Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, И.И. Николаева, с участием заявителя - народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева, представителя Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) - руководителя департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) Г.И. Телегиной, представителей Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) - заместителя министра З.С. Максимовой и руководителя правового отдела И.А. Федоровой, директора государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Капитоновский дом-интернат для престарелых и инвалидов" И.В. Коротких, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - ведущего специалиста отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации П.С. Сивцевой рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 8 порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2014 года N 309 "Об утверждении порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарева. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) оспариваемые заявителем нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.Г. Кононова, объяснения сторон, выступления представителей государственных органов, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В Конституционный суд Республики Саха (Якутия) обратился народный депутат Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарев с ходатайством о проверке конституционности пункта 8 порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2014 года N 309 "Об утверждении порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия)", согласно которому размер ежемесячной платы за социальные услуги, предоставляемые гражданам, за исключением получателей социальных услуг, указанных в статьей 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 22 января 2015 года 1404-З N 363-V "О социальном обслуживании граждан в Республике Саха (Якутия)", для получателей, являющихся ветеранами Великой Отечественной войны, и приравненных к ним лиц не может превышать 50 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг; для остальных категорий граждан - не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Народный депутат Республики Саха (Якутия) В.Н. Губарев, оспаривая конституционность настоящего пункта, полагает, что установленная им дифференциация размера ежемесячной платы за социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), в зависимости от категории граждан - получателей социальных услуг противоречит статье 15 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), согласно которой граждане и лица, не являющиеся гражданами и находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, возраста, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и вида занятий, места жительства и других обстоятельств, поскольку предусматривает разные размеры ежемесячной платы за социальные услуги, предоставляемые в равной мере и одинаковом качестве гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), в зависимости от категории этих граждан - получателей социальных услуг.
По мнению заявителя, размер ежемесячной платы за социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), который не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, является несоразмерным и согласно конституционному принципу правового равенства граждан, закрепляемому статьей 15 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), должен быть равным размеру ежемесячной платы за социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), являющимся ветеранами Великой Отечественной войны, и приравненным к ним лицам, то есть не может превышать 50 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Как следует из статей 3, 86, 96, 97 и 99 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд Республики Саха (Якутия) принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, при этом Конституционный суд Республики Саха (Якутия) не связан при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в обращении, и принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Следовательно, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу является пункт 8 Порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2014 года N 309 "Об утверждении порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия)".
2. В Российской Федерации, как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Приведенные положения Конституции Российской Федерации предопределяют создание системы социальной защиты тех категорий граждан, которые в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств нуждаются в государственной поддержке. Обеспечение эффективности функционирования этой системы, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений, связанных с предоставляемыми гражданам мерами социальной защиты, отнесено к полномочиям законодателя.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, выборе критериев их дифференциации, регламентации условий предоставления; он вправе также избирать и изменять формы (способы) их предоставления - денежную или натуральную (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П).
Важнейшим элементом социального обеспечения является государственная социальная помощь, которая в соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации устанавливается законом. Определяя в законе правовые основания государственной социальной помощи, ее виды, условия, формы и порядок предоставления, законодатель вправе устанавливать как общие условия предоставления государственной социальной помощи, так и особенности приобретения права на государственную социальную помощь, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий ее предоставления в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом (преамбула).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "настоящим Федеральным законом" имеется в виду "указанным Федеральным законом"
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь представляет собой предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (статья 5, часть 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
Права и обязанности граждан - получателей социальных услуг устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", регулирующим полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан (статья 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной или стационарной форме. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания (статья 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением несовершеннолетних детей и лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов, а также иных категорий граждан, которым социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг (статья 31 и 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации").
3. Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации координацию вопросов здравоохранения; защиту семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение (пункт "ж" части 1 статьи 72).
Федеральный законодатель, реализуя конституционные положения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, устанавливая конкретные формы участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении социальной защиты граждан, делегировал субъектам Российской Федерации полномочия по регулированию отношений в сфере социального обслуживания граждан. Так, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим федеральным законом, в том числе утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "настоящим Федеральным законом" имеется в виду "указанным Федеральным законом"
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включая социальную защиту, предполагает осуществление субъектами Российской Федерации регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к компетенции субъектов Российской Федерации, в том числе утверждение размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, который должен рассчитываться на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Статья 40 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) закрепляет, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) закрепляются в Конституции Республики Саха (Якутия). Законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) принимаются в соответствии с федеральными законами, определяющими их общие принципы. Решение вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), осуществляется между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) на основе договоров и соглашений, а также специальных процедур согласования решений и их исполнения.
В ведении Республики Саха (Якутия) находится управление системой народного образования, культурными и научными организациями и учреждениями Республики Саха (Якутия), системой здравоохранения, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана документального наследия, памятников истории и культуры (пункт 11 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)).
Статья 23 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) закрепляет право каждого на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, рождения ребенка, полной или частичной утраты трудоспособности, безработицы, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) гарантирует право на охрану здоровья, на бесплатное медицинское обслуживание в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, организация которых осуществляется с учетом специфики жизни на Севере (статья 25).
Правительство Республики Саха (Якутия), осуществляя свои дискреционные полномочия, предоставленные субъектам Российской Федерации федеральными законами, постановлением от 9 сентября 2014 года N 309 "Об утверждении порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия)" утвердило порядок оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), в пункте 8 которого установило размер ежемесячной платы за социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), не превышающий 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
Законодатель Республики Саха (Якутия) в целях реализации положений статей 8 и 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", регулируя отношения в сфере социального обслуживания граждан в Республике Саха (Якутия), приняв Закон Республики Саха (Якутия) от 22 января 2015 года 1404-З N 363-V "О социальном обслуживании граждан в Республике Саха (Якутия)", установил, что к полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в сфере социального обслуживания относится утверждение размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания (пункт 8 статьи 5).
Таким образом, Правительство Республики Саха (Якутия), урегулировав порядок оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), в том числе установив размер ежемесячной платы за социальные услуги, не превышающий 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, действовало в пределах своей компетенции и в рамках конституционных полномочий Республики Саха (Якутия), как субъекта Российской Федерации, в сфере социальной защиты, включающей социальное обеспечение, находящейся согласно Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72), в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Проверка критериев соразмерности, достаточности и равноценности размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - получателей социальных услуг, утвержденного Правительством Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральными законоположениями, с учетом всей совокупности предоставляемых мер социальной поддержки этим гражданам, не может быть осуществлена в порядке конституционного судопроизводства, поскольку не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Саха (Якутия) согласно статье 3 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве".
4. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное обслуживание осуществляется на принципе равного, свободного доступа граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П,от 20 декабря 2010 года N 21-П и др.).
В сфере социального обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в социальных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания. Критерии, лежащие в основе установления норм социального обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, то есть сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть взаимообусловлены.
На Российскую Федерацию, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека как высшей ценности, возлагается обязанность гарантировать гражданам, исполнившим свой долг по защите Отечества, почет и уважение в обществе, а также надлежащий уровень социальной защиты, обеспечивающий им условия для активной и полноценной жизни (статьи 2, 7, часть 1 статьи 39).
Во исполнение данной обязанности, предопределенной историческими традициями народов России, в основе которых лежит почитание предков, передавших последующим поколениям любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость (преамбула Конституции Российской Федерации), органы государственной власти Республики Саха (Якутия), стремясь максимально степени# учесть заслуги перед народом и Отечеством поколения, победившего в Великой Отечественной войне и принявшего на себя все ее тяготы, а также с целью обеспечить повышенную социальную защиту выделили ветеранов Великой Отечественной войны в особую категорию граждан - получателей социальных услуг в качестве одной из дополнительных мер их социальной поддержки.
Практика правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к полномочиям субъектов Российской Федерации, показывает, что во многих субъектах Российской Федерации, так же, как и в Республике Саха (Якутия), утвержден размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания гражданам, являющимся ветеранами Великой Отечественной войны, не превышающий 50 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг (Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Московская область, Сахалинская область, Пермский край и др.).
Таким образом, пункт 8 Порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2014 года N 309 "Об утверждении порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия)", устанавливающий предельный размер ежемесячной платы за социальные услуги, предоставляемые гражданам, являющимся ветеранами Великой Отечественной войны, и приравненным к ним лицам, в целях признания особых заслуг перед обществом ветеранов Великой Отечественной войны закрепляет правовые гарантии их социальной защиты, следовательно, обеспечивает реализацию соответствующих мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Такие меры социальной поддержки, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, с течением времени не остаются неизменными, могут носить единовременный и адресный характер, что не исключает возможности их дифференциации с учетом статусных характеристик ветеранов Великой Отечественной войны не только на уровне Российской Федерации, но и на региональном и местном уровнях (определения от 20 ноября 2003 года N, от 4 апреля 2006 года N 89-О). По смыслу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации, правовое регулирование в сфере социальной защиты ветеранов, должно основываться не только на предписаниях статей 7 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, направленных на создание условий, обеспечивающих им достойную жизнь и гарантирующих социальную защищенность, но и на положениях преамбулы, статей 21 (часть 1) и 59 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих обязанность государства охранять достоинство личности таких граждан, в том числе посредством признания их заслуг в соответствии с понесенными жертвами и лишениями (постановления от 15 ноября 2011 года N 24-П, от 06 февраля 2014 года N 2-П).
Вместе с тем, дополнительные меры социальной поддержки ветеранов, установленные законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, согласно статье 10 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Следовательно, органы государственной власти Республики Саха (Якутия), действуя в рамках своей компетенции и вытекающего из Конституции Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляя регулирование в сфере социальной защиты, при определении конкретных правовых механизмов социальной поддержки отдельных категорий граждан обязаны учитывать имеющиеся бюджетные возможности Республики Саха (Якутия).
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и федеральные законоположения, предусматривающие, что субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, являющиеся их расходными обязательствами, предполагают возложение на субъекты Российской Федерации, которые, как следует из взаимосвязанных положений статей 1, 2, 7, 18 и 72 Конституции Российской Федерации, совместно с Российской Федерацией в меру своих конституционных полномочий участвуют в реализации функций социального государства, соответствующих обязанностей и ответственности в сфере социальной защиты.
Вместе с тем ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Саха (Якутия), в сфере социальной защиты не исключает конституционной обязанности трудоспособных граждан, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных родителях и оказывать им помощь (часть 3 статьи 38 Конституции Российской Федерации, статья 34 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия)).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 85, 86, 87, 91, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать пункт 8 Порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), утвержденный постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2014 года N 309 "Об утверждении порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия)", не противоречащим Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку правовое регулирование порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), в том числе определение размера ежемесячной платы за социальные услуги, осуществляется в пределах дискреционной компетенции Правительства Республики Саха (Якутия) и конституционных полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты, включающей социальное обеспечение.
2. Признание пункта 8 Порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2014 года N 309 "Об утверждении порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия)", не противоречащим Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) не исключает правомочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) предусмотреть в рамках своей компетенции с учетом положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и основанных на них правовых позиций Конституционного суда Республики Саха (Якутия), выраженных в настоящем постановлении, исходя из имеющихся бюджетных возможностей Республики Саха (Якутия), в действующем правовом регулировании дополнительные меры социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия).
3. Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, его юридическая сила не может быть преодолена актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
4. Настоящее постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)".
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
г. Якутск, 23 мая 2017 года
N 2-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 23 мая 2017 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности пункта 8 Порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2014 года N 309 "Об утверждении Порядка оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления опубликован в парламентской газете "Ил Тумэн" от 26 мая 2017 г. N 20, в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 31 мая 2017 г. N 21, в "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 28 июня 2017 г. N 20