Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 24.10.2018 N 382 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов" (далее - Приказ, Административный регламент) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого Приказа.
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент предоставления комитетом социальной защиты населения Волгоградской области государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в ходе предоставления мер социальной поддержки в организации сопровождения при содействии занятости инвалидов.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Трудовым кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 03.10.2018 N 350-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 29.07.2018 N 272-ФЗ);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции от 29.07.2018 N 269-ФЗ)
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 27.08.2018 N 996);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (в редакции от 04.08.2015 N 790);
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08.11.2010 N 972н "О Порядке ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений" (в редакции от 21.04.2017 N 378н);
- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи"
- Приказом Минтруда России от 03.08.2018 N 518н "Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 14.09.2018 N 98-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011 N 369-п "О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 09.04.2018 N 147-п);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 35-п "Об утверждении Положения о комитете по труду и занятости населения Волгоградской области" (в редакции от 06.08.2018 N 349-п).
Согласно пунктам "ж", "к" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита и трудовое законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги "Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов".
В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право на содействие трудовой занятости инвалидов, в том числе стимулирование создания специальных рабочих мест для их трудоустройства, а также определение порядка проведения специальных мероприятий для предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости.
Статьей 3 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 указанного выше Федерального закона установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Пунктом 2.1.3 Положения о комитете по труду и занятости населения Волгоградской области, утвержденное постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 35-п комитет по труду и занятости населения Волгоградской области в сфере содействия занятости населения организует работу по оказанию следующей государственной услуги "Организация сопровождения при содействии занятости инвалидов".
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет по труду и занятости населения Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1 Положения о комитете по труду и занятости населения Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 35-п установлено, что комитет по труду и занятости населения Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере занятости населения, социально-трудовой сфере, включая вопросы оплаты труда и его охраны, государственной экспертизы условий труда.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3. обозначенного выше Положения Председатель издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте Административного регламента выявлены несоответствия федеральному законодательству, заключающиеся в следующем.
1) Согласно подпункту "д" пункта 14 правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373, стандарт предоставления государственной услуги должен содержать подраздел "Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги".
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги (с указанием их реквизитов и источников официального опубликования), подлежит обязательному размещению на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу, в сети "Интернет", в федеральном реестре и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
В данном подразделе административного регламента должно содержаться указание на соответствующее размещение перечня указанных нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги на своем официальном сайте, а также в соответствующем разделе федерального реестра.
Орган, предоставляющий государственную услугу, обеспечивает размещение и актуализацию перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, на своем официальном сайте, а также в соответствующем разделе федерального реестра.
Однако пункт 2.5 Административного регламента не содержит указание на размещение перечня нормативных правовых актов на своем официальном сайте, а также в соответствующем разделе федерального реестра.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии в Административном регламенте положений, установленных правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373.
2) 18.10.2018 вступил в силу Федеральный закон от 19.07.2018 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг", в соответствии с которым вводится новое основание предмета досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу.
Так, согласно пункту "и" части 1 статьи 11.1 заявитель может обратиться с жалобой в том числе в случае требования у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В статье 11.1 Федерального закона пункт "и" части 1 отсутствует
Однако пункт 5.2. Административного регламента не содержит указанного основания предмета досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в отсутствии в Административном регламенте положений, установленных Федеральным законом от 19.07.2018 N 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг".
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru от 26.10.2018, в региональной газете "Волгоградская правда" от 02.11.2018 N 127.
Вывод: приказ комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 24.10.2018 N 382 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов" не соответствует действующему федеральному законодательству в части положений, указанных в настоящем экспертном заключении.
Предлагаем устранить выявленные несоответствия федеральному законодательству и просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
И.о. начальника Управления |
А.А. Антипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 12 ноября 2018 г. N 2613н "На приказ комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 24.10.2018 N 382 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов"
Текст заключения официально опубликован не был