Действуют с 16 июля 2014 г.
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по экспертизе и контролю реализации государственных программ города Москвы (далее - Методические рекомендации, госпрограммы) разработаны в целях обеспечения единства подходов при осуществлении экспертизы и контроля реализации госпрограмм Контрольно-счетной палатой Москвы (далее - КСП Москвы).
1.2. Методические рекомендации содержат общие вопросы экспертизы и контроля реализации госпрограмм, специфика конкретных госпрограмм не рассматривается.
1.3. В отношении госпрограмм КСП Москвы осуществляет:
- экспертизы проектов госпрограмм и проектов изменений госпрограмм;
- контрольные мероприятия по вопросам реализации госпрограмм*(1);
- оценку отчетности о выполнении госпрограмм в рамках экспертизы проекта закона города Москвы об исполнении бюджета города Москвы;
- экспертизы действующих госпрограмм;
- выборочный анализ обоснованности бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм в рамках экспертиз проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы и о внесении в него изменений;
- анализ финансирования госпрограмм из бюджета города Москвы и достижения отдельных результатов госпрограмм в рамках мониторинга исполнения бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы и социально-экономической ситуации в городе Москве.
1.4. Экспертиза проектов госпрограмм и проектов изменений госпрограмм осуществляется в соответствии со Стандартом 3.9. "Экспертиза проектов государственных программ города Москвы" и Методическими рекомендациями по проведению экспертизы проектов государственных программ города Москвы.
1.5. Оценка отчетности о выполнении госпрограмм в рамках экспертизы проекта закона города Москвы об исполнении бюджета города Москвы и выборочный анализ обоснованности бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм в рамках экспертиз проектов законов города Москвы о бюджете города Москвы и о внесении в него изменений осуществляются в соответствии с планами-заданиями, основными требованиями к оформлению итоговых материалов экспертиз, программами проведения соответствующих экспертно-аналитических мероприятий.
1.6. Анализ финансирования госпрограмм из бюджета города Москвы и достижения отдельных результатов госпрограмм в рамках мониторинга исполнения бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы и социально-экономической ситуации в городе Москве осуществляется в соответствии со Стандартом 3.2 "Мониторинг исполнения бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы и социально-экономической ситуации в городе Москве" и планами-заданиями соответствующих экспертно-аналитических мероприятий.
1.7. Контроль реализации госпрограмм осуществляется в целях оценки правомерности и эффективности использования государственных средств города Москвы; оценки влияния реализации программных мероприятий на социально-экономическое развитие города Москвы; получения и предоставления органам государственной власти города Москвы информации, необходимой для оценки состояния и повышения эффективности выполнения государственных задач и функций города Москвы, использования государственных средств города Москвы*(2).
1.8. Экспертиза госпрограмм осуществляется в целях выявления рисков неправомерного и неэффективного использования государственных средств города Москвы; анализа ожидаемого влияния госпрограммы на социально-экономическое развитие города Москвы; получения и предоставления органам государственной власти города Москвы информации, необходимой для своевременного принятия мер по повышению эффективности выполнения государственных задач и функций города Москвы, использования государственных средств города Москвы.
1.9. Выбор вида контрольного мероприятия осуществляется при формировании плана работы КСП Москвы на очередной год в зависимости от круга предполагаемых к рассмотрению вопросов.
1.9.1. Если основными вопросами контрольного мероприятия являются вопросы правомерности и эффективности использования бюджетных средств и иных объектов собственности города Москвы, как правило, организуется и проводится проверка реализации госпрограммы. При проведении проверки реализации госпрограммы в обязательном порядке проводится выборочный контроль фактического выполнения мероприятий госпрограммы с выходом в проверяемые органы и организации, на объекты выполнения работ.
1.9.2. Если основными вопросами контрольного мероприятия являются вопросы достижения целей и выполнения задач госпрограммы, эффективности применения инструментария госпрограммы для решения вопросов социально-экономического развития города Москвы, как правило, организуется и проводится обследование реализации госпрограммы. При проведении обследования реализации госпрограммы используются результаты проверок фактического выполнения мероприятий госпрограммы, полученные в ранее проведенных контрольных мероприятиях, или осуществляется выход в проверяемые органы и организации, на объекты выполнения работ.
1.10. При проведении экспертиз госпрограммы анализируются и оцениваются как действующие нормативные правовые акты.
2. Основные подходы к организации и проведению контрольных мероприятий по вопросам реализации госпрограмм
2.1. При осуществлении контрольных мероприятий по вопросам реализации госпрограмм*(3) используются результаты экспертиз проектов госпрограмм и проектов изменений госпрограмм, экспертиз госпрограмм, а также результатов рассмотрения обращений граждан.
2.2. При необходимости могут проводиться комплексные обследования реализации нескольких действующих госпрограмм.
2.3. В ходе контрольного мероприятия по вопросам реализации госпрограммы решаются следующие основные задачи:
2.3.1. оценка выполнения госпрограммы по основным вопросам, определенным в приложении 1 к Методическим рекомендациям, а также, при необходимости, по иным вопросам, определенным руководителем контрольного мероприятия;
2.3.2. анализ отчетности о выполнении госпрограммы по основным вопросам, определенным в приложении 2 к Методическим рекомендациям, а также, при необходимости, по иным вопросам, определенным руководителем контрольного мероприятия;
2.3.3. анализ отдельных характеристик госпрограммы, значимых для контроля ее выполнения по основным вопросам, определенным в приложении 3 к Методическим рекомендациям, а также, при необходимости, по иным вопросам, определенным руководителем контрольного мероприятия;
2.3.4. формирование предложений, направленных на обеспечение правомерности и повышение эффективности использования бюджетных средств и иных объектов собственности города Москвы, выполнения задач и достижения целей госпрограммы.
2.4. В ходе комплексного обследования реализации нескольких действующих госпрограмм решаются основные задачи контрольного мероприятия по вопросам реализации каждой из обследуемых госпрограмм камерально, по отдельным госпрограммам - с выборочными проверками, а также осуществляется выявление и анализ общих, системных нарушений и недостатков, характерных для обследуемых госпрограмм, а также их причин.
2.5. При проведении контрольного мероприятия по вопросам реализации госпрограммы проводится анализ выполнения мероприятий, направленных на выполнение текущих государственных задач и функций в обследуемой сфере деятельности*(4), и мероприятий, направленных на обеспечение функционирования обследуемой отрасли в будущих периодах*(5).
2.6. Оценка выполнения госпрограммы производится в сравнении с плановыми натуральными и финансовыми показателями, установленными в последней редакции госпрограммы, действовавшей в проверяемом (обследуемом) периоде, а также в действующей на момент проведения контрольного мероприятия редакции госпрограммы*(6). При необходимости также проводится анализ достижения показателей, установленных в программах, стратегиях, концепциях развития и иных программно-плановых документах Российской Федерации и Центрального федерального округа.
По возможности также проводится анализ динамики значений отдельных наиболее значимых показателей конечных и непосредственных результатов реализации госпрограммы в сравнении с динамикой значений этих показателей в предыдущие периоды.
2.7.
Текст предыдущего абзаца приводится в соответствии с источником
3. Основные направления формирования выводов и предложений по результатам контроля реализации госпрограмм
3.1. Оценка соотношения плановых и фактических значений:
- финансирования и выполнения мероприятий госпрограммы*(7);
- выполнения мероприятий и достижения конечных результатов госпрограммы и подпрограмм госпрограммы*(8).
3.2. Определение причин выявленных основных недостатков реализации госпрограммы, зависящих от органов исполнительной власти города Москвы, в том числе:
3.2.1. оценка полноты и своевременности планирования, организации и осуществления закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; организации отбора претендентов на получение субсидий в рамках реализации госпрограммы; формирования, доведения и финансового обеспечения государственного задания;
3.2.2. оценка своевременности направления заявок на получение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение мероприятий, соответствующих целям реализации госпрограммы; организация отбора инвестиционных проектов.
3.3. Анализ реализации полномочий, возложенных на орган исполнительной власти как на участника госпрограммы в соответствии с Порядком разработки и реализации государственных программ города Москвы*(9) (далее - Порядок), в том числе оценка системы взаимодействия координатора, ответственного исполнителя, соисполнителей; сбора отчетности об итогах выполнения мероприятий госпрограммы; распределения обязанностей и ответственности между участниками реализации госпрограммы; мер воздействия за недостижение поставленных целей и задач госпрограммы. Формирование предложений по устранению (предотвращению) нарушений, возмещению (предотвращению) ущерба городу Москве; устранению причин основных нарушений и недостатков в реализации госпрограммы, повышению эффективности реализации госпрограммы.
4. Основные подходы к организации и осуществлению экспертиз госпрограмм, формированию выводов и предложений
4.1. При осуществлении экспертизы госпрограмм используются результаты экспертиз проектов госпрограмм и проектов изменений госпрограмм, а также результаты контрольных мероприятий по вопросам реализации госпрограмм, иных тематических контрольных мероприятий, экспертиз законопроектов о бюджете города Москвы и о внесении в него изменений, а также проекта закона города Москвы об исполнении бюджета города Москвы.
Нарушения и недостатки, являющиеся следствием ненадлежащего качества госпрограмм, указываются применительно к соответствующим недостаткам госпрограммы. Иные нарушения и недостатки, выявленные при осуществлении контроля и не обусловленные качеством госпрограмм, указываются отдельно*(10).
4.2. Экспертиза госпрограмм осуществляется путем:
- проведения экспертизы отдельной действующей госпрограммы (подпрограммы госпрограммы);
- проведения комплексной экспертизы нескольких действующих госпрограмм.
4.3. В ходе экспертизы отдельной госпрограммы (подпрограммы госпрограммы) решаются следующие основные задачи:
4.3.1. оценка соответствия госпрограммы требованиям законодательства Российской Федерации и города Москвы;
4.3.2. анализ согласованности госпрограммы с государственными программами Российской Федерации, федеральными целевыми программами и иными документами, определяющими направления социально-экономического развития в соответствующей сфере деятельности;
4.3.3. анализ полноты, безызбыточности, адекватности и прозрачности конечных результатов госпрограммы и ее подпрограмм;
4.3.4. анализ полноты, безызбыточности, эффективности мер по достижению целей и выполнению задач госпрограммы;
4.3.5. анализ отдельных характеристик госпрограммы, значимых для контроля ее выполнения.
4.4. Задачи, указанные в подп. 4.3.1-4.3.4 Методических рекомендаций, решаются по вопросам экспертизы проекта государственной программы (приложение к Методическим рекомендациям по проведению экспертизы проектов государственных программ города Москвы).
Задача, указанная в подп. 4.3.5 Методических рекомендаций, решается по основным вопросам, определенным в приложении 3 к Методическим рекомендациям, а также, при необходимости, по иным вопросам, определенным руководителем экспертизы.
4.5. В ходе комплексной экспертизы нескольких действующих госпрограмм решаются основные задачи экспертизы каждой из рассматриваемых госпрограмм, а также осуществляются выявление и анализ общих, системных нарушений и недостатков, характерных для экспертируемых госпрограмм, их причин.
4.6. Формирование выводов и предложений по результатам экспертиз госпрограмм осуществляется аналогично правилам, установленным в разделе 3 Стандарта 3.9. "Экспертиза проектов государственных программ города Москвы".
5. Основные направления подготовки к проведению проверок и обследований реализации госпрограмм и экспертиз госпрограмм
5.1. При подготовке к контрольному мероприятию - уточнение перечней основных вопросов оценки выполнения госпрограммы, основных вопросов анализа отчетности о выполнении госпрограммы и основных вопросов анализа отдельных характеристик госпрограммы (приложения к Методическим рекомендациям) с учетом специфики госпрограммы (госпрограмм).
5.2. При подготовке к экспертизе - уточнение перечня основных вопросов анализа отдельных характеристик госпрограммы (приложение 3 к Методическим рекомендациям) с учетом специфики госпрограммы (госпрограмм).
5.3. Проработка возможности включения вопросов обследования в программы проведения иных контрольных мероприятий КСП Москвы с учетом ограничений по срокам и ресурсам.
5.4. Обеспечение комплексного характера контрольного мероприятия по вопросам реализации госпрограмм.
5.5. Запрос у координатора госпрограммы, ответственных исполнителей и соисполнителей госпрограммы необходимой информации, отсутствующей в КСП Москвы, в открытом доступе и в информационных системах, к которым обеспечен доступ КСП Москвы, например:
- копии отчета по госпрограмме, составленного в соответствии с требованиями Порядка и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ города Москвы*(11) (далее - Методические указания);
- копии статистической отчетности, содержащей информацию о конечных (непосредственных) результатах реализации госпрограммы (о стартовых значениях и достигнутых результатах). В случае отсутствия в статистической отчетности конечных (непосредственных) результатов госпрограммы запрашивается методика их расчета*(12);
- информации об адресных перечнях объектов, на которых запланировано проведение работ по капитальному, текущему ремонту, благоустройству территории и приобретению оборудования в рамках реализации соответствующих государственных программ, с указанием сведений о планируемых работах (приобретаемых товарах), включая плановые сроки их начала и окончания и источники их финансового обеспечения;
- сведений о заключенных органами исполнительной власти города Москвы и государственными организациями контрактах в разрезе целевых статей расходов госпрограмм, с указанием адреса объекта, плановых и фактических показателей контракта в натуральных и стоимостных величинах.
5.6. Запрос информации у организаций, участвующих в реализации госпрограммы (при необходимости):
- данных об утвержденных инвестиционных программах на соответствующие годы и отчетов об их реализации, годовых отчетов;
- данных о финансировании мероприятий госпрограммы.
5.7. Запрос информации у органов исполнительной власти, осуществляющих администрирование платежей в бюджет города Москвы (при необходимости):
- данных по фактическим объемам недопоступлений в бюджет города Москвы за отчетный период в связи с применением налоговых льгот в рамках реализации госпрограммы;
- данных по фактическим объемам недопоступлений неналоговых платежей в бюджет города Москвы за отчетный период в связи с предоставлением имущества города Москвы в пользование на льготной основе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по экспертизе и контролю реализации государственных программ города Москвы (утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 16 июля 2014 г. N 39/01-05)
Настоящие Методические рекомендации действуют с 16 июля 2014 г.
Текст Методических рекомендаций официально опубликован не был