Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия)
от 21 марта 2018 г. N 1-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 приложения N 1 "Порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)"
Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, И.И. Николаева, с участием заявителя - народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Ю. Федорова, представителей заявителя - Председателя Таттинского улусного комитета профсоюза работников народного образования Республики Саха (Якутия) Г.Н. Григорьева, Председателя республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Я.С. Щепанской, заместителя Председателя республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации О.Т. Мординовой, представителя Правительства Республики Саха (Якутия) как стороны, принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, - руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) Г.И. Телегиной, представителя Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) - руководителя юридического отдела Г.Г. Мыреева, представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) - начальника государственно-правового управления аппарата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) С.Н. Федуловой, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - ведущего специалиста - эксперта отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации Т.В. Иванова, представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) - старшего прокурора отдела по надзору за законностью правовых актов соблюдением прав и свобод граждан Е.Л. Пантюхиной, рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пунктов 1 и 2 приложения N 1 "Порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
Поводом к рассмотрению дела явилось ходатайство народного депутата Республики Саха (Якутия) В.Ю. Федорова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) оспариваемые заявителем нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика И.И. Николаева, объяснения сторон, выступления представителей государственных органов, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия) установил:
1. В Конституционный суд Республики Саха (Якутия) обратился народный депутат Республики Саха (Якутия) В.Ю. Федоров с ходатайством о проверке конституционности пунктов 1 и 2 приложения N 1 "Порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", согласно которым настоящий Порядок определяет правила установления размера, условий и возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Предоставление мер социальной поддержки распространяется на педагогических работников, состоящих в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с перечнем профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования". Предоставление мер социальной поддержки осуществляется педагогическому работнику в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Компенсация педагогическому работнику устанавливается в размере 1100 рублей в месяц.
По мнению заявителя, оспариваемое правовое регулирование не согласуется с нормами федерального законодательства, а именно с частью 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", в соответствии с которой педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей и противоречат статьям 15 и 18 (часть 3) Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Народный депутат Республики Саха (Якутия) В.Ю. Федоров считает, что положения пунктов 1 и 2 приложения N 1 "Порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", закрепляют неконституционную нормативную дифференциацию групп должностей работников образования как получателей мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 1100 рублей в месяц, состоящих в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), которая необоснованно исключает группу должностей руководителей, заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, состоящих в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) из числа получателей ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 1100 рублей.
Как следует из статей 3, 86, 96, 97 и 99 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд Республики Саха (Якутия) принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, при этом Конституционный суд Республики Саха (Якутия) не связан при принятии решения основаниями и доводами, изложенными в обращении, и принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергается сомнению в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу являются положения пунктов 1 и 2 приложения N 1 "Порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)".
2. В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 4, 5 и 7 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом. В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации.
В рамках реализации своей конституционной компетенции в соответствии с целями политики Российской Федерации как социального государства федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование отношений в сфере образования, целями которого являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования, нормами настоящего Федерального закона установил для педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), право на получение социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (части 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Так, в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно части 7 статьи 51 настоящего Федерального закона руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Федерального закона заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам пунктами 3 и 5 части 5 и частью 8 статьи 47 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 8 статьи 47, частью 7 статьи 51 и частью 4 статьи 52 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26 октября 2013 года N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)". Согласно части 1 настоящего Постановления Правительства Российской Федерации педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), установлена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
Федеральный законодатель, определяя правовое положение работников системы образования, закрепляя легальную дефиницию педагогического работника, согласно которой педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, признает особый статус педагогических работников в обществе в качестве необходимого условия для осуществления ими профессиональной деятельности, под которым понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В целях повышения социальной значимости и престижа педагогического труда педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня и условий для эффективного выполнения профессиональных задач (пункт 21 статьи 2; части 1 и 2 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В силу повышенной социальной значимости педагогического труда, выполняемых педагогами для общества профессиональных задач, нормами федерального законодательства, правовой статус педагогических работников признается в качестве особого, а, следовательно, не равного правовому положению иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность - работников системы образования, в том числе руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений образовательных организаций и их заместителей. Кроме того, правилами статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривается профессионально-статусная дифференциация работников образовательных организаций в зависимости от замещаемых ими должностей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а именно, право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, а номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации. Так, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "квалификационные характеристики должностей работников образования", состоит из четырех разделов: I - "Общие положения", II - "Должности руководителей", III - "Должности педагогических работников", IV - "Должности учебно-вспомогательного персонала", номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций", включает разделы: I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность; II. Должности руководителей образовательных организаций.
Таким образом, федеральный законодатель, определяя правовое положение работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливая квалификационные характеристики должностей работников образовательных организаций, предусмотрел особые статусные характеристики педагогических работников и закрепил нормативную дифференциацию работников образования в зависимости от выполняемых ими трудовых функций. При этом правилами федерального регулирования обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации закрепить своими нормативными правовыми актами право непедагогических работников - руководителей, заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений, заместителей руководителей структурных подразделений образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление каких-либо мер социальной поддержки, в том числе в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, не предусмотрена.
3. Конституция Российской Федерации относит социальную защиту, включая социальное обеспечение к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72). Федеральный законодатель, реализуя конституционные положения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливая конкретные формы участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения, включая социальную защиту граждан, предусматривает право субъектов Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. Так, согласно части 3 статьи 26.3.1. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В соответствии с частью 4 настоящей статьи финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включающим социальную защиту, предполагает осуществление субъектами Российской Федерации регулирования отношений в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к компетенции субъектов Российской Федерации, в том числе, нормативно устанавливать основания, условия, виды, формы и порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки за счет средств собственного бюджета.
Федеральные законоположения, предусматривающие, что субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, являющиеся их расходными обязательствами, предполагают возложение на субъекты Российской Федерации, которые, как следует из взаимосвязанных положений статей 1, 2, 7, 18 и 72 Конституции Российской Федерации, совместно с Российской Федерацией в меру своих конституционных полномочий участвуют в реализации функций социального государства, соответствующих обязанностей и ответственности в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
4. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их защиту и гарантированность - обязанностью государства, которое осуществляет свою деятельность на принципах демократии, социальной справедливости, на основе сочетания и гармонии общечеловеческих и национальных ценностей. Граждане и лица, не являющиеся гражданами и находящиеся на территории Республики Саха (Якутия), равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, возраста, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и вида занятий, места жительства и других обстоятельств (часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 3, статья 15, пункт 2 статьи 52 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
В ведении Республики Саха (Якутия) находится управление системой народного образования, культурными и научными организациями и учреждениями Республики Саха (Якутия), системой здравоохранения, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана документального наследия, памятников истории и культуры (пункт 11 статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти Республики Саха (Якутия) закрепляются в Конституции Республики Саха (Якутия). Законы и иные нормативные правовые акты Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) принимаются в соответствии с федеральными законами, определяющими их общие принципы. Решение вопросов, отнесенных к предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), осуществляется между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) на основе договоров и соглашений, а также специальных процедур согласования решений и их исполнения (статья 40 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), реализуя предоставленные ему дискреционные полномочия в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", закрепило в части 2 статьи 21 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 года 1401-З N 359-V "Об образовании в Республике Саха (Якутия)" право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, предусмотрев, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством Республики Саха (Якутия) и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Согласно пунктам 1 и 2 приложения N 1 "Порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", предоставление мер социальной поддержки осуществляется в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 1100 рублей в месяц и распространяется на педагогических работников, состоящих в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с перечнем профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования", включающим следующие должности: инструктор по труду; инструктор по физической культуре; музыкальный руководитель; старший вожатый; инструктор-методист; концертмейстер; педагог дополнительного образования; педагог-организатор; социальный педагог; тренер-преподаватель; воспитатель; мастер производственного обучения; методист; педагог-психолог; старший инструктор-методист; старший педагог дополнительного образования; старший тренер-преподаватель; педагог-библиотекарь; преподаватель (кроме должностей преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу); преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; руководитель физического воспитания; старший воспитатель; старший методист; тьютор (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования); учитель; учитель-дефектолог; учитель-логопед (логопед).
Таким образом, органы государственной власти Республики Саха (Якутия), регулируя отношения в сфере образования, определяя правовой механизм социальной поддержки педагогических работников, состоящих в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), осуществляемой в виде предоставления ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, за счет средств бюджета Республики Саха (Якутия), действовали согласно вытекающего из Конституции Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей конституционной компетенции и полномочий Республики Саха (Якутия), как субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральными законоположениями. Следовательно, содержащееся в пункте 1 приложения N 1 "Порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", нормативное правило, согласно которому предоставление мер социальной поддержки распространяется на педагогических работников, состоящих в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), с учетом взаимосвязанных с ним федеральных законоположений и рассматриваемое в единой системе законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регулирующего общие вопросы образования, не может оцениваться как противоречащее Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) и нарушающее конституционные права граждан.
Одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти - Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, является социальная защита, включая социальное обеспечение. Осуществляя правовое регулирование отношений в сфере образования, федеральный законодатель в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не лишает субъекты Российской Федерации возможности, обусловленной конституционной природой Российской Федерации как федеративного и социального государства, самостоятельно устанавливать собственное правовое регулирование по вопросам образования и социальной защиты. Нормы части 7 статьи 51 и части 4 статьи 52 настоящего Федерального закона, предусматривающие предоставление руководителям и заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений образовательных организаций и их заместителям прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки, в том числе права на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в системе действующего федерального регулирования вопросов образования и социальной защиты, не предполагают императивного запрета для законодателей субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование отношений в сферах образования и социальной защиты, в той части, в какой такие отношения не урегулированы нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе устанавливать правила, как аналогичные федеральным, так и иные, предусматривающие меры социальной поддержки данной категории работников государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Таким образом, законодатель Республики Саха (Якутия) при конкретизации правового регулирования вопросов образования, закрепленных нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе мер социальной защиты, включая меры социальной поддержки в отношении работников государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе, определении условий и порядка предоставления им соответствующих денежных выплат, а также их размера.
Устанавливая правовое регулирование вопросов образования и социальной защиты законодатель Республики Саха (Якутия), реализуя в соответствии с целями социального государства свои полномочия, вытекающие из статей 72 (пункты "е" и "ж" части 1), 73 и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обладая статусной прерогативой, предусмотренной Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регламентируя порядок, размер и условия предоставления дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан, с учетом критериев нуждаемости этих граждан и бюджетных возможностей публичной власти, правомочен закрепить право непедагогических работников системы образования Республики Саха (Якутия) - руководителей, заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и заместителей руководителей структурных подразделений, состоящих в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) - на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
5. Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики России как правового демократического и социального государства, в котором высшей ценностью являются человек, его права и свободы, а основополагающей конституционной обязанностью государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предусматривает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статьи 1, 2 и 7).
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, и относит разрешение этих вопросов к компетенции законодателя, который, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, предусматривает конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих наличие у отдельных категорий граждан специального правового статуса. При этом соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, а при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П).
Из приведенных конституционных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что регулирование вопросов социального обеспечения является прерогативой законодателя, который определяя в законе правовые основания государственной социальной помощи (поддержки) граждан, ее виды, условия, формы и порядок предоставления, вправе устанавливать как общие условия предоставления государственной социальной помощи (поддержки), так и особенности приобретения права на государственную социальную помощь (поддержку), включая определение критериев принадлежности граждан к категории лиц, имеющим особый правовой статус, и установление для некоторых категорий граждан льготных условий ее предоставления в зависимости от объективно значимых жизненных обстоятельств.
Выполнение трудовых функций, определенных правилами, действующими на уровне федерального правового регулирования, гражданами, замещающими должности педагогических работников в федеральных государственных образовательных организациях, проживающими и работающими по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не означает, что их правовое положение должно отличаться от правового положения граждан, осуществляющих аналогичную трудовую деятельность и замещающих такие же должности в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). Кроме того, педагогические работники как федеральных государственных образовательных организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), так и государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных организаций, несут в равной степени дополнительные материальные и финансовые затраты в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, в том числе расходы на оплату коммунальных услуг.
Принимая во внимание комплексный характер института социальной защиты, обусловленный его принадлежностью к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включающего систему мер социальной поддержки законодательно определенных категорий граждан, эффективность которого находится в прямой зависимости от сочетания федерального и регионального регулирования, нормативное решение вопроса о предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 1100 рублей в месяц, снижающего уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными федеральными нормами, не может оцениваться как согласующееся с провозглашенными Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия) принципами социальной справедливости и юридического равенства, вытекающими из ее статей 3 (часть 2) и 15.
Вопросы воспитания, образования и социальной защиты, включая социальное обеспечение, относятся Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 72) к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а, следовательно, являются предметом ответственности как Российской Федерации, так и каждого субъекта Российской Федерации. Федеральный законодатель не закрепил конкретные критерии, которым должны отвечать соответствующие специальные меры социальной поддержки, предоставляемые педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), что, однако, не освобождает органы публичной власти Республики Саха (Якутия), как субъекта Российской Федерации, от необходимости обеспечить, соответствующий федерально установленному, уровень предоставления педагогам социальных гарантий, а, следовательно, реальную возможность пользования педагогами данными гарантиями на основе конституционного принципа юридического равенства граждан, исключающего принятие - вопреки относящегося к основам конституционного строя Республики Саха (Якутия) принципа социальной справедливости - нормативных правил, способных создать неполноценность этих гарантий, которая в свою очередь влечет за собой дефекты реализации правового статуса педагога, установленного федеральным законодательством в качестве единого в Российской Федерации.
Кроме того, субъекты Российской Федерации, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеют возможность установить дополнительные гарантии закрепленных федеральным законом прав граждан, направленные на конкретизацию основных гарантий этих прав и создание специальных механизмов их реализации, с учетом региональных особенностей (условий) и с соблюдением конституционных требований о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в форме иной, нежели федеральный закон (постановления от 21 июня 1996 года N 15-П, от 30 ноября 2000 года N 15-П, от 11 марта 2008 года N 4-П, от 18 июля 2012 года N 19-П, от 8 декабря 2015 года N 32-П и др.).
Конституционные положения, возлагающие на государство обязанности защищать и гарантировать права и свободы человека и гражданина как высшей ценности, разрабатывать и осуществлять политику, направленную на обеспечение социальной защиты граждан (часть 1 статьи 2, статья 23, пункты 2 и 4 статьи 52 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) предполагают осуществление органами государственной власти Республики Саха (Якутия) нормотворческой деятельности, направленной на формирование правовой основы, обеспечивающей надлежащий уровень социальной защиты педагогических работников, соответствующий особому статусу педагогических работников в обществе, обусловленного повышенной социальной значимостью педагогического труда, выполняемыми для общества профессиональными задачами, обязанностями по обучению и воспитанию, как необходимого условия для осуществления педагогами профессиональной деятельности.
Органы государственной власти Республики Саха (Якутия), определяя формы и способы социальной защиты, в том числе меры социальной поддержки педагогических работников государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), реализуя при этом свои дискреционные полномочия, в рамках которых им предоставлена достаточно широкая свобода усмотрения, вправе установить для педагогов комплексную систему социальных гарантий с учетом как экономических, социальных и финансовых факторов, так и особенностей объективно значимых жизненных обстоятельств, обусловленных экстремальными природно-климатическими условиями Крайнего Севера, в целях повышения престижа педагогического труда и обеспечения условий для эффективного выполнения педагогическими работниками своих профессиональных задач и достижения ими высокого профессионального уровня.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 85, 86, 87, 91, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил:
1. Признать пункт 1 приложения N 1 "Порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", не противоречащим Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку по конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования содержащихся в нем норм правовой механизм социальной поддержки педагогических работников, состоящих в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), определен Правительством Республики Саха (Якутия) согласно закрепленному в Конституции Российской Федерации разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах его конституционной компетенции и полномочий Республики Саха (Якутия), как субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральными законоположениями, регулирующими отношения в сфере образования.
2. Признание пункта 1 приложения N 1 "Порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", не противоречащим Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) не исключает правомочия законодателя Республики Саха (Якутия) в рамках своей компетенции, с учетом правовых позиций Конституционного суда Республики Саха (Якутия), выраженных в настоящем Постановлении, внести в действующее правовое регулирование отношений в сфере образования изменения, предусматривающие право руководителей, заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и заместителей руководителей структурных подразделений, состоящих в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
3. Признать пункт 2 приложения N 1 "Порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", не соответствующим Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), ее статьям 3 (часть 2) и 15, в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, действующая в единой системе взаимосвязанных положений законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регулирующего отношения в сфере образования, устанавливающая размер (1100 рублей в месяц) компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, предоставляемой педагогическому работнику, являющийся несоотносимым с размером аналогичной компенсации, предусмотренным универсальными правилами федерального регулирования для педагогических работников, состоящих в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), которые несут в равной степени с педагогическими работниками, состоящими в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающими и работающими в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) дополнительные материальные и финансовые затраты в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера, в том числе расходы на оплату коммунальных услуг, снижает уровень предоставления социальных гарантий педагогическим работникам, состоящим в штате по основной должности и месту работы в государственных образовательных организациях Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) по сравнению с социальными гарантиями, установленными федеральными нормами для педагогических работников, состоящих в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающих и работающих по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), и ставит их тем самым в неравное правовое положение с педагогическими работниками федеральных государственных образовательных организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).
4. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, его юридическая сила не может быть преодолена актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
5. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)".
|
Конституционный суд |
г. Якутск
21 марта 2018 года
N 1-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2018 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 приложения N 1 "Порядок, размер и условия предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2015 года N 459 "О мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Саха (Якутия), муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)"
Текст постановления опубликован в газете "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия") от 29 марта 2018 г. N 12