Постановление Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области от 30 октября 2017 г. N 718
"Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, расположенных на территории Кумылженского муниципального района Волгоградской области"
В соответствии с пунктом 2 Распоряжения Министерства культуры Российской Федерации от 02 августа 2017 г. N Р-965, приказом комитета культуры Волгоградской области от 01.09.2017 г. N 01-20/228 "Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, расположенных на территории Волгоградской области", постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, расположенных на территории Кумылженского муниципального района Волгоградской области.
2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы по социальным вопросам Кумылженского муниципального района Ю.Н. Куликова.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его обнародования в МКУК "Кумылженская межпоселенческая центральная библиотека им. Ю.В. Сергеева" и подлежит размещению на сайте Кумылженского муниципального района в сети Интернет.
Глава Кумылженского муниципального района |
В.В. Денисов |
Начальник правового отдела |
И.И. Якубова |
Утверждены
постановлением администрации
Кумылженского муниципального района
Волгоградской области
от 30 октября 2017 г. N 718
Методические рекомендации
по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, расположенных на территории Кумылженского муниципального района Волгоградской области
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Конституции Российской Федерации о праве граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также со статьями 1, 12, 30, 37, 39, 40 Федерального закона Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", определяющих права граждан на доступ к культурным ценностям, права и обязанности субъектов культурной деятельности, исходя из принципов, определенных в "Основах государственной культурной политики", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, приказом комитета культуры Волгоградской области от 01.09.2017 г. N 01-20/228 "Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, расположенных на территории Волгоградской области" в Кумылженском муниципальном районе необходимо обеспечить:
территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;
развитие инфраструктуры культурной деятельности;
создание благоприятной культурной среды в районе и сельских поселениях, включая создание клубной сети кино-видеопоказа;
создание библиотечной сети, соответствующей Модельному стандарту деятельности общедоступной библиотеки (утвержден Министерством культуры Российской Федерации 31 октября 2014 г.);
использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания;
обеспечение доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.
В целях обеспечения доступности услуг организаций культуры необходимо руководствоваться настоящими методическими рекомендациями, что позволит преодолеть диспропорции обеспеченности и создать условия для развития сети организаций культуры Кумылженского муниципального района.
I Общие положения
1. Методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, расположенных на территории Кумылженского муниципального района Волгоградской области, разработаны в целях обеспечения доступности организаций культуры Кумылженского муниципального района путем оптимального размещения сети организаций культуры Кумылженского муниципального района с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры, где "норма" - это минимально допустимое количество сетевых единиц, а "норматив" - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах), и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.
Под "сетевой единицей" следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.
2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры Кумылженского муниципального района устанавливаются администрацией Кумылженского муниципального района, исходя из закрепленных за ней полномочий в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.
3. Расчет нормативной потребности Кумылженского муниципального района в объектах культуры должен предусматривать:
- вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;
- нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов местного самоуправления Кумылженского муниципального района;
- нормативное значение (количество) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры;
- показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).
При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1 000 человек). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1 000 жителей в соответствии с Приложением, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций.
4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:
- существующую обеспеченность населения объектами культуры;
- функциональное многообразие организаций культуры;
- специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения, природно-климатические условия, транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития Кумылженского муниципального района;
- прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности Кумылженского муниципального района;
- критерии доступности услуг организаций культуры для населения.
Критерии доступности услуг организаций культуры:
- возможность выбора организаций культуры;
- развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;
- возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;
- сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;
- полноту, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;
- наличие организаций культуры для детей и молодёжи;
- наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
5. Размещение объектов культуры, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов сельских поселений. Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения Кумылженского муниципального района.
В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно-стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.
6. Физическая доступность услуг муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.
Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
II. Нормы и нормативы размещения библиотек
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.
Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.
Органы местного самоуправления Кумылженского муниципального района обеспечивают:
финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно муниципальных библиотек;
реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;
условия доступности для инвалидов муниципальных библиотек Кумылженского муниципального района.
Органы местного самоуправления Кумылженского муниципального района не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материальнотехнического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек указаны в таблице 1.
Таблица N 1
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Муниципальный район |
Межпоселенческая библиотека |
Административный центр района |
1 |
Транспортная доступность 30 минут - 1 час |
Детская библиотека |
Административный центр района |
1 |
||
Точек доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
Административный центр района |
1 |
||
Сельское поселение |
Общедоступная библиотека с детским отделением |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Шаговая доступность 15 - 30 минут/ Транспортная доступность 15 - 30 минут |
Точек доступа к полнотекстовым информационным ресурсам |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек должны уточняться с учетом местной специфики населенных пунктов Кумылженского муниципального района, в соответствии с перечнем факторов влияния, таких как:
- большая протяженность района обслуживания, связанная обычно либо с наличием в составе поселения мелких населенных пунктов, что не позволяет набрать оптимальную норму числа жителей для создания компактного по территории поселения, либо территориальной удаленностью части их от центра поселения в местах слабой заселенности. Этот фактор влияет на норму книгообеспеченности, требует дополнительных затрат труда на организацию библиотечного обслуживания удаленных населенных пунктов;
- многонациональный состав обслуживаемого населения. Наличие этого фактора требует повышения книгообеспеченности и уменьшения нагрузки.
2. Нормы размещения межпоселенческих (районных) библиотек.
В соответствии с полномочиями муниципального района для библиотечного обслуживания населения создается межпоселенческая библиотека и структурные подразделения культурно-досуговых учреждений по библиотечно-информационному обслуживанию в сельских поселениях, если иное (самостоятельная библиотека в сельском поселении) не установлено законом Волгоградской области и уставом муниципального района и сельского поселения в соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Межпоселенческая библиотека - центральная библиотека муниципального района, которой органами местного самоуправления присвоен статус межпоселенческой.
Межпоселенческая библиотека выполняет функции координационного и методического центра для библиотек, созданных на территории муниципального района по организации библиотечного обслуживания населения, в том числе проживающего в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек; по формированию универсального фонда документов; по ведению сводного электронного каталога, сбора и обработки библиотечной статистики. Ввиду вышеизложенных функций, связанных не только с обслуживанием населения, но и с исполнением специализированных библиотечных операций в интересах всех библиотек муниципального района, а также в соответствии с установленными полномочиями муниципального района, межпоселенческая библиотека создается независимо от количества населения, проживающего в муниципальном районе.
Детская библиотека на уровне муниципального района создается в целях повышения качества обслуживания детей, формирования специализированного фонда и методического обеспечения библиотек, обслуживающих детей.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Нормы размещения библиотек в сельских поселениях.
Общим требованием к организации размещения библиотек в сельских поселениях является обязательное обеспечение возможности получения информационно-библиотечных услуг во всех населенных пунктах, в том числе посредством пунктов книговыдачи, мобильной библиотеки (библиобусов).
Организационная структура библиотечного обслуживания сельских населенных пунктов должна предусматривать в административном центре сельского поселения общедоступную библиотеку с детским отделением, либо, при условии передачи полномочий по библиотечному обслуживанию на уровень муниципального района, филиал межпоселенческой библиотеки с детским отделением.
Расчет обеспеченности в сельском поселении осуществляется по каждому поселению исходя из расчета 1 библиотека в административном центре, не более 1 библиотеки на населенный пункт.
Центральная библиотека сельского поселения (либо межпоселенческая библиотека) организует работу филиала на базе специализированного помещения или пункта книговыдачи на базе приспособленного помещения, в котором могут проводиться мероприятия по популяризации книги и чтения.
Структурные подразделения культурно-досуговых учреждений по библиотечно-информационному обслуживанию, могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях, так и во встроенных помещениях, либо в помещениях иных учреждений культуры, находящихся на территории жилого района, принимаются к расчету в качестве сетевых единиц.
Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для организации библиотечного обслуживания в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Решение о реорганизации или ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.
8. Условия доступности для инвалидов библиотек и библиотечного обслуживания обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Слепые, слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение экземпляров документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации в специальных библиотеках и других общедоступных библиотеках. В целях обеспечения доступности услуг библиотечных услуг для инвалидов по зрению следует предусматривать зоны обслуживания в учреждениях и на предприятиях, где учатся и работают инвалиды по зрению, лечебных и реабилитационных учреждениях.
9. Пользователям библиотек независимо от места проживания должен быть обеспечен доступ к культурным ценностям на основе цифровых коммуникационных технологий, для чего рекомендуется на базе детской библиотеки, центральной библиотеки муниципального района и сельского поселения организовать точку доступа к полнотекстовым информационным ресурсам.
Для организации точки доступа к полнотекстовым информационным ресурсам в библиотеке оборудуется место с выходом в сеть Интернет и предоставлением доступа к оцифрованным полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым может осуществляться на основании лицензионных соглашений (или договоров).
К полнотекстовым информационным ресурсам, доступ к которым библиотека получает бесплатно, относятся:
- фонды Национальной электронной библиотеки, которая объединяет фонды публичных библиотек России федерального, регионального, муниципального уровня, библиотек научных и образовательных учреждений, а также правообладателей. Национальная электронная библиотека включает: каталог всех хранящихся в фондах российских библиотек изданий; централизованный, ежедневно пополняемый архив оцифрованных изданий, как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом;
- фонды Президентской библиотеки.
III. Нормы и нормативы размещения музеев
1. Нормы и нормативы размещения музеев устанавливаются в зависимости от наличия предметов и коллекций, которые отнесены (или могут быть отнесены) к государственной или негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в целях хранения, сохранности и популяризации культурного наследия.
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения музеев установлены в таблице 2.
Таблица N 2
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Муниципальный район |
Краеведческий музей |
независимо от количества населения |
1 |
Транспортная доступность 30 минут - 1 час |
2. За сетевую единицу принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности (ведомственные, частные) при условии, если их фонды вошли в государственную или негосударственную часть музейного Фонда Российской Федерации.
К расчету сетевых единиц принимаются музеи, являющиеся юридическими лицами, а также музеи-филиалы без образования юридического лица и территориально обособленные экспозиционные отделы музеев независимо от формы собственности.
Объектом деятельности краеведческого музея является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события местности; предметы быта; мемориальные предметы, связанные со знаменитыми земляками; материалы, отражающие экономическое и техническое развитие региона.
3. Органы местного самоуправления имеют право на создание музеев.
В муниципальном образовании музеи создаются при наличии музейных предметов и коллекций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации независимо от количества населения.
В муниципальных образованиях, в целях оптимизации затрат на содержание административно-управленческого аппарата и персонала научных работников, могут быть созданы филиалы, или структурные подразделения государственных музеев, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов, либо в помещениях иных населенных пунктов, которые должны учитываться в качестве сетевой единицы муниципального образования, так как они обслуживают местное население.
В муниципальном районе может быть организовано несколько музеев в зависимости от состава и объема фондов. Районные музеи могут иметь филиалы или структурные подразделения в населенных пунктах сельских поселений. Филиалы районного музея в сельских поселениях принимаются к расчету в качестве сетевой единицы.
4. Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания музеев в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования. При условии наличия музейного фонда и достаточности местного бюджета по решению органа местного самоуправления может быть создан краеведческий музей, а также тематические музеи, посвященные памятным историческим событиям, мемориальные музеи, технические музеи, музеи народной культуры. Художественные коллекции могут входить в состав краеведческого музея или на их основе может быть создан художественный музей (галерея). Самостоятельные художественные музеи муниципальных образований должны приниматься к учету как сетевая единица тематического музея.
5. Определение предельно допустимых антропогенных нагрузок на объекты культурного наследия, в которых размещены музеи, осуществляется на основе разработанных Министерством культуры Российской Федерации Методических рекомендаций по разработке нормативов посещаемости музеев-заповедников в зависимости от их возможностей по приему посетителей, направленных на повышение эффективности работы по обеспечению сохранения и презентации культурного и природного наследия.
IV. Нормы и нормативы размещения учреждений культуры клубного типа
1. В соответствии с полномочиями органов местного самоуправления по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, и по созданию условий для развития народного художественного творчества создаются учреждения клубного типа, которые действуют на основании Примерного положения о государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа (далее именуется - Положение), утвержденного решением Коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 29.05.2002 г. N 10 с изменениями, внесенными в Положение письмом Министра культуры Российской Федерации от 22 сентября 2009 года N 43-01-39/01. "О некоторых мерах по стимулированию деятельности муниципальных учреждений культуры".
Рекомендуемые нормы и нормативы оптимального размещения учреждений культуры клубного типа установлены в таблице 6.
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица N 6
Административно-территориальные уровни обеспечения услуг |
Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта |
Обеспеченность тыс. человек на населенный пункт |
Единица измерения (сетевая единица) |
Доступность |
Муниципальный район |
Дом культуры |
Административный центр муниципального района |
1 |
Транспортная доступность 15-60 минут |
Сельское поселение |
Дом культуры |
Административный центр сельского поселения |
1 |
Шаговая доступность 15-30 минут/ Транспортная доступность 15-30 минут |
Дома культуры/клуб |
населенные пункты сельского поселения с населением от 300 человек |
1 |
Шаговая доступность 15-30 минут/ Транспортная доступность 15-30 минут |
2. Под учреждением клубного типа понимается организация, основной деятельностью которой является создание условий для занятий любительским художественным творчеством, предоставление населению услуг социально-культурного, просветительского и досугового характера.
За сетевую единицу принимаются учреждения культуры клубного типа всех форм собственности.
3. Минимальный перечень подвидов учреждений культуры клубного типа составляют:
- муниципальные научно-методические центры, национально-культурные центры, дома ремесел, дома фольклора, Дома (Центры) культуры.
Количество таких учреждений определяется в соответствии с нормативно-правовыми актами Кумылженского муниципального района исходя из культурного разнообразия территории и уровня бюджетной обеспеченности.
4. Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа на уровне муниципального района, в целях обеспечения межпоселенческих функций по обеспечению досуга населения и создания условий для развития народного художественного творчества, предусматривают создание районного Дома культуры, обеспечивающего методическое руководство и творческую координацию развития самодеятельного искусства и народного творчества на территории муниципального района.
Нормы и нормативы размещения учреждений клубного типа в сельских поселениях предусматривают наличие 1 Дома культуры в административном центре сельского поселения, а также его филиалов (Домов культуры/клубов), которые создаются в населенных пунктах сельского населения согласно нормативу (таблица 6) в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
Органы местного самоуправления сельских поселений имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для создания Домов культуры (клубов) в порядке, предусмотренном решением представительного органа муниципального образования.
5. Центры культурного развития создаются на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 г. N 2716-р "Об утверждении Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации" и согласно Плану мероприятий "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры" (далее именуется - "дорожная карта"), утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. N 2606-р, являются одним из показателей проведения структурных реформ в сфере культуры (раздел II "дорожной карты") в целях выравнивания диспропорций по качеству предоставления и разнообразия услуг в сфере культуры для населения в малых городах и сельской местности; обеспечения максимальной вовлеченности населения в культурно-творческую деятельность; создания новых возможностей для творческой самореализации и культурного развития населения; создания условий для межнационального культурного обмена; повышения качества жизни населения.
Данный вид учреждения культуры предусмотрен Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, по разделу "Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений" по коду 90.04.2 "деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания".
Рекомендуется создание центра культурного развития на уровне муниципального района.
Создание Центров культурного развития в сельских поселениях осуществляется при наличии потребности по решению органов местного самоуправления за счет собственных средств.
6. С учетом плотности населения, функциональных задач и технической оснащенности учреждения культуры клубного типа, в пределах одного муниципального образования, могут различаться по мощностным характеристикам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области от 30 октября 2017 г. N 718 "Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры, расположенных на территории Кумылженского муниципального района Волгоградской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его обнародования
Текст постановления опубликован на официальном сайте Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области (http://www.kumadmin.ru)
Постановлением Администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области от 20 декабря 2024 г. N 780 настоящий документ признан утратившим силу с 24 декабря 2024 г.