Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 24.02.2011 N 101 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 13.04.2011 N 200, от 12.12.2011 N 859, от 31.01.2012 N 49, от 02.04.2012 N 174, от 06.06.2013 N 510, от 07.11.2013 N 1078, от 13.05.2014 N 753, от 06.05.2015 N 684, от 06.08.2015 N 1161, от 28.09.2015 N 1388, от 20.06.2016 N 681, от 26.12.2016 N 1823, от 20.06.2017 N 979, от 14.05.2018 N 709) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 14.05.2018 N 709 "О внесении изменений в приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 24 февраля 2011 г. N 101 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления комитетом социальной защиты населения Волгоградской области государственной услуги "Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета".
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в ходе предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Жилищным кодексом Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 07.03.2018 N 56-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 07.03.2018 N 56-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.06.2018 N 147-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 04.06.2018 N 146-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (в редакции от 18.04.2018 N 464);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 13.06.2018 N 676);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 17.11.2017 N 105-ОД);
- Законом Волгоградской области от 31.12.2015 N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области" (в редакции от 25.12.2017 N 127-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 09.04.2018 N 147-п);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 33-п "Об утверждении Положения о комитете социальной защиты населения Волгоградской области" (в редакции от 26.06.2018 N 281-п).
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 23.01.2017 N 23-п "О социальной норме площади жилья";
- Приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 19.04.2016 N 396 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств областного бюджета" (в редакции от 05.06.2018 N 880).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Система органов исполнительной власти Волгоградской области устанавливается законом Волгоградской области, который вносится Губернатором Волгоградской области в Волгоградскую областную Думу.
Управление социальной защиты населения администрации Волгоградской области, как орган исполнительной власти Волгоградской области, ранее было предусмотрено Законом Волгоградской области от 10.11.2008 N 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
Вместе с тем обозначенный выше региональный нормативный правовой акт утратил силу в связи с принятием Закона Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области".
В соответствии с приложением к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет социальной защиты населения Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 33-п Комитет социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере государственной семейной политики, государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке или помощи на территории Волгоградской области, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3. обозначенного выше Положения председатель Комитет издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Административного регламента выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
30.03.2018 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления", принятый во исполнение пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 747-р в целях совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 5 плана, утвержденного распоряжением"
Согласно пунктам 8 и 9 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (редакции от 29.12.2017 N 479-ФЗ) заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;
- приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Однако указанный Административный регламент в разделе 5 "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решения и действия (бездействия) Центра, а также его должностных лиц" в пункте 5.2 не содержит указанных требований.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии в Административном регламенте положений, установленных Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления".
В тексте исследуемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Согласно части 4 статьи 8 Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (редакции от 29.12.2017 N 479-ФЗ) в случае внесения изменений в выданный по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, многофункционального центра и (или) работника многофункционального центра, плата с заявителя не взимается.
Вместе с тем 16.04.2018 вступило в силу постановление Администрации Волгоградской области от 09.04.2018 N 147-п "О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг", вносящее дополнение в подпункт 10 пункта 3.4.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 3.4 постановления Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" административный регламент предоставления государственной услуги должен содержать в разделе "Стандарт предоставления государственной услуги" требование о запрете взимать плату с заявителя в случае внесения изменений в выданный по результатам предоставления государственной услуги документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа, предоставляющего государственную услугу, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, привлеченных организаций, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.
Однако в тексте пункта 2.15 Административного регламента указанный запрет отсутствует.
Таким образом, исследуемый Административный регламент необходимо привести в соответствие с региональным законодательством.
Текст исследуемого нормативного правового опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 02.03.2011 N 37.
Приказы Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 13.04.2011 N 200, от 12.12.2011 N 859, от 31.01.2012 N 49, от 02.04.2011 N 174, которыми внесены изменения в анализируемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 20.04.2011 N 70, от 21.12.2011 N 240, от 08.02.2012 N 22, от 11.04.2012 N 63.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "от 02.04.2012 N 174"
Приказы министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 06.06.2013 N 510, от 07.11.2013 N 1078, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 14.06.2013 N 105, от 13.11.2013 N 212.
Приказ министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области от 13.05.2014 N 753, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 21.05.2014 N 88.
Приказы комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 06.05.2015 N 684, от 06.08.2015 N 1161, от 28.09.2015 N 1388, от 20.06.2016 N 681, от 26.12.2016 N 1823, от 20.06.2017 N 979, от 14.05.2018 N 709 которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 20.05.2015 N 88, от 11.08.2015 N 133, от 13.10.2015 N 160, от 28.06.2016 N 116, от 17.01.2017 N 4, от 27.06.2017 N 111, от 25.05.2018 N 58.
Вывод: приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 24.02.2011 N 101 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 13.04.2011 N 200, от 12.12.2011 N 859, от 31.01.2012 N 49, от 02.04.2012 N 174, от 06.06.2013 N 510, от 07.11.2013 N 1078, от 13.05.2014 N 753, от 06.05.2015 N 684, от 06.08.2015 N 1161, от 28.09.2015 N 1388, от 20.06.2016 N 681, от 26.12.2016 N 1823, от 20.06.2017 N 979, от 14.05.2018 N 709) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленные несоответствие федеральному законодательству и нарушение правил юридической техники; просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 6 июля 2018 г. N 1604н "На приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 24.02.2011 N 101 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 13.04.2011 N 200, от 12.12.2011 N 859, от 31.01.2012 N 49, от 02.04.2012 N 174, от 06.06.2013 N 510, от 07.11.2013 N 1078, от 13.05.2014 N 753, от 06.05.2015 N 684, от 06.08.2015 N 1161, от 28.09.2015 N 1388, от 20.06.2016 N 681, от 26.12.2016 N 1823, от 20.06.2017 N 979, от 14.05.2018 N 709)"
Текст заключения официально опубликован не был