Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - руководитель управления;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в отсутствие:
Заказчика - МБОУ ДО "Дом детского творчества Первомайского района" (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
ООО ЧОО "Щит" (далее - Исполнитель, Общество), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика - МБОУ ДО "Дом детского творчества Первомайского района" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО ЧОО "Щит" (ИНН0278205515) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N зз-0016-24914 - 2024 "Оказание услуг по физической охране" (номер извещения в ЕИС -0813500000124009355)(далее - Закупка), и на проведение внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
06.06.2024 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере - 883 200,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.06.2024 NИЗК1 было подано четыре заявки на участие. Победителем признано ООО ЧОО "Щит"
18.06.2024 был заключен контракт между Исполнителем и Заказчиком по оказанию охранных услуг (далее - Контракт).
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно письменный пояснениями Общества, акты выявленных нарушений и решение об одностороннем отказе Заказчиком в адрес Общества посредством электронной почты не направлялись, что является злоупотребление правом со стороны Заказчика. Заказчиком до вступления решения об одностороннем отказа в силу заключен договор об охране с другой охранной организацией, что является нарушением процедуры расторжения Контракта. Также Заказчик оплатил этап контракта, по которому составлены акты выявленных нарушений.
В силу пункта 1.1. Контракта объект закупки: Оказание услуг по физической охране. По настоящему контракту Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта срок оказания услуг: с 01.07.2024 г. по 31.12.2024 г. Срок оказания услуг по отдельным этапам исполнения контракта: этапом оказания услуг является календарный месяц.
В силу 2.2. пункта технического задания время охраны / количество человек на посту - ежедневно, круглосуточно / 1 человек на посту;
Согласно 4.11. пункта технического задания к грубым нарушениям Исполнителем требований к оказанию услуг, предусмотренных настоящим Техническим заданием, относятся:
- самовольное (несанкционированное) оставление сотрудником охраны поста охраны (объекта охраны);
- отсутствие у сотрудника охраны специальной форменной одежды;
В соответствии с пунктом 5.1. технического задания до приемки объекта под физическую охрану Исполнитель должен:
- утвердить график несения службы на объекте охраны и согласовать его с Заказчиком;
05.07.2024 Заказчиком был составлен акт выявленных нарушений, согласно которому с 11:45 05.07.2024 до 16:30 на посту отсутствовали охранники.
22.07.2024 Заказчиком был составлен акт выявленных нарушений, согласно которому на момент 09:15 22.07.2024 охранник на посту отсутствовал. У сотрудников организации отсутствовала фирменная форма, Исполнителем не предоставлен график несения службы на объекте, не предоставлены документы по каждому сотруднику охраны.
23.07.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
В силу пункта 3 части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи 738 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Согласно части 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Изучив предоставленные пояснения и доказательства, Комиссия пришла к выводу, что Исполнителем были допущены неоднократные существенные нарушения исполнения Контракта: отсутствие охранников на посту, не предоставление графика, отсутствие у охранников фирменное формы одежды, что подтверждается актами выявленных нарушений.
Исполнителем на заседании Комиссии не предоставлено доказательств, что в десятидневный период с момента принятия Заказчиком одностороннего отказа до вступления решения в силу, Обществом были предприняты действия по устранению нарушений, а именно по передаче Заказчику графика, а также выставление поста охраны.
Опровергая довод Исполнителя о том, что Заказчик заключил новый контракт на охранные услуги, необходимо отметить, что Исполнителем на заселение Комиссии не предоставлено доказательств, что Заказчик препятствовал Исполнителю выполнять свои обязанности по Контракту, в частности, не допускал сотрудников до объекта охраны, не принимал документы. Данные обстоятельства зафиксированы Исполнителем не были.
Опровергая довод Исполнителя об оплате этапа, следует отметить, что согласно сведениям ЕИС, этап не был принят и оплачен в полном объеме.
Опровергая довод Общества о том, что решение по одностороннему отказу не было направлено Исполнителю посредством электронной почты, необходимо отметить, что в силу пункта 3 части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе размещение Заказчиком в ЕИС решения об одностороннем отказе является надлежащим уведомлением Исполнителя об одностороннем отказе.
Таким образом, поведение Исполнителя нельзя считать добросовестными.
Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО ЧОО "Щит" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО ЧОО "Щит" (ИНН 0278205515) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N зз-0016-24914 - 2024 "Оказание услуг по физической охране" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124009355) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОО "Щит" (ИНН0 278205515) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
02.08.2024 |
07.08.2024 |
07.08.2024 |
0 |
09.08.2024 |
16.08.2024 |
13.08.2024 |
0 |
16.08.2024 |
16.08.2024 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 13 августа 2024 г. N 018/06/104-706/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2024