Действуют с 21 апреля 2017 г.
1. Общие положения
1. Целями Методических рекомендаций являются определение общих подходов к анализу деятельности проверяемых органов и организаций, обеспечение единства методологических принципов оценки нарушений и недостатков, рекомендации по квалификации видов неэффективной деятельности (недостатков) и порядку расчета сумм причиняемого ими ущерба. При оценке эффективности деятельности проверяемых органов и организаций используется Стандарт 2.2. "Аудит эффективности".
2. Под недостатками в Методических рекомендациях понимаются действия (бездействие) должностных лиц проверяемых органов и организаций, приводящие к ущербу городу Москве (внутригородскому муниципальному образованию), но при этом не нарушающие требований нормативных правовых актов. Действия (бездействие) должностных лиц, не соответствующие требованиям нормативных правовых актов, оцениваются в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), утвержденного приказом от 30.06.2015 N 48/01-05 (далее - Классификатор нарушений).
3. Действия (бездействие) оцениваются как неэффективные только в тех случаях, когда доказана возможность выполнения их с достижением лучшего результата при использовании данного объема средств или достижения данного результата при использовании меньшего объема средств (в тех условиях, которые имели место на момент совершения соответствующих действий)*(1), и (или) установлено использование не всех имеющихся возможностей по получению, сохранению и более производительному использованию государственных (муниципальных) средств. Все суждения и оценки по вопросам эффективности использования государственных (муниципальных) средств должны быть аргументированы.
4. Общие подходы к формированию предложений по результатам выявления нарушений, недостатков и ущерба приведены на схеме 1.
Схема 1. Общие принципы оценки нарушений и недостатков
А. В случае установления факта нарушения, влекущего ущерб, вносятся предложения по устранению нарушения и возмещению (предотвращению) ущерба (при наличии возможности такого устранения/возмещения), а также предложения, направленные на недопущение таких нарушений в дальнейшем.
Б. В случае установления факта нарушения, не влекущего ущерб, вносятся предложения по устранению нарушения (при наличии возможности такого устранения), а также предложения, направленные на недопущение таких нарушений в дальнейшем. Одновременно рассматривается вопрос о внесении предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования, в том числе исключения излишней регламентации.
В. В случае установления факта неэффективной деятельности (недостатка) вносятся предложения по предотвращению ущерба (при выявлении потенциального ущерба), а также предложения, направленные на недопущение таких недостатков в дальнейшем, в том числе рассматривается вопрос о совершенствовании правового регулирования.
Г. В случае если факты нарушений и недостатков в деятельности проверяемых органов и организаций не установлены, в материалах контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия делаются соответствующие отметки.
5. Недостатки объединены в Методических рекомендациях в следующие группы:
- нерезультативное использование государственных (муниципальных) средств;
- неэкономное использование государственных (муниципальных) средств;
- неиспользование государственных (муниципальных) средств;
- неиспользование возможностей получения государственных (муниципальных) средств;
- иные недостатки.
6. Недостатки учитываются по количеству случаев (фактов) без их стоимостной оценки, приводится стоимостная оценка ущерба вследствие недостатков (фактического или потенциального).
7. При выявлении ситуации, когда ущерб городу (муниципальному образованию) причинен, в материалах контрольного мероприятия фиксируется фактический ущерб. При выявлении ситуации, когда ущерб городу (муниципальному образованию) еще не причинен, но непринятие мер приведет к нему, в материалах контрольного или экспертно-аналитического мероприятия фиксируется потенциальный ущерб. Если по предложениям органа внешнего государственного финансового контроля необходимые меры приняты, соответствующий ущерб городу (муниципальному образованию) учитывается как предотвращенный. В Методических рекомендациях рассматриваются только недостатки, по которым может быть исчислен объем (сумма) причиненного или потенциального ущерба.
8. В целях обеспечения методологического единства при оценке нарушений и недостатков в Методических рекомендациях применяются аналогичные с Классификатором нарушений виды ущерба*(2):
а) недопоступление средств в бюджет; недопоступление государственной (муниципальной) собственности;
б) утрата бюджетных средств; утрата государственной (муниципальной) собственности;
в) избыточные расходы бюджетных средств;
г) безрезультатные расходы бюджетных средств; безрезультатные затраты государственной (муниципальной) собственности;
д) упущенная выгода.
9. Под недопоступлением средств в бюджет в Методических рекомендациях понимается непоступление денежных средств в бюджет, которые должны были поступить в соответствии с законами (решениями) и иными нормативными правовыми актами при отсутствии объективных условий, препятствующих их поступлению*(3).
10. Под недопоступлением государственной (муниципальной) собственности в Методических рекомендациях понимается непоступление объектов в собственность города (муниципального образования), которые должны были поступить в соответствии с законами (решениями) и иными нормативными правовыми актами, инвестиционными контрактами и иными договорами при отсутствии объективных условий, препятствующих их поступлению*(4), а также иных объектов, созданных за счет бюджетных средств.
11. Под утратой бюджетных средств, государственной (муниципальной) собственности в Методических рекомендациях понимается утрата бюджетных средств, иных объектов государственной (муниципальной) собственности до их расходования (использования по конечному назначению), невозврат бюджетных средств или иных объектов государственной (муниципальной) собственности, снижение стоимости государственной (муниципальной) собственности вследствие неэффективного управления, ненадлежащего хранения, эксплуатации имущества и т.п.
12. Под избыточными расходами бюджетных средств в Методических рекомендациях понимается разница между фактическими и минимальными возможными (достаточными в данном случае) расходами, а также расходы, обусловленные необходимостью компенсации вреда, причиненного гражданам и организациям, уплаты штрафных санкций вследствие невыполнения договоров государственными (муниципальными) органами и организациями*(5).
13. Под безрезультатными расходами бюджетных средств (затратами государственной (муниципальной) собственности) в Методических рекомендациях понимаются расходы (затраты), не приведшие к необходимому (ожидаемому, пригодному для использования) результату для города, муниципального образования.
14. Под упущенной выгодой в Методических рекомендациях понимаются средства, которые не были получены от размещения бюджетных средств в депозиты.
15. Под бюджетными средствами в Методических рекомендациях понимаются средства бюджета города Москвы, средства бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования, средства бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве. Случаи неэффективного использования средств, предоставленных из бюджета в виде субсидий и субвенций, рассматриваются как соответствующие недостатки при предоставлении соответствующей субсидии или субвенции.
16. Расчет сумм по ущербу, имеющему место в определенном периоде времени, осуществляется за проверяемый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по оценке недостатков в деятельности проверяемых органов и организаций (утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 21 апреля 2017 г. N 25/01-05)
Настоящие Методические рекомендации действуют с 21 апреля 2017 г.
Текст Методических рекомендаций официально опубликован не был