Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 05.08.2024 N 238/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "НЖ-Проект" (ИНН 3123459745)" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителя заказчика - ОГБУ "УКС Белгородской области" (по доверенности), директора ООО "НЖ-Проект" - (предъявлен паспорт), рассмотрев обращение ОГБУ "УКС Белгородской области" о включении информации об ООО "НЖ-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения закупки у единственного поставщика "Выполнение проектных и изыскательских работ для объекта : "Строительство ДС Космос в г.Белгороде"" (ИКЗ 222312301229831230100103610014110407),
УСТАНОВИЛА:
ОГБУ "УКС Белгородской области" в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "НЖ-Проект" (ИНН 3123459745) (далее - Исполнитель) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
14.09.2022 в соответствии с требованиями пп. "г" п.2 Постановления Правительства Белгородской области от 21.03.2022 N141-пп, на основании распоряжения Правительства Белгородской области от 22.08.2022 N 608-рп между ОГБУ "УКС Белгородской области" и ООО "НЖ-Проект" заключен контракт N 13/739 на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту: "Строительство ДС Космос в г.Белгороде", цена которого составила 19 368 085 рублей 00 копеек, НДС не облагается (далее - Контракт).
Из содержания пункта 1.1. Контракта следует, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению проектных и изыскательских работ в составе и в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N 1 к настоящему Контракту), технологическим заданием (Приложение N 2 к настоящему Контракту), сметным расчетом (Приложение N 3 к настоящему Контракту) и условиями настоящего Контракта по объекту: "Строительство ДС Космос в г.Белгороде". Исполнитель обязан выполнить работы по инженерным изысканиям лично, либо с привлечением соисполнителя обладающего специальной правоспособностью (членством в СРО по изысканиям) осуществлять соответствующие виды работ.
Согласно пункту 1.2 Контракта сроки выполнения работ: начало: на следующий день после заключения Контракта; окончание: в течение 228 календарных дней с даты заключения Контракта (с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости).
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта Исполнитель обязан согласовать готовую проектную документацию со всеми компетентными государственными органами и органами местного самоуправления, иными организациями.
Согласно пункту 3.2 Контракта перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче Исполнителем Заказчику и в целом по Контракту, определен заданием на проектирование и сметным расчетом, являющимся неотъемлемой частью Контракта, в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3.5 Контракта Заказчик передает необходимые для проектирования исходные данные в десятидневный срок с момента подписания настоящего Контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 5.2 Контракта его Расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик, посчитав, что Исполнитель ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по контракту, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное условиями Контракта (пункт 5.2 Контракта), руководствуясь положениями гражданского законодательства, статьей 95 Закона о контрактной системе 26.06.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В рассматриваемом случае, в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок, порядок направления решения установлен частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.2. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком в ходе проведения мониторинга официального сайта www.pochta.ru 17.07.2024 получена информация вручении адресату направленного решения об одностороннем отказе по адресу ООО "НЖ-Проект", указанному в Контракте, следовательно, датой надлежащего уведомления является 17.07.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что решение об одностороннем отказе от заключения контракта вступило в законную силу 30.07.2024.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "НЖ-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 31.07.2024, что соответствует требованиям части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно решению об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта от 26.06.2024 N255-11/3766, по состоянию на 25.06.2024 ООО "НЖ-Проект" не исполнило свои обязательства по Контракту, а именно, Заказчику не предоставлена проектная документация, согласованная со всеми компетентными государственными органами и органами местного самоуправления, иными организациями, отсутствует положительное заключение государственной экспертизы.
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
На заседание Комиссии ООО "НЖ-Проект" в материалы дела представлены письменные пояснения, подтверждающие отсутствие недобросовестных действий при исполнении Контракта, с копиями подтверждающих документов.
Согласно письму N255-07/8131 от 16.09.2022 Заказчиком в адрес ООО "НЖ-Проект" направлены следующие исходные данные: технологическое задание; задание на проектирование; выписки из ЕГРН на земельный участок; технический паспорт; письмо N30-17/2180 от 27.06.2022 Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области; письмо N31-06/1878 от 27.06.2022 Управления ветеринарии Белгородской области; письмо N41-04/01-52 от 16.08.2022 Управления ландшафтного дизайна и охраны окружающей среды; заключение по результатам инженерного обследования здания.
Письмом от 25.10.2022 года N432 ООО "НЖ-Проект" уведомило Заказчика о том, что по состоянию на 24.10.2022 года Заказчиком не предоставлен Исполнителю градостроительный план земельного участка по Объекту и технические условия. В соответствии со ст.719 ГК РФ, Исполнитель указанным письмом уведомил ОГБУ "УКС Белгородской области" о приостановке выполнения работ до момента предоставления исходных данных.
Указанные обстоятельства являются препятствием для получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, и выполнения работ в установленный Контрактом срок.
Заказчик в ответ на письмо ООО "НЖ-Проект" N432 от 25.10.2022 о приостановке работ направил в адрес Исполнителя следующие исходные данные: градостроительные планы земельных участков NN РФ-31-2-16-1-00-2022-0297 от 04.08.2022; РФ-31-2-16-1-00-2022-0298 от 04.08.2022; РФ-31-2-16-1-00-2022-0299 от 04.08.2022; РФ-31-2-16-1-00-2022-0300 от 04.08.2022, а также дополнительно сообщил, что технические условия будут переданы в адрес Исполнителя после предоставления их ресурсоснабжающими организациями в адрес управления.
Несмотря на приостановку работ по контракту в части, не зависящей от наличия указанных исходных данных, Исполнитель продолжал производство работ. Письмом от 16.12.2022 N511 ООО "НЖ-Проект" направил в адрес заинтересованных сторон планировочные решения по объекту на согласование. По итогам совещаний ООО "НЖ-Проект" также вносило изменения в планировочные решения по просьбе эксплуатирующего объект учреждения, о чем свидетельствуют письма от 26.01.2023 N 20 и N38 от 15.02.2023.
17.02.2023 письмом N 42 Исполнитель запрашивал у Заказчика исходно разрешительную документацию, необходимую для производства работ, а также уведомлял о приостановке работ до момента её передачи.
22.02.2023 письмом с исх. N 18-1-7/235-18-91 Министерство спорта Белгородской области уведомило ООО "НЖ-Проект" о том, что по Объекту будут внесены изменения в техническое задание. Разъяснения заказчика на этот счет в адрес Исполнителя не поступали.
27.02.2023 письмом N 45 ООО "НЖ-Проект" запросил у исполнителя объединенный ГПЗУ участка проектирования, параллельно уведомляя о таком запросе Заместителя губернатора Белгородской области.
16.03.2023 письмом N 66 Исполнитель запрашивал у Заказчика исходноразрешительную документацию, необходимую для производства работ, а также уведомлял о приостановке работ до момента её передачи.
07.04.2023 письмом от N 89 ООО "НЖ-Проект" передавал заказчику согласованный топографический план.
07.04.2023 письмом N 92 Исполнитель запрашивал у Заказчика заключение о техническом состоянии объекта, соответствующее требованиям нормативной документации. В соответствии с условиями контракта, данный документ передавался в адрес Исполнителя в качестве исходных данных.
18.04.2023 письмом N103 Исполнитель запрашивал измененное техническое задание или просил предоставить срок предоставления задания.
25.04.2023 письмом с исх. N 18-1-7/622-18-185 министерство спорта Белгородской области уведомило, что утверждение откорректированного технического задания планируется в срок до 15 мая 2023 года.
10.05.2023 письмом N 130 ООО "НЖ-Проект" запросил у Заказчика необходимую исходно-разрешительную документацию, и уведомил о продолжении приостановки работ.
17.05.2023 в письме N 152 ООО "НЖ-Проект" повторно запросил у заинтересованных сторон откорректированное техническое задание.
10.07.2023 в письме N 179, 21.07.2023 письмом N 188, 14.08.2023 в письме N 204, 30.08.2023 письмом N 209, 19.09.2023 в письме N 222, 07.12.2023 в письме N 265 Исполнитель повторно уведомляет Заказчика об отсутствии необходимой для работы исходно-разрешительной документации, а также о приостановке работ.
Заказчиком в материалы дела представлено письмо N255-07/9428 от 23.11.2023, которым в адрес ООО "НЖ-Проект" направлено утвержденное в 2023 году министром спорта Белгородской области техническое задание, вместе с тем, срок исполнения обязательств по контракту в течение 228 календарных дней с даты заключения Контракта (с учетом получения положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий, включая проверку достоверности определения сметной стоимости) (п.1.2 Контракта).
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что в процессе исполнения Контракта Исполнитель предпринимал все зависящие от него меры, направленные на надлежащее исполнение условий заключенного Контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия отмечает, что внесение сведений об ООО "НЖ-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную принудительную меру. Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов лиц, размещающих заявки на участие в закупках.
В соответствии с подпунктом а) пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, Комиссия, заслушав пояснения Заказчика, исследовав в совокупности представленные документы, руководствуясь принципом соразмерности, справедливости, адекватности, и дифференциацией ответственности в зависимости от тяжести содеянного, а также учитывая негативные последствия для хозяйствующих субъектов, которые наступают при включении соответствующей информации в реестр недобросовестных поставщиков, считает возможным информацию, представленную Заказчиком в отношении ООО "НЖ-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков не включать, так как представленные документы свидетельствуют о принятии мер к исполнению Контракта и не подтверждают намеренного уклонения ООО "НЖ-Проект" от исполнения Контракта.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 95, 104, Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию ОГБУ "УКС Белгородской области" в отношении ООО "НЖ-Проект" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Передать материалы дела в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в управление государственного финансового контроля Белгородской области для проведения проверки действий Заказчика по соблюдению предусмотренных Законом о контрактной системе требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдению условий контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 8 августа 2024 г. N 031/10/104-390/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.08.2024