Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приложение 3. Инвестиционная стратегия Республики Саха (Якутия)

Приложение 3
к Стратегии социально-экономического
развития Республики Саха (Якутия)
до 2032 года с целевым
видением до 2050 года

 

Инвестиционная стратегия
Республики Саха (Якутия)

 

Целью Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) является привлечение инвестиций для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Стратегические приоритеты инвестиционного развития:

несырьевой экспортно ориентированный сектор экономики;

магистральная инфраструктура, формирование транспортно-логистических центров;

инфраструктура качественной среды проживания;

инновационная модернизация действующих предприятий.

Основные направления реализации инвестиционной стратегии:

1. Создание благоприятного инвестиционного климата. Вхождение в топ-20 регионов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата к 2024 году, достижение оптимальных условий ведения бизнеса к 2032 году:

1.1) комфортный деловой климат, устранение административных барьеров, кратное сокращение процедур регистрации и ведения бизнеса;

1.2) развитие производственной, транспортной, энергетической, инфокоммуникационной инфраструктуры и инвестиционных площадок (ТОСЭР, индустриальные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы и другое) посредством привлечения средств государственных программ Российской Федерации, налогового стимулирования, национальных и международных институтов развития;

1.3) стимулирование привлечения инвестиций на муниципальном уровне;

1.4) подготовка кадров и развитие компетенций в области управления инвестиционной деятельностью.

2. Повышение инвестиционной активности и эффективности системы привлечения инвестиций в Республику Саха (Якутия):

2.1) фокусирование на целевых инвесторах и совершенствование условий для инвестиций:

определение расширенного круга потенциальных инвесторов в приоритетные сектора экономики, инфраструктуры и социальной сферы;

ранжирование потенциальных инвесторов по ключевым характеристикам корпоративного поведения с учетом политики компаний в области охраны окружающей среды, практики корпоративной социальной ответственности, готовности к развитию местной экосистемы поставщиков и партнерских компаний и тому подобное;

2.2) совершенствование процесса и системы привлечения внешних инвестиций:

формирование положительного инвестиционного имиджа Республики Саха (Якутия);

разработка пакета стимулов для приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых целевыми инвесторами;

доведение корпоративного управления в организациях Республики Саха (Якутия) до мировых стандартов;

2.3) развитие механизма государственно-частного партнерства и концессий как механизма опережающего развития общественной инфраструктуры, в том числе с активным использованием инструмента инфраструктурных облигаций.

3. Повышение доступности финансовых ресурсов для инвестиционной деятельности:

3.1) государственная поддержка снижения стоимости и повышения доступности финансовых ресурсов, включая:

субсидирование деятельности предприятий в соответствии со стратегическими приоритетами инвестиционного развития, включая целевые гранты, возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и тому подобное;

предоставление государственных гарантий по кредитам, развитие услуг страхования и факторинга дебиторской задолженности крупных компаний, создание специализированного гарантийно-страхового (залогового) фонда Республики Саха (Якутия);

содействие в привлечении финансирования из внешних источников, включая федеральные программы, программы национальных и международных институтов развития, путем консультирования о возможных источниках, помощи в подготовке заявок и участия в переговорном процессе;

расширение мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

3.2) развитие компетенций финансового и общего менеджмента для предприятий и предпринимателей, привлекающих финансовые ресурсы:

реализация специальных обучающих программ развития компетенций;

развитие института добровольного общественного бизнес-менторства силами наиболее успешных предпринимателей республики и других регионов (в том числе на базе профильных программ некоммерческих организаций);

консультирование предпринимателей по вопросам проектного финансирования;

3.3) устойчивая финансовая система Республики Саха (Якутия):

3.3.1) матричная (проектная) структура управления финансовой системой в целях качественного сопровождения инвестиционных проектов:

систематизация институтов финансовой системы Республики Саха (Якутия);

привлечение, развитие и удержание лучших кадров для финансово-экономической системы;

рост капитализации финансовых институтов, перенос центра тяжести с государственного сектора на частных инвесторов;

3.3.2) высокое доверие со стороны инвесторов и населения к финансовой системе Республики Саха (Якутия):

обеспечение информационной прозрачности деятельности институтов финансовой системы, активизация общественных советов;

высокое качество управления рисками в целях обеспечения устойчивого функционирования институтов финансовой системы при предупреждении кризисных ситуаций;

усиление антикоррупционной политики, противодействие умышленному уклонению от уплаты налогов, совершенствование механизмов по противодействию теневым схемам выплаты заработной платы, также по противодействию обману вкладчиков и дольщиков финансовых институтов;

3.3.3) вовлечение населения в финансовую систему Республики Саха (Якутия):

повышение финансовой грамотности населения;

участие в структуре акционерных капиталов институциональных инвесторов, представляющих розничных акционеров, увеличение доли активов финансового рынка в долгосрочных сбережениях населения;

минимизация рисков инвестиций розничных акционеров (страхование, компенсационные механизмы);

развитие альтернативных источников финансирования предпринимательских инициатив (венчурное финансирование, кредитование стартапов, лизинг, краудфандинг (народный капитал) и так далее);

существенное расширение и повышение качества банковских услуг, широкое применение инновационных, дистанционных и ИТ-технологий для оказания финансовых услуг;

3.3.4) привлечение финансовых ресурсов в экономику Республики Саха (Якутия):

стимулирование выхода региональных финансовых и страховых организаций на межрегиональные и международные рынки;

привлечение финансовых ресурсов путем обеспечения роста внутреннего спроса на долгосрочные вложения в финансовые инструменты;

стимулирование внедрения цифровизации и аутсорсинга в финансовом секторе для повышения территориальной доступности финансовых услуг;

привлечение в регион новых игроков финансового рынка.

4. Совершенствование системы институтов развития Республики Саха (Якутия), поддерживающих инвестиционную деятельность, в том числе:

4.1) формирование нефинансового (не генерирующего прибыль) блока институтов развития, в том числе:

формирование специализированных площадок, работающих по принципу "одного окна" для инвесторов и субъектов предпринимательства;

формирование площадок по развитию бизнеса и инноваций (консультирование по всем видам государственной поддержки бизнеса и инновационных компаний, продвижение региональных компаний на внутреннем и внешних рынках, упаковка инвестиционных проектов малого и среднего предпринимательства, консультирование и обучение по вопросам коммерциализации инноваций и внедрению инновационных технологий);

4.2) поэтапная консолидация и укрупнение активов финансовых институтов с целью формирования крупного долгосрочного регионального капитала, имеющего высокие международные кредитные рейтинги и высокую рыночную оценку капитала. Данное направление будет основано на следующих факторах:

формирование лучшего кадрового резерва в сфере финансового менеджмента (топ-менеджеров финансовых институтов);

рост капитализации финансовых институтов, в основном за счет внебюджетных средств с привлечением внешних инвесторов, а также включением в инвестиционный процесс населения, региональных предприятий (в том числе государственных и с участием государства), внешних инвесторов;

4.3) привлечение и активизация деятельности международных и федеральных институтов развития на территории Республики Саха (Якутия);

4.4) постоянный контроль деятельности институтов развития, предполагающий ежегодный мониторинг и независимую оценку эффективности деятельности институтов развития:

единая система управления институтами развития в виде уполномоченного государственного органа, отвечающего за выработку и реализацию инвестиционной политики, включая формирование и развитие нормативно-правовой базы, уточнение приоритетов и каскадирование текущих целей, а также мониторинг эффективности работы инфраструктуры;

формирование четких требований, ключевых показателей эффективности каждого элемента системы институтов развития, установление персональной ответственности за достижение результатов, создание рабочих мест в рамках деятельности институтов развития территорий.

Перспективным направлением развития приоритетных секторов экономики Республики Саха (Якутия) станет формирование приоритетных отраслевых кластеров, что послужит ключевым фактором повышения конкурентоспособности региона. Основной задачей реализации кластерного подхода является смещение центра создания добавленной стоимости на территорию Республики Саха (Якутия) и в сторону производств с высокой добавленной стоимостью (переработка, выпуск готовой продукции, услуги в сфере бизнеса, инновационная деятельность).

Экологические приоритеты. Республика Саха (Якутия) не поддерживает инвестиционные проекты с высоким уровнем загрязнения окружающей среды, высокими экологическими рисками.

При реализации инвестиционных проектов должны использоваться наилучшие технологии для минимального негативного влияния на окружающую среду, ресурсо- и энергосберегающие проектные решения и технологии, в том числе учитывающие особенности криолитозоны.

Социальные приоритеты. Республика Саха (Якутия) поддерживает проекты, имеющие положительный социальный эффект в части создания новых рабочих мест, решения вопросов безработицы, создания производств, требующих высокой квалификации рабочих мест.

Планируется сформировать инновационно-инвестиционные механизмы развития социальной сферы, обеспечивающие установление взаимосвязи между обществом и предприятиями, осуществляющими производственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия), по выполнению социальных обязательств в форме осуществления социальных инвестиций в инновационные проекты, повышение уровня и качества жизни населения региона, в том числе решение вопросов социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, поддержку местных сельхозтоваропроизводителей. Кроме того, данные механизмы позволят обеспечить переход к социальному управлению путем развития человеческого капитала, внедрения инноваций в производство и повышения уровня конкурентоспособности экономики республики.

К реализации инвестиционных проектов будут привлекаться предприятия высокой социальной ответственности. Экономические успехи реализации Инвестиционной стратегии должны обеспечить достижение целей и задач социальной политики.

Ожидаемые результаты:

суммарный объем инвестиций в основной капитал за 2018 - 2032 годы: 5 230,2 млрд рублей, или 29 процентов суммарного объема ВРП;

доля внебюджетного финансирования в реализации инвестиционных проектов не менее 80 процентов к 2032 году;

достижение Республикой Саха (Якутия) лидирующих позиций среди регионов Российской Федерации с точки зрения простоты ведения бизнеса - не ниже 20 места к 2024 году и 10 места к 2032 году в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата субъектов Российской Федерации;

увеличение инвестиций в недобывающие сектора экономики и сектора будущего (креативные и инновационные) в общем объеме инвестиций - не менее 20 процентов от общего объема инвестиций.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.