Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В. Кретова, судей Д.Н. Басманова, А.В. Проскурова,
с участием гражданки Е.Б. Куприяновой, представителей Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми А.А. Бородкиной - юрисконсульта 2 категории отдела анализа и развития законодательства в сфере социальной защиты населения Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, А.И. Фотиева - главного специалиста-эксперта отдела социальных выплат Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми,
руководствуясь частью 3 статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части 1 статьи 3, статьями 90, 91, 92 и 93 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта 6 пункта 10 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячных, ежегодных, единовременных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 16 мая 2012 года N 900.
Поводом к рассмотрению настоящего дела явилась жалоба Е.Б. Куприяновой, а основанием к рассмотрению - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми положения вышеприведенного приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В. Проскурова, выступления сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми установил:
1. В Конституционный Суд Республики Коми обратилась гражданка Е.Б. Куприянова о проверке конституционности подпункта 6 пункта 10 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячных, ежегодных, единовременных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 16 мая 2012 года N 900 (далее - Административный регламент).
В жалобе заявительница просит признать вышеприведенные положения Административного регламента не соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 40, 43, 65 и 66.
В обоснование жалобы Е.Б. Куприянова указала, что положения подпункта 6 пункта 10 Административного регламента нарушают ее конституционные права на социальное обеспечение, возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением, так как обязывают ежегодно обращаться в органы социальной защиты с заявлением о предоставлении ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы.
Из представленных документов следует, что по ее заявлениям в 2011, 2012, 2013, 2014, 2017 годах ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населению г. Сыктывкара" были выплачены ежегодные компенсации за вред здоровью как инвалиду III группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В 2015, 2016 годах указанные выплаты не производились, так как с соответствующим заявлением Е.Б. Куприянова не обращалась. Заявительница полагает, что так как ей установлена бессрочно инвалидность III группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, копии подтверждающих данный факт документов имеются в ее личном деле в ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населению г. Сыктывкара", ежегодное обращение с заявлением о выплате ежегодной компенсации за вред здоровью действующим законодательством не предусмотрено. Кроме того, Е.Б. Куприянова указала, что иные социальные выплаты как инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью, ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ей выплачиваются постоянно с августа 1996 года без подачи ежегодных заявлений об их предоставлении.
Конституционный Суд Республики Коми в силу части второй и третьей статьи 68 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" выносит решения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении; при этом Конституционный Суд Республики Коми принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими актами толкования или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Коми является подпункт 6 пункта 10 Административного регламента, а именно проверка соответствия положений данной нормы Конституции Республики Коми, гарантирующей права граждан на социальное обеспечение, возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением.
2. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пунктом "ж" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 64 Конституции Республики Коми).
Обеспечение соответствия Конституции Республики Коми, законов и иных нормативных правовых актов Республики Коми Конституции Российской Федерации и федеральным законам также относится к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми. Тем самым в соответствии с положениями, закрепленными в пунктах "а" и "б" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми, обеспечиваются исполнение законов и иных нормативных актов федерального уровня, защита прав и свобод человека и гражданина, законность и правопорядок.
Конституция Российской Федерации в соответствии с положениями ее статьи 42, которой корреспондирует статья 43 Конституции Республики Коми, закрепляет обязанность государства возмещать ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П, определение от 3 ноября 2006 года N 445-О).
В целях реализации принятых на себя государством обязательств по возмещению такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским и другим отраслевым законодательством, Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон Российской Федерации) установлена система денежных и других материальных компенсаций и льгот для граждан, пострадавших от радиационного воздействия.
В частности, в соответствии с частью первой статьи 39 настоящего закона инвалидам III группы предусмотрена выплата ежегодной компенсации за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, порядок предоставления которой определяется Правительством Российской Федерации (статья 4 Закона Российской Федерации).
Во исполнение приведенных законоположений Правительство Российской Федерации Постановлением от 31 декабря 2004 года N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" утвердило Правила предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 5, 8 Правил для получения компенсации получатель компенсации подает по месту жительства в орган в сфере социальной защиты населения, уполномоченный органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, заявление (с указанием почтового адреса или реквизитов счета, открытого получателем компенсации в кредитной организации), к которому прилагаются заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки, копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. По месту подачи заявления на каждого получателя компенсации формируется дело, подлежащее хранению в установленном порядке. Предоставление компенсации производится начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Таким образом, право инвалидов III группы вследствие чернобыльской катастрофы на получение ежегодной компенсации за вред здоровью гарантировано Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и при этом положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 907, не предусматривают, что инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, уже получающие ежегодную компенсацию за вред здоровью, обязаны для ее получения ежегодно обращаться с соответствующим заявлением в органы социальной защиты населения.
В свою очередь, субъектам Российской Федерации переданы полномочия по установлению только порядка выплаты ежегодной компенсации за вред здоровью ее получателям (пункт 6 Правил).
Во исполнение требований вышеприведенного Закона Российской Федерации и Правил Агентством Республики Коми по социальному развитию приказом от 16 мая 2012 года N 900 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячных, ежегодных, единовременных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Правовой анализ положений Административного регламента свидетельствует о том, что данный правовой акт определяет лишь порядок, последовательность и сроки административных процедур и административных действий центров по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по выплате компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Так, подпунктом 6 пункта 10 Административного регламента предусмотрено, что для получения ежегодной компенсации за вред здоровью инвалидам III группы вследствие чернобыльской катастрофы в центр по предоставлению государственных услуг или в МФЦ по месту жительства предоставляются заявление по рекомендуемой форме, указанной в приложении N 4 к настоящему Административному регламенту, заверенная копия удостоверения, дающего право на меры социальной поддержки.
В соответствии с установленным Правилами порядком предоставления гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, Административным регламентом определены сроки и последовательность осуществления действий центров по предоставлению государственных услуг при принятии заявлений и решений о выплате компенсации за вред здоровью, формировании личных дел заявителей, организации выплат компенсаций (пункты 4, 5, 8, 10, 11, 12, 28, 29, 47, 49, 57, 64, 74, 78, 79, 84, 85, 86 Административного регламента).
Ежемесячные, ежегодные, единовременные денежные компенсации выплачиваются центрами по предоставлению государственных услуг с месяца, следующего за месяцем подачи заявления со всеми необходимыми документами, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации (пункт 8 Административного регламента).
Денежные компенсации инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, в частности ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров, ежегодная компенсация за вред здоровью по своей природе носят единый правовой характер, направлены на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью радиационным воздействием, и на предоставление мер социальной поддержки. Установленные Правительством Российской Федерации общие правила предоставления указанных денежных компенсаций также по сути идентичны и различаются лишь набором прилагаемых заявителями документов, периодичностью и объемом их выплат.
Сами по себе положения подпункта 6 пункта 10 Административного регламента о форме заявления о выплате компенсации прежде всего носят рекомендательный характер и не устанавливают обязанность ежегодного обращения в центры по предоставлению государственных услуг или в МФЦ по месту жительства с заявлением о выплате ежегодной компенсации за вред здоровью для лиц с установленной бессрочной группой инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Поэтому допускаемые в правоприменительной практике различные подходы при принятии решений о выплате денежных компенсаций в отношении лиц с установленной бессрочной группой инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, уже получающих ежегодную компенсацию за вред здоровью, а именно требование каждый год заявлений о выплате ежегодной компенсации за вред здоровью, в то время как для выплаты ежемесячных компенсаций на приобретение продовольственных товаров, ежемесячных компенсаций в возмещение вреда здоровью такие заявления не требуются, не основаны на законе.
С учетом изложенного следует признать, что оспариваемые Е.Б. Куприяновой положения подпункта 6 пункта 10 Административного регламента не могут расцениваться как нарушающие ее конституционные права на социальное обеспечение и возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением, и не противоречат Конституции Республики Коми, ее статьям 40, 43, 65 и 66.
Проверка же правильности применения указанных правовых норм иными органами требует изучения фактических обстоятельств дела, входит в полномочия судов общей юрисдикции и к компетенции Конституционного Суда Республики Коми, как она определена в статье 96 Конституции Республики Коми и статье 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", не относится.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 91, 93 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми постановил:
1. Признать положения подпункта 6 пункта 10 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячных, ежегодных, единовременных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 16 мая 2012 года N 900, не противоречащими Конституции Республики Коми, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования эти положения не устанавливают и не предполагают обязанность ежегодного обращения в центры по предоставлению государственных услуг или в МФЦ по месту жительства с заявлением о выплате ежегодной компенсации за вред здоровью для лиц с установленной бессрочной группой инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, уже получающих ежегодную компенсацию за вред здоровью.
Конституционно-правовой смысл указанных положений, выявленный в настоящем Постановлении, является общеобязательным и исключает иное истолкование в правоприменительной практике.
2. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. В соответствии со статьей 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и размещению на официальном сайте Республики Коми в информационно-коммуникационной сети "Интернет" (на официальном интернет-портале Республики Коми).
Конституционный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 27 декабря 2017 г. "По делу о проверке конституционности подпункта 6 пункта 10 Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате ежемесячных, ежегодных, единовременных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 16 мая 2012 года N 900, по жалобе гражданки Куприяновой Елены Борисовны"
Текст постановления опубликован в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" от 19 января 2018 г. N 1