.174 ОКПД2 30.92.20 Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей (в отношении кресел-колясок с электроприводом, соответствующих коду 208480 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации). Абз.2 п.1 Постановления N102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень отдельных видов медицинских изделий). Так, в Перечень отдельных видов медицинских изделий включен ОКПД2 30.92.20 Коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей (за исключением кресел-колясок с электроприводом, соответствующих коду 208480 вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Таким образом, Заказчиком одновременно установлены два взаимоисключающих друг друга ограничения.
На основании вышеуказанного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании закупочной процедуры, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-37693 11
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КомплексСпорт" на действия ГБУ ДО "Московская баскетбольная академия" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.14, п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Кутейников А.И. Рахматуллаев Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-37693
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 августа 2024 г. N 077/06/106-10836/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2024