Аппараты ИВЛ входят в перечень промышленных товаров иностранного производства, в отношении которых в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Согласно примечанию 33 к приложению к постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 установлены требования в отношении аппаратов ИВЛ к минимальному количеству баллов. В реестр промышленной продукции включены шесть разных изделий с наименованием "аппарат ИВЛ", при этом баллы данным изделиям не присвоены. Аппараты ИВЛ необходимо закупать только из реестра и одновременно требовать определенное количество баллов, а в реестре у всех аппаратов ИВЛ баллы отсутствуют.
Как провести закупку аппарата ИВЛ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требования к совокупному количеству баллов, предусмотренные в отношении указанной в вопросе продукции, не распространяются на промышленную продукцию, включенную в реестр российской промышленной продукции до 10 октября 2023 года. В целях осуществления указанной в вопросе закупки заказчику может потребоваться получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление N 616) установлен запрет закупки промышленных товаров, предусмотренных прилагаемым к данному постановлению перечнем (далее - Перечень N 616), происходящих из иностранных государств, в том числе аппаратов искусственной вентиляции легких, классифицируемых кодами ОКПД 2 32.50.21.121, 32.50.21.122, 32.50.21.123, и соответствующих кодам вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий 232870, 232890.
Случаи-исключения, в которых запрет на закупку товаров, включенных в Перечень N 616, не применяется, перечислены в п. 3, п. 18 Постановления N 616. В частности, указанный запрет не применяется при отсутствии на территории РФ производства промышленного товара, которое подтверждается разрешением Минпромторга России (подп. "а" п. 3 Постановления N 616). Также запрет не применяется в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 300 тыс. руб., и совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн руб., за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 28, 50, 142, 145 и 147 Перечня N 616 (подп. "б" п. 3 Постановления N 616, смотрите также письмо Минфина России от 15.06.2020 N 24-05-07/51216, письмо Минпромторга России от 24.07.2020 N ПГ-12-9638)).
Соответственно, заказчик обязан установить запрет допуска промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, включенных в Перечень N 616, в том числе указанных в вопросе, за исключением случаев неприменения запрета в соответствии с п. 3 Постановления N 616.
В целях реализации Постановления N 616 подтверждением производства продукции на территории РФ является наличие сведений о такой продукции в реестре российской промышленной продукции; подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена ЕАЭС является наличие сведений о такой продукции в реестре евразийской промышленной продукции (подп. "а" и "б" п. 6 Постановления N 616).
Согласно п. 10 Постановления N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
- в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий)). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
- в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
При этом в силу абзаца 4 п. 10 Постановления N 616 в случае представления участником закупки в составе заявки информации из соответствующего реестра без указания совокупного количества баллов или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 (далее - Постановление N 719) или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Исключения из этого правила предусмотрены самим п. 10 и п. 10.2 Постановления N 616, а именно:
- номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции и единого реестра российской радиоэлектронной продукции не представляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр российской промышленной продукции и в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
- номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, евразийского реестра промышленных товаров, предусмотренные абзацами вторым и третьим п. 10 данного постановления, не представляются при осуществлении закупок для нужд обороны страны и безопасности государства промышленных товаров, подпадающих под запрет, установленный п. 2 данного постановления, за исключением промышленных товаров, предусмотренных Перечнем N 616. Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением промышленных товаров, предусмотренных Перечнем N 616, требованиям, установленным Постановлением N 616, участник закупки в составе заявки на участие в закупке указывает (декларирует) страну происхождения товара.
Таким образом, по общему правилу в случае установления заказчиком запрета на допуск промышленных товаров в соответствии с требованиями Постановления N 616 участники закупки обязаны указать в составе заявки номера реестровых записей из соответствующих реестров, а также при необходимости информацию о совокупном количестве баллов. При этом заявка, в которой отсутствует указанная информация, должна быть признана не соответствующей требованиям, установленным извещением (смотрите письмо Минфина России от 12 августа 2020 г. N 24-03-06/70581).
Согласно примечанию 33 к Требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации (приложение к Постановлению N 719) (далее - примечание 33), вступившему в силу 10 октября 2023 года, определено количество баллов за выполнение на территориях стран - членов Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий) в целях отнесения отдельных видов продукции медицинской промышленности к продукции, произведенной на территории Российской Федерации. Так, в отношении аппаратов искусственной вентиляции легких (соответствующих кодам ОКПД 3 32.50.21.121, 32.50.21.122, 32.50.21.123) определены следующие требования: 2023 год - не менее 65 баллов, 2024 год - не менее 75 баллов, с 2025 года - не менее 75 баллов. Следовательно, в рассматриваемом случае для подтверждения соответствия требованиям, установленным Постановлением N 616, заявка участника должна включать информацию о совокупном количестве баллов согласно установленным примечанием 33 требованиям.
Вместе с тем в соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 08.08.2023 N 1293 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719", согласно положениям которого приложение к Постановлению N 719 было дополнено примечанием 33, установлено, что выданные Минпромторгом России до вступления в силу указанного постановления заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации*(1) в отношении продукции, включенной в раздел VII приложения к Постановлению N 719, действительны до окончания установленного срока их действия. Поэтому требования к совокупному количеству баллов, предусмотренные примечанием 33, не распространяются на промышленную продукцию, включенную в реестр российской промышленной продукции до 10 октября 2023 года. На указанную продукцию не распространяется и требование об указании в заявке совокупного количества баллов (смотрите решение УФАС по Кировской области от 29 марта 2024 г. N 043/06/106-280/2024, решение УФАС по Новосибирской области от 23 января 2024 г. N 054/06/14-148/2024). При этом сказанное не относится к продукции, включенной в данный реестр, начиная с указанной даты (смотрите решение УФАС по Саратовской области от 20 марта 2024 г. N 064/06/48-365/2024).
Добавим также, что отсутствие промышленных товаров, составляющих объект закупки, в указанных реестрах (в том числе несоответствие имеющихся реестровых записей требованиям о минимальном количестве баллов) не является и основанием для освобождения заказчика от обязанности применить запрет. При этом, по мнению представителей Минпромторга России, в случае необходимости осуществления закупки промышленной продукции, включенной в Перечень N 616, но не содержащейся в реестрах промышленной продукции, заказчикам необходимо получить разрешение на закупку иностранного товара (смотрите письмо Минпромторга России от 28 июля 2020 г. N ОВ-53569/12, письмо Минпромторга России от 20 октября 2023 г. N КА-112797/20, письмо Минпромторга России и ФАС России от 12 августа 2022 г. NN УА-77839/12, ПИ/76184/22, письмо Минпромторга России от 28 декабря 2021 г. N 115778/12). Порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара утвержден приказом Минпромторга России от 29 мая 2020 г. N 1755.
Таким образом, в целях осуществления закупки промышленной продукции, включенной в Перечень N 616, однако сведения о которой отсутствуют в реестрах промышленной продукции либо имеющиеся реестровые записи не соответствуют установленным требованиям, если отсутствуют иные основания для неприменения запрета, заказчику следует получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Ответ прошел контроль качества
22 апреля 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 7 Постановления N 616 основанием для включения продукции в реестр российской промышленной продукции является заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), указанное заключение содержит информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Постановлением N 719.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"