Резолютивная часть решения объявлена 12.08.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 12.08.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии:<_>; <_>;
в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения Комитета по управлению муниципальным имуществом, строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Тайшетского района (далее - Заказчик) ходатайство от 08.08.2024 г. о рассмотрении обращения в отсутствии Заказчика;
в отсутствии надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения представителей Благотворительного общественного движения помощи бездомным животным "жизнь" города Нижнеудинска (далее - БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска, Участник закупки);
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Благотворительного общественного движения помощи бездомным животным "жизнь" города Нижнеудинска (далее - Участник закупки) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением победителя от заключения контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме "Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Тайшетский район" Иркутской области", извещение N0134300026324000157 (далее - электронный аукци
он), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 06 августа 2024 года поступило обращение заказчика о включении информации в отношении БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска в Реестр.
В соответствии с доводами обращения Заказчика БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска на электронной площадке подписан проект контракта, а также размещен документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Однако БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска не исполнены требования части 1 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ, а именно одновременно с подписанным проектом контракта, участник не предоставил обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер. Указанное обстоятельство послужило причиной признания лица уклонившимся от заключения контракта.
БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам электронного аукциона с приложением подтверждающих документов, запрашиваемые в уведомлении N038/921/24 от 06.08.2024 г. Иркутского УФАС России. Согласно представленным пояснениям, у участника закупки отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта.
Комиссия, изучив изложенные обстоятельства, а также представленные участником закупки документы, приходит к выводу об отсутствии у БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска умысла в уклонении от подписания проекта контракта.
Из материалов дела также следует, что БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска предпринимались действия, направленные на заключение контракта по итогам электронного аукциона и свидетельствующие о заинтересованности участника закупки в заключении такого контракта.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком 18 июля 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение об осуществлении электронного аукциона N0134300026324000157 "Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории муниципального образования "Тайшетский район" Иркутской области" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 533 909 рублей 00 копеек.
Датой окончания срока подачи заявок является 26 июля 2024 года.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.07.2024 NИЭА1 на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки.
Минимальное ценовое предложение поступило от участника N117022176 - 12 203 рублей 54 копейки (БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска), тем самым снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 67,00%.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.07.2024 NИЭА1 размещен заказчиком в Единой информационной системе 26 июля 2024 года.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 26 июля 2024 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки в случаях, предусмотренных статьей 37 Федерального закона N44-ФЗ, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
28 июня 2024 года по результатам проведенной процедуры аукциона победителем был признан участник закупки БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска, предложивший цену контракта 12 203 рублей 74 копейки, что является снижением более двадцати пяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта.
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу части 3 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Таким образом, с учетом положений Федерального закона N44-ФЗ, БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска, необходимо было подписать представленный проект контракта, представить обеспечение исполнения контракта и обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер предусмотренных часть 1 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ до 02 августа 2024 года (включительно).
Комиссией установлено, что 02 августа 2024 года участник закупки подписал проект контракта, в качестве обеспечения исполнения контракта перечислена сумма в размере 126 695 рублей 45 копеек, что подтверждается платежным поручением N40 от 02.08.2024 г.
Вместе с тем, БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска в установленный срок для заключения контракта не предоставил обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер.
Следовательно, БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N44-ФЗ, так как им не было представлено обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер, что явилось основанием для признания участника уклонившимся от заключения контракта.
05 августа 2024 года Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъясняет, что требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях; что, если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Таким образом, БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска, принимая участие в закупке, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для нее неблагоприятных последствий в случае не подписания проекта контракта.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения информации в отношении БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска, поскольку его недобросовестность и отсутствие у него намерения на заключение контракта не подтверждается имеющимися материалами дела.
Из пояснений БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска следует, что у него присутствовало намерение заключить контракт и исполнить его в полном объеме, о чем свидетельствует подписанный проект контракта и представленное обеспечение исполнения контракта перечислена сумма в размере 126 695 рублей 45 копеек, что подтверждается платежным поручением N40 от 02.08.2024 г.
Комиссией установлено, что БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска за пределами регламентированного срока для подписания проекта контракта перечислило в адрес Заказчика обеспечение исполнения контракта в размере 126 695 рублей 45 копеек, что подтверждается платежным поручением N41 от 05.08.2024 г.
В силу изложенных обстоятельств, Комиссия, исходя из анализа представленных БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска сторонами документов, не усматривает в действиях участника закупки умышленных виновных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, следовательно, вопрос о включении сведений в реестр не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности.
Из смысла статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии доказательств, подтверждающих намерение БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска отказаться от заключения контракта и недобросовестности его поведения.
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении БОД ПБЖ "ЖИЗНЬ" г. Нижнеудинска в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Благотворительного общественного движения помощи бездомным животным "жизнь" города Нижнеудинска (<_>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителе Благотворительного общественного движения помощи бездомным животным "жизнь" города Нижнеудинска (<_>), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
<_> |
|
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 12 августа 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2024