Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 14 марта 2019 г. N 725н
"На приказ комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 22.08.2017 N 121 "Об утверждении административного регламента осуществления комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия" (в редакции от 18.01.2018 N 1, от 05.03.2018 N 10, от 05.12.2018 N 254, от 04.02.2019 N 23)"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" проведены правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 22.08.2017 N 121 "Об утверждении административного регламента осуществления комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия" (в редакции от 18.01.2018 N 1, от 05.03.2018 N 10, от 05.12.2018 N 254, от 04.02.2019 N 23) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы является издание и поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 04.02.2019 N 23 "О внесении изменений в приказ комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 22.08.2017 N 121 "Об утверждении административного регламента исполнения комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области государственной функции по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия".
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия" (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа являются общественные отношения, по осуществлению регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- Земельным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 29.07.2018 N 272-ФЗ);
- Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции от 19.12.2016 N 431-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 06.02.2019 N 3-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2018 N 528-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 27.12.2018 N 511-ФЗ);
- Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (в редакции от 28.12.2017 N 423-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 03.11.2018 N 1307);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 N 740 "О федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия" (в редакции от 12.05.2018 N 569);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2015 N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 01.07.2009 N 1908-ОД "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области" (в редакции от 17.12.2018 N 140-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 N 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора)" (в редакции от 12.11.2018 N 514-п);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 09.11.2015 N 674-п "Об утверждении Порядка осуществления государственной услуги "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на территории Волгоградской области" (в редакции от 27.12.2017 N 684-п);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 697-п "Об утверждении Положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области" (в редакции от 12.02.2019 N 49-п).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, а также разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 3 Закона Волгоградской области "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области" установлено, что региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) осуществляется областным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном Администрацией Волгоградской области.
Согласно пункту 2.1 Порядка осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 09.11.2015 N 674-п, региональный государственный надзор осуществляется комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области (далее именуется - Комитет) в рамках установленной компетенции и в соответствии с обязательными требованиями.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" в систему органов исполнительной власти Волгоградской области входит комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 19.12.2016 N 697-п (далее - Положение), комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Волгоградской области.
Согласно абзацу 5 пункта 3.3 названого Положения председатель Комитета издает приказы Комитета.
Таким образом, исследуемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органа исполнительной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого Приказа выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
На основании ч. 4 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 N 1680 утверждены общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - Общие требования).
Пунктами 3 и 4 Общих требований определено, что программа профилактики нарушений разрабатывается в соответствии с данными требованиями, актами об организации профилактической работы и утверждается на следующий год до 20 декабря текущего года.
В то же время, п. 17 Административного регламента предусмотрено утверждение программы профилактики нарушений не позднее 31 декабря.
Таким образом п. 17 Административного регламента устанавливает отличные от требований федерального законодательства сроки принятия программ профилактики.
На основании изложенного необходимо привести в соответствие с федеральным законодательством исследуемый Административный регламент.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст рассматриваемого нормативного правового акта опубликован 23.08.2017 на официальном интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Приказы комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 18.01.2018 N 1, от 05.03.2018 N 10, от 05.12.2018 N 254, от 04.02.2019 N 23, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, опубликованы 19.01.2018, 07.03.2018, 07.12.2018, 07.02.2019 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Вывод: приказ комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 22.08.2017 N 121 "Об утверждении административного регламента предоставления комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия" (в редакции от 18.01.2018 N 1, от 05.03.2018 N 10, от 05.12.2018 N 254, от 04.02.2019 N 23) не соответствует действующему федеральному законодательству в части положений, указанных в настоящем экспертном заключении.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие федеральному законодательству.
Начальник Управления |
П.В. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 14 марта 2019 г. N 725н "На приказ комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 22.08.2017 N 121 "Об утверждении административного регламента осуществления комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального, местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия" (в редакции от 18.01.2018 N 1, от 05.03.2018 N 10, от 05.12.2018 N 254, от 04.02.2019 N 23)"
Текст заключения опубликован не был