Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 20 февраля 2018 г. N 404н
"На постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 18.06.2014 N 21/6 "Об утверждении Административного регламента комитета тарифного регулирования Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае,
если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению комитетом, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых комитетом применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций" (в редакции от 20.08.2014 N 32/2, от 11.02.2015 N 3/5, от 20.05.2015 N 17/7, от 03.06.2015 N 20/7, от 08.07.2015 N 26/10, от 11.09.2015 N 36/7, от 18.11.2015 N 47/98, от 03.02.2016 N 4/3, от 24.08.2016 N 32/7, от 23.12.2016 N 51/41, от 24.05.2017 N 15/3, от 05.07.2017 N 22/7)"
Председателю
комитета тарифного регулирования
Волгоградской области
С.А. Гореловой
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертизы постановления комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 18.06.2014 N 21/6 "Об утверждении Административного регламента комитета тарифного регулирования Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению комитетом, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых комитетом применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций" (в редакции от 20.08.2014 N 32/2, от 11.02.2015 N 3/5, от 20.05.2015 N 17/7, от 03.06.2015 N 20/7, от 08.07.2015 N 26/10, от 11.09.2015 N 36/7, от 18.11.2015 N 47/98, от 03.02.2016 N 4/3, от 24.08.2016 N 32/7, от 23.12.2016 N 51/41, от 24.05.2017 N 15/3, от 05.07.2017 N 22/7) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз послужила собственная инициатива Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, поскольку имеются основания полагать, что в предыдущем экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие федеральному законодательству и экспертное заключение должно быть изменено (на основании пунктов 5 и 10 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 N 87).
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утвержден административный регламент комитета тарифного регулирования Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению Комитетом, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых Комитетом применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере контроля ценообразования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Волгоградской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "постановления"
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2017 N 503-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 27.11.2017 N 355-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 27.11.2017 N 332-ФЗ);
- Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 29.07.2017 N 279-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции от 27.12.2017 N 1663);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности" (в редакции от 27.09.2016 N 971);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 25.10.2017 N 1296);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 "О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (в редакции от 05.02.2016 N 78);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 17.11.2017 N 105-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 N 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций" (в редакции от 26.06.2017 N 322-п);
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 N 32-п "Об утверждении Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области" (в редакции от 29.09.2017 N 519-п);
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
В соответствие с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 7 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, а также разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.15 Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 06 февраля 2014 г. N 32-п, комитет тарифного регулирования Волгоградской области (далее - Комитет) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению Комитетом, требований о принятии программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, установленных Комитетом применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит комитет тарифного регулирования Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 06 февраля 2014 г. N 32-п, комитет тарифного регулирования Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 3.4 названного Положения для определения основных направлений деятельности в сфере регулирования и принятия соответствующих решений в Комитете образуется коллегия комитета тарифного регулирования Волгоградской области (коллегиальный орган) (далее именуется - коллегия Комитета).
Решения, принятые на заседании коллегии Комитета, оформляются протоколом, который подписывается председателем Комитета и всеми присутствующими на этом заседании членами коллегии Комитета.
Решения, принимаемые коллегией Комитета, оформляются постановлениями Комитета (до вступления в силу редакции от 23.01.2015 N 38-п).
Согласно абзацу 5 пункта 3.3 названого Постановления председатель Комитета издает приказы Комитета (в редакции от 23.01.2015 N 38-п).
Таким образом, исследуемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органа исполнительной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Постановления выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно пункту 1.1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в редакции от 14.10.2014 N 307-ФЗ) при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пункту 1.1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в действующей редакции от 03.07.2016 при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Однако в соответствии с подпунктом 2 абзаца 4 пункта 49 Административного регламента при проведении проверки должностные лица Комитета не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Таким образом, положения подпункта 2 абзаца 4 пункта 49 Административного регламента не соответствуют положениям пункта 1.1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в действующей редакции.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 25.06.2014 N 112.
Постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.08.2014 N 32/2, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 27.08.2014 N 157.
Приказы комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 11.02.2015 N 3/5, от 20.05.2015 N 17/7, от 03.06.2015 N 20/7, от 08.07.2015 N 26/10, от 11.09.2015 N 36/7, от 18.11.2015 N 47/98, от 03.02.2016 N 4/3, от 24.08.2016 N 32/7, от 23.12.2016 N 51/41, от 24.05.2017 N 15/3, от 05.07.2017 N 22/7, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 18.02.2015 N 29, от 27.05.2015 N 93, от 06.06.2015 N 101, от 11.07.2015 N 120, от 24.09.2015 N 152, от 26.11.2015 N 179, от 10.02.2016 N 22, от 30.08.2016 N 169, от 30.12.2016 N 274-сп, от 30.05.2017 N 93, от 11.07.2017 N 118.
Вывод: постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 18.06.2014 N 21/6 "Об утверждении Административного регламента комитета тарифного регулирования Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению комитетом, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых комитетом применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций" (в редакции от 20.08.2014 N 32/2, от 11.02.2015 N 3/5, от 20.05.2015 N 17/7, от 03.06.2015 N 20/7, от 08.07.2015 N 26/10, от 11.09.2015 N 36/7, от 18.11.2015 N 47/98, от 03.02.2016 N 4/3, от 24.08.2016 N 32/7, от 23.12.2016 N 51/41, от 24.05.2017 N 15/3, от 05.07.2017 N 22/7) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству; просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 20 февраля 2018 г. N 404н "На постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 18.06.2014 N 21/6 "Об утверждении Административного регламента комитета тарифного регулирования Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары и услуги таких организаций подлежат установлению комитетом, требований о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и требований к этим программам, устанавливаемых комитетом применительно к регулируемым видам деятельности указанных организаций" (в редакции от 20.08.2014 N 32/2, от 11.02.2015 N 3/5, от 20.05.2015 N 17/7, от 03.06.2015 N 20/7, от 08.07.2015 N 26/10, от 11.09.2015 N 36/7, от 18.11.2015 N 47/98, от 03.02.2016 N 4/3, от 24.08.2016 N 32/7, от 23.12.2016 N 51/41, от 24.05.2017 N 15/3, от 05.07.2017 N 22/7)"
Текст заключения официально опубликован не был