Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 г. N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" проведены повторная правовая и антикоррупционная экспертизы приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 22.05.2015 N 770 "Об утверждении административного регламента комитета социальной защиты населения Волгоградской области осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан на территории Волгоградской области" (в редакции от 01.06.2015 N 847, от 06.07.2016 N 783, от 23.08.2016 N 1031, от 11.01.2017 N 39, от 16.11.2017 N 1852, от 10.09.2018 N 1494, от 25.12.2018 N 2284) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторной правовой и антикоррупционной экспертизы является принятие акта федерального законодательства по вопросу, регулируемому рассматриваемым правовым актом (на основании абзаца 3 пункта 10 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 N 87).
Правовой экспертизой установлено следующее:
Исследуемым Приказом утвержден административный регламент комитета социальной защиты населения Волгоградской области осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан на территории Волгоградской области (далее - Административный регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 29.07.2018 N 272-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06.02.2019 N 3-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2018 N 528-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 27.12.2018 N 511-ФЗ);
- Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (в редакции от 07.03.2018 N 56-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 03.11.2018 N 1307);
- Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 30.09.2016 N 620);
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.07.2015 N 527н "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере труда, занятости и социальной защиты населения, а также оказания им при этом необходимой помощи";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 21.11.2002 N 757-ОД "Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области" (в редакции от 05.04.2018 N 41-ОД);
- Законом Волгоградской области от 15.03.2012 N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 14.09.2018 N 98-ОД);
- Законом Волгоградской области от 06.11.2014 N 140-ОД "О социальном обслуживании граждан в Волгоградской области" (в редакции от 17.12.2018 N 140-ОД);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 10.10.2011 N 592-п "О разработке и утверждении административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора)" (в редакции от 12.11.2018 N 514-п);
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 27.10.2014 N 594-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан на территории Волгоградской области" (в редакции от 12.11.2018 N 536-п);
- Постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 33-п "Об утверждении Положения о комитете социальной защиты населения Волгоградской области" (в редакции от 12.11.2018 N 532-п).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), относится организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора). Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, а также разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" региональный государственный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан на территории Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 27.10.2014 N 594-п, установлено, что государственный контроль осуществляется комитетом социальной защиты населения Волгоградской области в соответствии с федеральными законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 2.37. Положения о комитете социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 33-п, комитет социальной защиты населения Волгоградской области осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет социальной защиты населения Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно пункту 1.1. Положения о комитете социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 N 33-п, Комитет социальной защиты населения Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере государственной семейной политики, государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке или помощи на территории Волгоградской области, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3. обозначенного выше Положения председатель Комитет издает приказы Комитета.
Таким образом, издание исследуемого правовой экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
На основании части 4 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 приняты общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (далее - Общие требования).
В соответствии с частями 3-5 Общих требований разработка программы профилактики нарушений осуществляется в соответствии с данным документом и актами об организации профилактической работы. Программа профилактики нарушений на следующий год утверждается ежегодно, до 20 декабря текущего года.
Вместе с тем согласно пункту 3.8.4. Административного регламента результатом административной процедуры по подготовке ежегодной программы является утвержденная председателем комитета (заместителем председателя комитета) ежегодная программа не позднее 31 декабря года.
Таким образом, пункт 3.8.4. Административного регламента устанавливает отличные от требований федерального законодательства сроки принятия программ профилактики.
На основании изложенного необходимо привести в соответствие с региональным законодательством исследуемый Административный регламент.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст рассматриваемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 29.05.2015 N 95
Тексты приказов комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 01.06.2015 N 847, от 06.07.2016 N 783, от 23.08.2016 N 1031, от 11.01.2017 N 39, от 16.11.2017 N 1852, от 10.09.2018 N 1494, от 25.12.2018 N 2284, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 17.06.2015 N 106, от 26.07.2016 N 139, от 06.09.2016 N 175, от 24.01.2017 N 9, от 01.12.2017 N 191, от 21.09.2018 N 109, от 04.01.2019 N 2.
Вывод: приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 22.05.2015 N 770 "Об утверждении административного регламента комитета социальной защиты населения Волгоградской области осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан на территории Волгоградской области" (в редакции от 01.06.2015 N 847, от 06.07.2016 N 783, от 23.08.2016 N 1031, от 11.01.2017 N 39, от 16.11.2017 N 1852, от 10.09.2018 N 1494, от 25.12.2018 N 2284) не соответствует действующему федеральному законодательству в части положений, указанных в настоящем экспертном заключении.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие федеральному законодательству.
Начальник Управления |
П. В. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 12 марта 2019 г. N 722н "На приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 22.05.2015 N 770 "Об утверждении административного регламента комитета социальной защиты населения Волгоградской области осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан на территории Волгоградской области" (в редакции от 01.06.2015 N 847, от 06.07.2016 N 783, от 23.08.2016 N 1031, от 11.01.2017 N 39, от 16.11.2017 N 1852, от 10.09.2018 N 1494, от 25.12.2018 N 2284)"
Текст заключения опубликован не был