Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 N 26 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" проведены повторная правовая и антикоррупционная экспертизы приказа министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 28.07.2014 N 234 "О реализации отдельных положений постановления Правительства Волгоградской области от 28.07.2014 N 375-п "О порядке предоставления государственных научных грантов Волгоградской области" (в редакции от 11.03.2015 N 65, от 21.10.2015 N 10н, от 26.04.2016 N 18н, от 07.08.2017 N 39н, от 23.01.2018 N 7н, от 06.04.2018 N 32н, от 22.05.2018 N 46н) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству и выявления коррупциогенных факторов.
Поводом для проведения повторной правовой и антикоррупционной экспертизы является принятие акта федерального законодательства по вопросу, регулируемому рассматриваемым правовым актом (на основании абзаца 3 пункта 10 Методических рекомендаций по проведению правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минюста России от 31.05.2012 N 87).
Правовой экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждены:
- Положение о конкурсной комиссии по предоставлению государственных научных грантов Волгоградской области;
- форма заявления на участие в конкурсе на предоставление государственных научных грантов Волгоградской области;
- форма научного, научно-технического, инновационного проекта, представляемого на конкурс на предоставление государственных научных грантов Волгоградской области;
- форма сметы расходов на проведение работ по научному, научно-техническому, инновационному проекту;
- форма сведений об участнике конкурса, представившем научный, научно-технический, инновационный проект на конкурс на предоставление государственных научных грантов Волгоградской области;
- форма журнала регистрации конкурсных заявок;
- типовая форма соглашения о предоставлении государственного научного гранта Волгоградской области в форме субсидии;
- форма отчета "Отчет об использовании государственного научного гранта Волгоградской области".
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, связанные со стимулированием развития научно-технической деятельности на территории Волгоградской области путем полного или частичного финансирования научной и (или) научно-технической деятельности.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции от 23.05.2016 N 149-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 01.05.2019 N 94-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2005 N 260 "О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации" (в редакции от 28.09.2018 N 1152);
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1188-р "О Программе координации работ в области нанотехнологий и наноматериалов в Российской Федерации";
- Уставом Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 04.03.2005 N 1020-ОД "О государственных научных грантах Волгоградской области" (в редакции от 10.07.2015 N 99-ОД);
- Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2016 N 973 "Об утверждении Положения о комитете экономической политики и развития Волгоградской области" (в редакции 22.04.2019 N 200);
- Постановлением Правительства Волгоградской области от 28.07.2014 N 375-п "О Порядке предоставления государственных научных грантов Волгоградской области" (в редакции от 23.07.2018 N 321-п).
- Приказом комитета финансов Волгоградской области от 21.03.2019 N 110 "Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом "е" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" определено, что законодательство о науке и государственной научно-технической политике состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 12 указанного выше Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено право принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об осуществлении деятельности указанных органов в научной и (или) научно-технической сферах.
Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике", финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности, которое осуществляется государственными и (или) негосударственными фондами, может осуществляться за счет грантов, передаваемых научным и научно-педагогическим работникам, другим физическим лицам, а также научным организациям, образовательным организациям высшего образования, другим юридическим лицам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В названом Федеральном законе N 127-ФЗ пункт 8 статьи 15 отсутствует
Абзацем 5 части 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 и подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктах 6 - 8.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
В соответствии со статьей 5 Закона Волгоградской области "О государственных научных грантах Волгоградской области", порядок предоставления грантов утверждается Администрацией Волгоградской области.
Согласно пункту 3 и абзацу 1 пункта 12 Порядка предоставления государственных научных грантов Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 28.07.2014 N 375-п, главным распорядителем средств областного бюджета, направленных на предоставление грантов, является министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области (далее именуется - уполномоченный орган).
Конкурсная заявка должна содержать:
заявление на участие в конкурсе по форме, утвержденной уполномоченным органом;
проект, представляемый на конкурс, по форме, утвержденной уполномоченным органом;
смету расходов на проведение работ по проекту по форме, утвержденной уполномоченным органом;
сведения об участнике конкурса, представившем проект на конкурс, по форме, утвержденной уполномоченным органом;
согласие физического лица на обработку персональных данных.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 статьи 7 Устава Волгоградской области установлено, что систему органов государственной власти Волгоградской области образуют:
- Волгоградская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Волгоградской области;
- Губернатор Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области;
- Администрация Волгоградской области - высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области;
- иные исполнительные органы государственной власти Волгоградской области.
Согласно Приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" установлено, что комитет экономической политики и развития Волгоградской области входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Пунктом 1.1. Положения о комитете экономической политики и развития Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.12.2016 N 973, установлено, что комитет экономической политики и развития Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сферах стратегического планирования социально-экономического развития Волгоградской области, развития инвестиционной, инновационной деятельности и государственно-частного партнерства на территории Волгоградской области, развития малого и среднего предпринимательства на территории Волгоградской области, развития конкуренции на территории Волгоградской области, проведения административной реформы на территории Волгоградской области, развития международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Волгоградской области, мобилизационной подготовки экономики Волгоградской области.
В соответствии с абзацем 5 пункта 3.3 обозначенного выше Положения Председатель издает приказы Комитета.
Таким образом, разработка исследуемого правовой экспертизой проекта ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения правовой экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пункту 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе о бюджете субъекта Российской Федерации в соответствии с решениями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе; а также бюджетные ассигнования на предоставление некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по результатам проводимых ими конкурсов бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы не осуществляют функции и полномочия учредителя.
В силу пункта 9 статьи 78 и пункта 6 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации договоры (соглашения) о предоставлении грантов в форме субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, некоммерческим организациям должны заключаться в соответствии с типовыми формами, утверждаемыми финансовым органом субъекта Российской Федерации. Указанные положения введены в Бюджетный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27.12.2018 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации".
Так во исполнение пункта 9 статьи 78 и пункта 6 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации принят приказ комитета финансов Волгоградской области от 21.03.2019 N 110 "Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Исходя из указанных положений, утверждение типовых соглашений (договоров) о предоставлении из областного бюджета грантов в форме субсидий правомочен только комитет финансов Волгоградской области.
Таким образом, типовая форма соглашения о предоставлении государственного научного гранта Волгоградской области в форме субсидии, утвержденная приказом министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 28.07.2014 N 234 противоречит положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации и приказу комитета финансов Волгоградской области от 21.03.2019 N 110.
Содержание и форма исследуемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
Текст рассматриваемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 13.08.2014 N 147.
Тексты приказов комитета экономики Волгоградской области от 11.03.2015 N 65, от 21.10.2015 N 10н, от 26.04.2016 N 18н опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" соответственно от 20.10.2015 N 163, от 03.11.2015 N 169, от 11.05.2016 N 83.
Тексты приказов комитета экономической политики и развития Волгоградской области от 07.08.2017 N 39н, от 23.01.2018 N 7н, от 06.04.2018 N 32н, от 22.05.2018 N 46н опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" соответственно от 15.08.2017 N 138, от 02.02.2018 N 11, от 20.04.2018 N 44, от 01.06.2018 N 61.
Вывод: приказ министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 28.07.2014 N 234 "О реализации отдельных положений постановления Правительства Волгоградской области от 28.07.2014 N 375-п "О порядке предоставления государственных научных грантов Волгоградской области" (в редакции от 11.03.2015 N 65, от 21.10.2015 N 10н, от 26.04.2016 N 18н, от 07.08.2017 N 39н, от 23.01.2018 N 7н, от 06.04.2018 N 32н, от 22.05.2018 N 46н) не соответствует действующему федеральному законодательству в части положений, указанных в настоящем экспертном заключении.
Предлагаем устранить выявленное несоответствие федеральному законодательству.
Начальник Управления |
П.В. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 3 июня 2019 г. N 1493н "На приказ министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области от 28.07.2014 N 234 "О реализации отдельных положений постановления Правительства Волгоградской области от 28.07.2014 N 375-п "О порядке предоставления государственных научных грантов Волгоградской области" (в редакции от 11.03.2015 N 65, от 21.10.2015 N 10н, от 26.04.2016 N 18н, от 07.08.2017 N 39н, от 23.01.2018 N 7н, от 06.04.2018 N 32н, от 22.05.2018 N 46н)"
Текст заключения опубликован не был