Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" проведены повторные правовая и антикоррупционная экспертизы приказа Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 20.06.2011 N 339 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 02.08.2011 N 510А, от 29.06.2012 N 395, от 30.07.2013 N 712, от 24.09.2013 N 924, от 30.12.2013 N 1410, от 20.05.2014 N 787, от 20.08.2015 N 1227, от 14.10.2016 N 1347, от 11.04.2017 N 571, от 21.05.2018 N 764) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторных правовой и антикоррупционной экспертиз является принятие федерального закона по вопросу, регулируемому рассматриваемым правовым актом (на основании абзаца 3 пункта 10 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 N 87).
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления комитетом социальной защиты населения Волгоградской области государственной услуги "Предоставление единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью".
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в ходе предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции от 29.07.2018 N 264-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 07.03.2018 N 56-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 04.06.2018 N 146-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1119 "О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью" (в редакции от 25.05.2016 N 464);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 13.06.2018 N 676);
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (в редакции от 04.05.2016 N 212н);
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 17.11.2017 N 105-ОД);
- Законом Волгоградской области от 31.12.2015 N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области" (в редакции от 25.12.2017 N 127-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 11.04.2011 N 156-п "Об утверждении Порядка осуществления и учета расходов областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью" (в редакции от 26.10.2015 N 640-п);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 09.04.2018 N 147-п);
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 25.09.2012 N 385-п "О перечне государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 09.06.2017 N 303-п);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 33-п "Об утверждении Положения о комитете социальной защиты населения Волгоградской области" (в редакции от 26.06.2018 N 281-п).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, согласно пункту 17 Перечня государственных услуг, предоставление которых организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг государственными учреждениями Волгоградской области, утвержденному постановлением Правительства Волгоградской области от 25.09.2012 N 385-п государственная услуга "Предоставление единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью" организуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет социальной защиты населения Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 33-п Комитет социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере государственной семейной политики, государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке или помощи на территории Волгоградской области, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3. обозначенного выше Положения председатель Комитет издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Административного регламента выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
30.03.2018 вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2017 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления", принятый во исполнение пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 747-р в целях совершенствования механизма предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 5 плана, утвержденного распоряжением"
Согласно пунктам 8 и 9 статьи 11.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (редакции от 29.12.2017 N 479-ФЗ) заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги;
- приостановление предоставления государственной или муниципальной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. В указанном случае досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) многофункционального центра, работника многофункционального центра возможно в случае, если на многофункциональный центр, решения и действия (бездействие) которого обжалуются, возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме в порядке, определенном частью 1.3 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Однако указанный Административный регламент в разделе 5 "Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решения и действия (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц" в пункте 5.2 не содержит указанных требований.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии в Административном регламенте положений, установленных Федеральным законом от 29.12.2017 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления".
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 29.06.2011 N 117.
Приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 02.08.2011 N 510А, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 10.08.2011 N 147.
Приказы министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 29.06.2012 N 395, от 30.07.2013 N 712, от 24.09.2013 N 924, от 30.12.2013 N 1410, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 11.07.2012 N 122, от 07.08.2013 N 143, от 02.10.2013 N 183, от 15.01.2014 N 5.
Приказ Минтрудсоцзащиты Волгоградской области от 20.05.2014 N 787, которым вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 28.05.2014 N 94.
Приказы комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 20.08.2015 N 1227, от 14.10.2016 N 1347, от 11.04.2017 N 571, от 21.05.2018 N 764, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 29.08.2015 N 141, от 25.10.2016 N 217, от 25.04.2017 N 72, от 30.05.2018 N 60.
Вывод: приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 20.06.2011 N 339 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 02.08.2011 N 510А, от 29.06.2012 N 395, от 30.07.2013 N 712, от 24.09.2013 N 924, от 30.12.2013 N 1410, от 20.05.2014 N 787, от 20.08.2015 N 1227, от 14.10.2016 N 1347, от 11.04.2017 N 571, от 21.05.2018 N 764) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие федеральному законодательству; просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления |
М.Ю. Зелепукин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 7 сентября 2018 г. N 1982н "На приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 20.06.2011 N 339 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 02.08.2011 N 510А, от 29.06.2012 N 395, от 30.07.2013 N 712, от 24.09.2013 N 924, от 30.12.2013 N 1410, от 20.05.2014 N 787, от 20.08.2015 N 1227, от 14.10.2016 N 1347, от 11.04.2017 N 571, от 21.05.2018 N 764)"
Текст заключения официально опубликован не был