Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
от 9 ноября 2017 года N 1424-ОД
Рекомендации
по разработке государственными органами Положений об оплате труда работников подведомственных государственных учреждений
I. Общие положения
1. Настоящие рекомендации по разработке государственными органами Положений об оплате труда работников подведомственных государственных учреждений (далее - Рекомендации) разработаны в целях оказания им практической помощи при разработке Положений об оплате труда работников подведомственных государственных учреждений (далее - Положения).
2. Системы оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы (далее - учреждения), включающие размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, выплаты по районному регулированию, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), настоящими Рекомендациями, а также с учетом мнения представительного органа работников.
3. При разработке Положений государственным органам следует осуществить анализ специфики деятельности учреждений, находящихся в их ведении, с целью группировки учреждений по типам в зависимости от характера выполняемых работ и предоставления государственных услуг в соответствии с их основной уставной деятельностью и действующим законодательством Российской Федерации.
4. Положения разрабатываются на основе Порядка формирования фонда оплаты труда работников учреждений, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.08.2017 N 290, распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы", приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации об утверждении профессиональных квалификационных групп соответствующего вида экономической деятельности, Единых тарифно-квалификационных справочников работ и профессий рабочих и Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), утвержденными постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2009 года N 572.
II. Структура и содержание Положения об оплате труда работников учреждений бюджетной сферы
5. В Положения рекомендуется включать следующие разделы:
- Общие положения;
- Порядок и условия оплаты труда;
- Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера;
- Другие вопросы оплаты труда либо заключительные положения, включая порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
6. Раздел "Общие положения" может содержать:
- преамбулу со ссылкой на основания издания Положения (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2017 года N 290 "О Порядке формирования фонда оплаты труда работников учреждений, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)", нормативные правовые акты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации об утверждении профессиональных квалификационных групп соответствующего вида экономической деятельности, Единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, иные акты);
- общее описание применяемой системы оплаты труда и ее основные элементы;
- краткую характеристику системы оплаты труда, применяемой для отдельных категорий работников.
7. Раздел "Порядок и условия оплаты труда" отражаются следующие моменты:
7.1. Порядок применения и размеры окладов (ставок) работников на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам.
Наименования должностей служащих и профессий рабочих, применяемые в отраслевых положениях об оплате труда, должны соответствовать наименованиям должностей и профессий, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов.
Размеры окладов (ставок) работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
По должностям служащих и профессиям рабочих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры должностных окладов устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей и профессий к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп в зависимости от сложности труда.
При установлении размеров окладов (ставок) не допускается:
устанавливать по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различные размеры окладов (ставок), а также устанавливать диапазоны размеров окладов (ставок) по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда;
переносить профессии рабочих и должности служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни профессиональных квалификационных групп,
Перечень должностей, относимых к административно-управленческому учреждений, устанавливается исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждений.
Соотношение постоянной части заработной платы в виде окладов (должностных окладов), ставок заработной платы составляет до 60 процентов и переменной ее части в виде выплат стимулирующего и компенсационного характера не менее 40 процентов в структуре заработной платы (без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями).
Для работников в сферах образования, здравоохранения, культуры постоянную часть заработной платы в виде окладов (должностных окладов), ставок заработной платы определять в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации.
7.2. Перечень видов, условия осуществления и размеры выплат компенсационного характера.
С учетом условий труда и норм действующего законодательства Российской Федерации работникам учреждения устанавливаются выплаты компенсационного характера.
К выплатам компенсационного характера относятся доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера.
Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами и соглашениями.
7.2.1. Выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются или отменяются в результате проведения специальной оценки условий труда, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
7.2.2. Выплаты компенсационного характера (за исключением выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями) устанавливаются в процентном отношении к окладу (ставке) или в абсолютном значении, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или Республики Саха (Якутия).
Размер и порядок применения выплат компенсационного характера работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).
7.2.3. Выплаты компенсационного характера работникам осуществляются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации на основании локального нормативного акта учреждения, принятого с учетом мнения представительного органа работников, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), содержащими нормы трудового права.
7.3. Перечень видов, условий осуществления и размеры выплат стимулирующего характера.
Раздел должен определять наименования, условия осуществления и рекомендуемые размеры выплат стимулирующего характера, включая показатели и критерии эффективности работы учреждений и их работников, измеряемых качественными и количественными показателями.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам с целью мотивации их к более качественному выполнению своих должностных обязанностей, поощрения за трудовые достижения, высокое качество работы и по ее итогам.
Разработка показателей и критериев эффективности труда осуществляется с учетом следующих принципов:
1). Объективность - размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда;
2). Предсказуемость - работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;
3). Адекватность - вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего учреждения, его опыту и уровню квалификации;
4). Своевременность - вознаграждение должно следовать за достижением результата;
5). Прозрачность - правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.
В Положении может быть предусмотрено установление следующих выплат стимулирующего характера:
- надбавка за интенсивность труда;
- надбавка за высокие результаты работы;
- надбавка за специфику работы;
- надбавка за качество выполняемых работ;
- надбавка за наличие квалификационной категории;
- надбавка за наличие классности водителям автомобилей;
- надбавки за наличие ученой степени, почетного звания, ведомственного (отраслевого) знака отличия;
- надбавка за работу в сельской местности и арктических районах (улусах);
- надбавка за выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы;
- персональная надбавка.
Размер выплат стимулирующего характера может определяться как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере.
Выплаты за интенсивность, качество и высокие результаты работы рекомендуется устанавливать с целью мотивации работников учреждения к выполнению больших объемов работ с меньшим количеством ресурсов и к применению в работе новых методов и технологий, существенно повышающих результативность труда, за выполнение срочных, особо важных и ответственных работ.
Стимулирующая надбавка за наличие квалификационной категории устанавливается работникам, занимающим должности, предусматривающие категорийность (например, педагогические, медицинские работники), с целью стимулирования работников учреждения повышать свою профессиональную квалификацию и компетентность. Надбавка вводится в том случае, если наличие соответствующей квалификационной категории не учтено при отнесении должности по квалификационным уровням внутри профессиональной квалификационной группы.
Надбавка за классность устанавливается водителям автомобилей в следующих размерах:
- имеющим 1 класс - до 25 процентов;
- имеющим 2 класс - до 10 процентов.
Рекомендуемые размеры надбавок за наличие ученой степени, почетного звания, ведомственного (отраслевого) знака отличия:
почетное звание Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), отраслевые (ведомственные) знаки отличия - до 10 процентов;
кандидаты наук - до 5 процентов;
доктора наук - до 10 процентов.
Надбавка к окладу за наличие ученой степени, почетного звания, ведомственного знака отличия устанавливается в случае, если трудовая деятельность работника осуществляется по специальности, связанной с присвоением ученой степени, почетного звания, ведомственного знака отличия.
Надбавки к окладу за почетное звание, отраслевые (ведомственные) знаки отличия применяются по основной работе только по одному из оснований.
Надбавка за работу в сельской местности и арктических улусах (районах) устанавливается всем работникам учреждений (за исключением руководителей и их заместителей), расположенных в сельской местности и арктических районах. Если учреждение располагается в сельских населенных пунктах арктических улусов (районов), то работникам производятся обе выплаты.
В случае если уровень оплаты труда работника, устанавливаемый в соответствии с новой структурой фонда оплаты труда (без учета премий), оказывается ниже уровня оплаты труда (без учета премий), выплачиваемой до введения новой структуры фонда оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работника и выполнения им работ той же квалификации, ему устанавливается персональная надбавка.
Размер персональной надбавки определяется как разница между заработной платой (без учета премий), выплачиваемой работнику учреждения до введения новой структуры ФОТ, и заработной платой (без учета премий и персональной надбавки), выплачиваемой работнику учреждения после введения новой структуры ФОТ. Персональная надбавка устанавливается в абсолютном размере в рублях.
В целях поощрения работников за достигнутые успехи, профессионализм и личный вклад в работу коллектива в пределах утвержденного фонда оплаты труда осуществляется премирование работников учреждения по итогам работы за месяц, квартал, год. Кроме того, могут выплачиваться единовременные (разовые) премии.
Стимулирующие выплаты к окладу работника не образуют новый оклад и не учитываются при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат (за исключением выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями).
Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения в пределах финансовых средств на оплату труда работников учреждения, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников:
- заместителей руководителя, главного бухгалтера, главных специалистов и иных работников, подчиненных руководителю непосредственно;
- руководителей структурных подразделений учреждения, главных специалистов и иных работников, подчиненных заместителям руководителей - по представлению заместителей руководителя;
- остальных работников, занятых в структурных подразделениях учреждения - по представлению руководителей структурных подразделений.
Механизм и процедура распределения стимулирующего фонда для работников на основании перечня показателей эффективности определяется локальными актами учреждения. При этом выработка и принятие решений по распределению стимулирующего фонда оплаты труда с учетом утвержденных показателей эффективности деятельности работников также должны осуществляться с привлечением представителей трудового коллектива и профсоюзных организаций.
Для распределения премиальных выплат по итогам работы рекомендуется в учреждениях создавать комиссии.
Выплаты стимулирующего характера могут носить постоянный, регулярный или разовый характер.
8. Условия оплаты труда руководителя учреждения, его заместителей, главного бухгалтера.
Раздел должен содержать порядок установления оклада руководителя, перечень работников основного персонала, применяемого для расчета оклада, порядок расчета средней заработной платы работников основного персонала, порядок выплат компенсационного и стимулирующего характера.
При установлении условий оплаты труда руководителя должна быть обеспечена зависимость заработной паты руководителя от размера заработной платы работников основного персонала и результатов работы учреждения, в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.
В отраслевых положениях об оплате труда должностные оклады руководителей учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров могут дифференцироваться по группам учреждений, порядок отнесения к которым определяется соответствующими отраслевыми положениями об оплате труда.
Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 3 размеров указанной средней заработной платы.
При расчете среднемесячной заработной платы для определения оклада руководителя не учитываются выплаты компенсационного характера, районный коэффициент и северные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, премиальные выплаты и материальная помощь работников, относимых к основному персоналу.
Должностные оклады заместителей руководителей учреждений и главного бухгалтера рекомендуется устанавливать на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) устанавливается исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности до 4.
Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров учреждений и среднемесячной заработной платы работников этих учреждений устанавливается отраслевым положением об оплате труда.
Для руководителя, его заместителей и главного бухгалтера может быть предусмотрен отдельный перечень стимулирующих выплат. Указанные выплаты могут быть установлены с учетом целевых показателей эффективности деятельности государственного учреждения. Премирование руководителя осуществляется с учетом результатов деятельности учреждения в соответствии с критериями оценки и целевыми показателями эффективности работы учреждения.
Объем премиального фонда руководителя, его заместителей и главного бухгалтера определяется отраслевым Положением об оплате труда.
Размеры премирования руководителя, порядок и критерии его выплаты ежегодно устанавливаются курирующим государственным органом в дополнительном соглашении к трудовому договору руководителя учреждения.
Выплаты компенсационного характера руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру производятся в соответствии с пунктом 7.2. настоящих Рекомендаций.
Условия оплаты труда руководителей учреждений устанавливаются трудовым договором, оформляемым в соответствии с типовой формой трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".
9. В разделе "Другие вопросы оплаты труда" либо "Заключительные положения" отражаются особенности оплаты труда отдельных категорий работников, иные рекомендации по условиям оплаты труда работников.
В частности, данный раздел может регулировать следующие вопросы:
- оказание из фонда оплаты труда работникам материальной помощи;
- осуществление выплат по районному регулированию (районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям);
Конкретные размеры процентных надбавок и условия их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).
Кроме того, в данном разделе может определяться порядок делегирования руководителем учреждения руководителям филиалов, структурных подразделений полномочий по определению размеров стимулирующих выплат в пределах средств, направляемых филиалами на оплату труда (или фондов оплаты труда, резервируемых руководителем для структурных подразделений в целях стимулирования работников данных структурных подразделений).
Индексация заработной платы работников учреждений производится в установленном законодательством порядке в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
10. При разработке положений по оплате труда государственным органам необходимо учитывать, что уровень оплаты труда работников (без учета премий), устанавливаемый в соответствии с новой структурой фонда оплаты труда, не может быть ниже уровня оплаты труда (без учета премий), выплачиваемой до введения новой структуры фонда оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2017 г. N 1424-ОД "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.