Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 20 февраля 2018 г. N 406н
"На постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 09.07.2014 N 27/7 "Об утверждении Административного регламента комитета тарифного регулирования Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями,
осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и (или) очистки сточных вод, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями по передаче тепловой энергии, региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, и субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии на территории Волгоградской области" (в редакции от 29.10.2014 N 43/26, от 11.02.2015 N 3/5, от 20.05.2015 N 17/7, от 03.06.2015 N 20/7, от 08.07.2015 N 26/10, от 18.11.2015 N 47/98, от 24.08.2016 N 32/9, от 23.12.2016 N 51/42, от 24.05.2017 N 15/3, от 05.07.2017 N 22/7)"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертизы постановления комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 09.07.2014 N 27/7 "Об утверждении Административного регламента комитета тарифного регулирования Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и (или) очистки сточных вод, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями по передаче тепловой энергии, региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, и субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии на территории Волгоградской области" (в редакции от 29.10.2014 N 43/26, от 11.02.2015 N 3/5, от 20.05.2015 N 17/7, от 03.06.2015 N 20/7, от 08.07.2015 N 26/10, от 18.11.2015 N 47/98, от 24.08.2016 N 32/9, от 23.12.2016 N 51/42, от 24.05.2017 N 15/3, от 05.07.2017 N 22/7) (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз послужила собственная инициатива Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области, поскольку имеются основания полагать, что в предыдущем экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в правовом акте противоречие федеральному законодательству и экспертное заключение должно быть изменено (на основании пунктов 5 и 10 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 N 87).
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утвержден административный регламент комитета тарифного регулирования Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и (или) очистки сточных вод, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями по передаче тепловой энергии, организациями коммунального комплекса и субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии на территории Волгоградской области (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются общественные отношения, по исполнению государственной функции в части осуществления государственного надзора за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в редакции от 29.07.2017 N 279-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 31.12.2017 N 503-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 27.11.2017 N 355-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 27.11.2017 N 332-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (в редакции от 29.07.2017 N 279-ФЗ);
- Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции от 29.07.2017 N 273-ФЗ);
- Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 29.07.2017 N 279-ФЗ);
- Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции от 30.04.2016 N 203);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в редакции от 27.12.2017 N 1663);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 N 340 "О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности" (в редакции от 27.09.2016 N 971);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 25.10.2017 N 1296);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2013 N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения" (в редакции от 21.06.2016 N 564);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 17.11.2017 N 105-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 N 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций" (в редакции от 26.06.2017 N 322-п);
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 06.02.2014 N 32-п "Об утверждении Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области" (в редакции от 29.09.2017 N 519-п);
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике" определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые указанными органами цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков.
Пунктом 14 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении" установлено, что государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
В соответствие с пунктом 7 статьи 34 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" проверки соблюдения стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения проводятся при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Частью 1 статьи 35 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) (далее - органы государственного контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, а также разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2.8 Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 06 февраля 2014 г. N 32-п, комитет тарифного регулирования Волгоградской области (далее - Комитет) осуществляет контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, в части технологического присоединения, расположенным в пределах территории Волгоградской области.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит комитет тарифного регулирования Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 06 февраля 2014 г. N 32-п, комитет тарифного регулирования Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 3.4 названного Положения для определения основных направлений деятельности в сфере регулирования и принятия соответствующих решений в Комитете образуется коллегия комитета тарифного регулирования Волгоградской области (коллегиальный орган) (далее именуется - коллегия Комитета).
Решения, принятые на заседании коллегии Комитета, оформляются протоколом, который подписывается председателем Комитета и всеми присутствующими на этом заседании членами коллегии Комитета.
Решения, принимаемые коллегией Комитета, оформляются постановлениями Комитета (до вступления в силу редакции от 23.01.2015 N 38-п).
Согласно абзацу 5 пункта 3.3 названого Постановления председатель Комитета издает приказы Комитета (в редакции от 23.01.2015 N 38-п).
Таким образом, исследуемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органа исполнительной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Постановления выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Согласно пункту 1.1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (в редакции от 14.10.2014 N 307-ФЗ) при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно пункту 1.1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в действующей редакции от 03.07.2016 при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Однако в соответствии с подпунктом 2 абзаца 4 пункта 73 Административного регламента при проведении проверки должностные лица Комитета не вправе проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации.
Таким образом, положения подпункта 2 абзаца 4 пункта 73 Административного регламента не соответствуют положениям пункта 1.1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ в действующей редакции.
В тексте исследуемого Постановления выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Абзацем 2 пункта 35 Административного регламента установлено, что риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Положения абзаца 2 статьи 34 Административного регламента установлены постановлением комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 09.07.2014 N 27/7, а не Федеральным законом. Кроме того, по тексту нормы не ясно каким именно Федеральным законом регулируются указанные общественные отношения.
Предлагаем изложить абзац 2 статьи 34 Административного регламента следующим образом: "Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности".
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 25.06.2014 N 112.
Постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 20.08.2014 N 32/2, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликовано в региональной газете "Волгоградская правда" от 27.08.2014 N 157.
Приказы комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 11.02.2015 N 3/5, от 20.05.2015 N 17/7, от 03.06.2015 N 20/7, от 08.07.2015 N 26/10, от 11.09.2015 N 36/7, от 18.11.2015 N 47/98, от 03.02.2016 N 4/3, от 24.08.2016 N 32/7, от 23.12.2016 N 51/41, от 24.05.2017 N 15/3, от 05.07.2017 N 22/7 которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 18.02.2015 N 29, от 27.05.2015 N 93, от 06.06.2015 N 101, от 11.07.2015 N 120, от 24.09.2015 N 152, от 26.11.2015 N 179, от 10.02.2016 N 22, от 30.08.2016 N 169, от 30.12.2016 N 274-сп, от 30.05.2017 N 93, от 11.07.2017 N 118.
Вывод: постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 09.07.2014 N 27/7 "Об утверждении Административного регламента комитета тарифного регулирования Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и (или) очистки сточных вод, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями по передаче тепловой энергии, региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, и субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии на территории Волгоградской области" (в редакции от 29.10.2014 N 43/26, от 11.02.2015 N 3/5, от 20.05.2015 N 17/7, от 03.06.2015 N 20/7, от 08.07.2015 N 26/10, от 18.11.2015 N 47/98, от 24.08.2016 N 32/9, от 23.12.2016 N 51/42, от 24.05.2017 N 15/3, от 05.07.2017 N 22/7) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству; просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 20 февраля 2018 г. N 406н "На постановление комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 09.07.2014 N 27/7 "Об утверждении Административного регламента комитета тарифного регулирования Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения, водоотведения и (или) очистки сточных вод, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями по передаче тепловой энергии, региональными операторами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, и субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии на территории Волгоградской области" (в редакции от 29.10.2014 N 43/26, от 11.02.2015 N 3/5, от 20.05.2015 N 17/7, от 03.06.2015 N 20/7, от 08.07.2015 N 26/10, от 18.11.2015 N 47/98, от 24.08.2016 N 32/9, от 23.12.2016 N 51/42, от 24.05.2017 N 15/3, от 05.07.2017 N 22/7)"
Текст заключения официально опубликован не был